Развитие Риторики в России
11.11.10
21.10.10
14.10.10
Тема: Устные жанры официально делового стиля
1. Деловая беседа
2. Собеседование
3. Правила видения телефонного разговора
Беседа с официальными лицами – как правило происходит в официальной обстановке . Она делится на 3 вида :
· При приеме на работу
· При увольнении
· Проблемные и дисциплинарные
Намеренье :
· нужно получить информацию или обменяться ею
· договориться по интересующему вопросу
· убедить партнера в правильность принимаемого решения
· установить конкретные деловые отношения , соблюдая при этом определенный статус
Несколько этапов :
· установление контакта с собеседником и создание доброжелательной обстановки «рад вас снова видеть » «надеюсь мы с вами достигнем взаимного понимания » «много хорошего слышал о вашей компании» «рад снова продолжить наше сотрудничество »
· Уточнение цели , задачи беседы , Уточнение сути проблемы
· Убеждение партнера .Необходимые типы аргументов
· Дать ему высказаться
· Согласование позиций : «Уточнить что это значит » «Мы понимаем вашу позицию однако» «вы считаете это лучший вариант»
· Заключение беседы (подвести итог)Резюмируют высказывание , намечают решение вопроса
Типы вопросов . По характеру различают открытые и закрытые вопросы .
Закрытый вопрос – однозначный ответ
Открытый вопрос свобода выбора ответа
По заключенному в вопросах содержанию можно выделить | |||||
Информационный вопрос | Вопросы о мнениях желаниях и установках | Конкретные вопросы - Вы довольны работой ? - Хотели бы вы на другую работу | Уточняющие | Зондирующие . Получить больше информации | Функционально психологические : -зеркальные -косвенные -Эстафетные -Вопросы мосты -Заключение «вы сможете сдать этот отчет в среду » «смог ли я вас убедить в этом» |
Цель беседы при увольнении – выявить истину причины увольнения и улучшить управленческую деятельность .Если начальник увольняет –то эти беседы не должны происходить перед выходными или праздниками, не должна проводиться более 20 минут и в помещение ,где он работает или много народа .
Если проводим дисциплинарную беседу –
· следует получить информацию о сотруднике и его работе .
· Потом сказать ему положительную информацию о его деятельности .
· Сообщение критического характера а дальше сообщение похвально поучительное .
Собеседование – устный жанр официально делового стиля цель которого – сбор информации о претенденте на вакансию .
К собеседованию нужно подготовить :
· Документы
· Резюме
· Сбор информации по фирме на которую ты устраиваешься
· Должны быть готовы ответить на вопрос какая зарплата вас устраивает (нужно собрать инфу по среднему заработку данной профессии )
· Выбирать образ соответствующий компании
Само собеседование, Важно :
· установить зрительный контакт (но не постоянно пялится ,а только тогда когда ты хочешь акцентировать )
· Стараться не отвлекаться ,
· отвечая на вопрос преследовать 2 цели : 1. только та инфа ,которая нужна работодателю , 2. дать о себе те сведения которые продают тебя максимально (на вопросы «как вы оцениваете себя? » нужно задавать уточняющий вопрос )
· Соискатели часто попадаются на уловку «активное слушание»(он делает вид что очень внимательно слушает тебя , эта уловка он пытается чтобы ты потерял бдительность )
· Очень часто интервьюер побуждает к откровенности в разговоре
· Уловка не понимания
· Задать вопросы
· по условиям работы , Функциям выполнения , Уточнить диапазон зарплаты , в пределах какого времени мне сообщат о собеседовании
Публицистический стиль
1. Его особенности
2. Средства выразительности
Функции
· Информационная публицистика
· Развлекательная
· Аналитическая
· Художественная
Формирование общественного мнения
· 1 этап : считалось , что СМИ влечет мгновенно , сразу формируют общественную позицию
· 2 этап : Влияние оказывается через лидера социальной группы
· 3 этап : общественное мнение формируется постепенно .
