Политические воззрения в эпоху Средневековья и Возрождения

В средние века (У-ХУ вв. н. э.) философско-этическая концепция по­литики, которая была свойственна политическим учениям Древнего мира, в Западной Европе постепенно вытеснялась религиозной (христианской) концепцией. Христианство синтезировало многие идеи древнегреческих мыслителей, выдвинутые ими понятия блага, морали, справедливости, ис­тинности знания.

Благодаря своему учению, которое обращено к человеку (в отличие от язычества) и внушало моральные ценности, а также благодаря институ­ту церкви, христианству удалось превратить утонченные идеалы филосо­фов античности в легко усваиваемые догматы и смягчить пессимизм людей с помощью трансцендентальных надежд. Основные пути совершенствова­ния человека и общества есть любовь к Богу и исповедь. Наиболее извест­ные мыслители этого периода: Аврелий Августин (354-430 гг.), Фома Ак-винский (1224-1274 гг.), которого интересовал рационализм классического периода и христианских принципов, Марсилий Падуанский (1275-1342 гг.). На раннем этапе (500-1000 гг.) Средневековья форму общества и его политическую мысль определяли три идеи: римская - о преданности идее и о долге по отношению к идее; германских варваров - о преданности лично королю; папства - о преданности Богу и обязанности перед ним. Эти идеи оказали влияние на содержание теории божественного происхождения го-


сударства ранних христианских теологов - св. Амвросия (340-397 гг.), св. Августина (354-430 гг.), и папы Григория Великого (540-604 гг.), которые утверждали, что церковная и государственная власти разделены, но обе созданы Богом, однако государство подчинено церковной власти, а основ­ная функция каждой ветви власти - спасение людей своими методами и средствами. Появляется теория двух мечей (папа Геласиус I, 492-567 гг.), которая была популярна в Средневековье, то есть мир управляется духов­ной и светской властью. Государство должно сохранять мир, порядок и создавать атмосферу, в которой люди могли бы служить Богу. Церковь от­ветственна за распространение истинного духовного учения, она указывает людям путь к их цели. Церковь, как меч духовный, должна превалировать над государством, ибо сама империя - дар Бога и император подчиняются церкви, которой поручено управление священными таинствами. Теория двух мечей, правящих миром, положила начало длительному конфликту между государством и церковью.

В Х1-Х1У вв. этот конфликт вызревал при господстве религиозной идеологии и затем разразился в эпоху Возрождения и Реформации (XV-XVI вв.). Модель человека, созданная Августином, как человека греховно­го, зависимого, иррационального, заменяется моделью человека рацио­нального и естественного, чей разум не поврежден грехопадением. Появ­ляются идеи о народном суверенитете, как цеховое, городское, обществен­ное самоуправление; праве на сопротивление неправильному правлению короля; о государстве как особом институте в обществе, идеи о законно­сти, обязанностях, о договорном происхождении власти.

В эпоху Возрождения (XV-XVI вв.) политика как система воззрений начинает выделяться из богатства, формируя новые методы познания го­сударства, политики, общества. В центр общественных отношений был по­ставлен человек с признанием его неограниченных возможностей, появля­ется такое направление как гуманизм. Гуманистические идеалы получают воплощение в литературе, искусстве, науке, политике. Эти идеалы пропо­ведовались известными представителями Возрождения - Леонардо да Вин­чи, Эразмом Роттердамским, Петраркой, Монтенем и другими. Все они выступали против всесилия католической церкви, за принцип верховенства науки, необходимость просвещения как средства исправления социальной несправедливости, против войн, освобождение личности от религии. В это же время разворачиваются широкие социально-политические и идейные движения против власти католической церкви, получившие название Ре­формация (XVI-XVII вв.), главными деятелями которой были Лютер, Цвингли, Кальвин, Мюнцер и другие, выступавшие с идеями свободы со­вести, отделения церкви от государства, признания огромного значения человеческого разума.


■■ - - ■■■.■; ■•

На рубеже ХУ-ХУ1 вв. в Италии восходит звезда политика и фило­софа Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Вместо средневековой концеп­ции божественного предопределения он выдвинул идею объективной ис­торической необходимости и закономерности. В своих работах Н. Макиа­велли обосновал: 1) новый «научный метод», согласно которому политика должна быть опытной наукой, иметь свои принципы и правила, вырабо­танные на основе исторического опыта, что позволило бы ей постигать ис­тинное положение вещей, рассуждать и стремиться к власти и управлению; 2) доктрину моральной целесообразности, то есть рассматривал политику как культ грубой силы, пренебрегающей нормами морали. Известно его изречение: «цель оправдывает средства», благодаря чему возник термин «макиавеллизм» - синоним цинизма, вероломства и двурушничества в по­литике. Но сам он не проповедовал безнравственность и насилие, не под­чинял моральные нормы политическим. Единственная цель, по его мне­нию, которая оправдывает безнравственные средства - это создание и со­хранение государства. Во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Им были разработаны принципы завоевания и удержания власти, черты главы государства (лидера), условия успеха политики и другие; 3) теорию политического республиканизма, которая оказала большое влияние на английскую и американскую политическую мысль XVII и XVIII вв. Республика для Н.Макиавелли предпочтительней монархии, причем рес­публика мыслилась как смешение форм власти: сочетание демо­кратических, аристократических, монархических элементов.

В этот же период возникает теория утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла и другие) как требование социальных низов о ра­венстве, благосостоянии, мире, как резкая критика периода первоначаль­ного накопления капитала. Для социалистов-утопистов главным злом вы­ступала частная собственность, а государство представлялось как заговор богачей с целью угнетения простого народа. В своих работах они рисовали картины идеального будущего, где нет богачей, частной собственности, господствует всеобщий труд, наивысшего расцвета достигает наука, тех­ника.