ОПЕРАТОР ВЫЗОВА ПРОЦЕДУРЫ
End.
Begin
Пример
Самостоятельная работа
К простым операторам относят: оператор присваивания, оператор перехода, оператор вызова процедуры, пустой оператор.
ПРОСТЫЕ ОПЕРАТОРЫ
Отсутствие точки с запятой между операторами служит причиной синтаксической ошибки.
Операторы определяют действия, которые могут осуществляться во время выполнения программы.
ОПЕРАТОРЫ
Условно операторы можно разделить на две группы:
· простые операторы;
· структурные операторы.
Операторы отделяются символом точка с запятой (;).
Точка с запятой не является частью оператора, это разделитель операторов.
Простые операторы – это такие операторы, которые не содержат в себе других операторов.
Оператор перехода: goto.
Используется для безусловной передачи управления указанному оператору, который имеет метку:
Label mitka1;
- - - - - - - -
Goto mitka1;
- - - - - - - - - - - -
Mitka1: оператор;
- - - - - - - - -
Пустой оператор не выполняет никаких действий, в него не входят никакие символы.
;;
либо
readln;
end.
Если перед зарезервированным словом end стоит “;” то это тоже означает, что между “;” и end стоит пустой оператор.
Поэтому после последнего оператора программы и после последнего оператора в составном операторе (т.е. перед ключевым словом end) точку с запятой ставить не обязательно.
Присвоить значение переменной можно с помощью оператора присваивания.
Оператор присваивания состоит из идентификатора переменной или функции, символа присваивания ":=" и выражения.
имя:= выражение;
Выполнение оператора присваивания:
1. Вычислить значение выражения, записанного по правую сторону от символа присваивания.
2. Присвоить вычисленное значение переменной, обозначенной именем, по левую сторону от символа присваивания.
Пример:
В программе выполняется серия присваиваний. Рассмотрим процесс модификации значений переменных во время выполнения программы (табл.)
program EX_1;
var x, y, z:integer;
begin
x:=1;
y:=3;
z:=x+y;
z:=z+10
end.
Таблица. Пошаговое выполнение программы
Выполняемый оператор | Значения переменных (содержимое ячеек оперативной памяти) | ||
х | у | z | |
Начало программы | |||
x:=1 | |||
y:=3 | |||
z:=x+y | |||
z:=z+10 |
Таблица. Пошаговое выполнение программы
Выполняемый оператор | Значения переменных (содержимое ячеек оперативной памяти) | ||
х | у | z | |
Начало программы | |||
x:=1 | |||
y:=3 | |||
z:=x+y | |||
z:=z+10 |
Обязательным является требование – тип выражения в правой части оператора и тип переменной в левой части оператора должны быть совместимы по присваиванию.
Пример:
Program Ex_2;
var a : real;
b: byte;
c: integer;
a := 6.5;
b := 244;
c := -144;
c := a; {Ошибка. Несовместимы по присваиванию. Разные группы типов }
c := b;
b:= c; { Ошибка. Несовместимы по присваиванию. Диапазон значений b меньше диапазона значений c}
a := b;
a := c
Более детально на самостоятельную работу
Ковалюк стр 81