Языковые особенности
На лексическом уровне употребляется эмоционально-окрашенная и общественная . Простые предположения преобладают над сложными . Для СМИ характерно активное употребление выразительных средств
Риторические
Ø Тропы ----------------------------------------------------------Фигуры
Ø Метафора (скрытое сравнение)------------------------Сравнение
Ø Антитеза (противопоставление)------------------------Синтаксические повторы
Ø Гипербола ----------------------------------------------------Анафора
Ø Литота ----------------------------------------------------------Эпифора
Ø Значение ------------------------------------------------------Конструкция
Как медлит время , когда мы спешим
Как медлит время , когда мы медлим
(Литота)
Живой труп – Оксюмарон
Анафора – повтор в начале
Эпифора – повтор в конце
Инверсия – обратный порядок слов
Парцелляция – предложение разбивается на 2 части
И Гуливер . Стоит . Сутулясь .
В рекламе используется 3 группа . Графическая
Наташа не любила произведения Эриха – марка Ремарка
Все об этикете Теодре Амаде Гофмоне
Заявление подано от Ивана Гусь . Квартира продана Ермолаеву Вениамину
Домашняя работа
И официально деловой стиль
1620 году Создан первый древне Русский учебник по риторике Мерополитом …
Риторика состоит из 2 частей в первой дается представление о риторике и ее пяти частях :
· «Изобретение дела «
· Чиновное различие (расположение)
· «соединение слов»(выражение мысли ,украшение), «память»и «гласомирное и вежливое слово»(произношение) . Рассматривается 4 вида речей :
1) научающий
2) судебный
3) рассуждающий(совещательные речи при решение государственных дел)
4) показующий (хвалебные речи )
Во второй части говориться о украшении речи и о 3 стилях 1)высоким 2)мерным и 3)смеренным
В середине 18 века Михаилом Васильевичем Ломоносовым был создан первый учебник по Риторике на русском языке . Он был создан в 1742 году под названием «Краткое руководство к красноречию » Ученный рассматривал Риторику Как науку о письменной и устой речи . Риторика Ломоносова состоит из 3 частей :
1. О изобретение
2. Об украшении
3. О расположении
В учебнике говорилось о этапах создания публичной речи , об особенностях композиции , Ломоносов уделил большое внимание вопросам стиля разделял их на высокий , средний, низкий (о высоких вещах высокий стиль). Его риторика пользовалась большой популярностью и при жизни автора издавалась 3 раза , все последующие риторики были созданы на ее основе .
19 век - век расцвета и кризиса риторики . Именно в этот период создаются многочисленные блестящие учебники по теории ораторского искусства : «Опыт риторики»И.С.Рижского, «Краткая риторика, или правила относящиеся ко всем родам сочинений прозаических» А.С. Мерзлякова , «Правила высшего красноречия»М.М.Спиранского , «общая риторика »и «частная риторика» Кошанского. По этим Риторикам вилось преподавание в высших учебных заведениях .
В 50 годы 19века назрел кризис риторики . предмет риторика подвергается критике , риторика осуждается за схоластичность (оторванная от жизни). Но со второй половины 19 века значительных успехов достигло судебное красноречие . Этому способствовала судебная реформа 1864 года , установившая суд присяжных . Появилась возможность обмена мнениями сторон , обвинения и защиты . Появились выдающиеся ораторы юристы : Анатолий Федорович Конин , Петр Сергеевич Пороховщиков , Н.Н. Карабчевский и т.д.
Выдающейся государственный судебный общественный деятель , почетный академик А.Ф. Кони был блестящим мастером и теоретиком ораторского искусства . Он является автором многих произведений посвященных анализу требований предъявляемых к речи прокурора (советы лектора ). Кони предъявлял следующие требования к моральной позиции прокурора и риторическим особенностям его судебной речи : 1) Спокойствие , 2) отсутствие личного озлобления против подсудимого 3) опрятность приемов обвинения , «чуждая и возбуждении страстей , и искажению данных дела» 4) совершенная невозможность это насмешки над подсудимым 5) Полное отсутствия лицедейства в голосе , в жесте ,и в способе держаться на суде .6) Простота языка , свободного от вычурности или от громких и жалких слов 7) Неуместность использования в речи прокурора юмора 8) Особый такт и выдержка 9) Недопустимость личной заинтересованности в исходе дела
В 1910 году выходит в свет книга П.С. Пороховщикова « Искусство речи на суде » Умение говорить ,как считает Пороховщиков требует соблюдения 2 внешних условий – чистоты и точности слога и двух внутренних – знание предмета и хорошее знание языка .