Отношение к труду.

Статус труда очень высокий.

Труд мужской и женский разделялся. Мужской -пахота, строительство, война, политика; женский- приготовление пищи, уход за скотиной, роды и воспитание детей, организация жизни дома, рукоделие.

Домострой описывает труд жены и матери в таких терминах: «наказать слугам и работникам», «дозирать», «спрашивать», «родеть», « болезновать», «попечение иметь».

Отношение к знанию. Обучение и школы

«Учение книжное» Киевская Русь.

На Руси до XVII века в не было школ как постоянных образовательных учреждений, стабильно функционирующих течении достаточно долгого времени. Чаще это были небольшие домашние школы, в которых учителя принимали к себе детей для учения. Иногда они были организованны князем, который их финансировал. При князе Владимире была создана школа для «нарочитой чади» (дворцовая школа),где учили детей придворной знати, приближенные князя, бояр, дружинников Задача- подготовка государственных служащих. Отдача в школу была делом столь непривычным, что матери по своим сыновьям «плакахуси аки по мертвецам». Обучали чтению, письму и церковному пению в тех школах, где готовили священников и причетников для церковной службы.

Подготовка священников происходило в семье, частным порядком. Дети священников наследовали дело отцов. Поэтому в организации церковных школ для мирян в целях подготовки будущих священно служителей ( как в Западной Европе, где был целибат)прямой потребности не было. Это надолго до XVII века предопределило семейный и домашний характер русского обучения. Таким же домашним порядком учили при церквях и монастырях.

Церковно-приходское обучение в виде частного обучения у священника или диакона возникло на Руси вместе с церквями. Оно было бесплатно, внесословно и доступно каждому.

Основа образования –элементарная грамотность. Повышенное образование –учение книжное. Изучение литературы – главным образом богословской. Ученик должен был уметь понимать и истолковывать писание, что –то знать наизусть, разбираться в богослужебном каноне, уметь петь, быть благочестивым христианином. Высшее образование до 17 века это приобретение начитанности под руководством наставника, учившего постигать скрытый смысл написанного и развивать умение христиански истолковывать окружающую действительность. в древнерусском образовании роль наставника была очень высока. Фигура наставника была авторитетна. Но речь идет нео мастерах грамоты, а о тех наставниках, которые учили «Божественным книгам». Поступление на учение было обычным этапом взросления детей, чьё социальное положение было хотя бы немного выше среднего. Начальный этап –Азбуковник, Часослов. Псалтырь. Для основной массы учеников это была обще религиозная подготовка. При высшей ступени- обучении книжному, наставник беседовал с учеником, помогая постичь сакральные истины.

Например, преподобный Авраамий Смоленский и его ученики. Сохранилось житие, написанное его учеником. Не было ему равных в толковании прочитанного. Учительство, наставничество, просветительство, страстное желание передать ученикам , что он узнал из книг. Он был прекрасный популяризатор, а также писал иконы. Клим Смолятич писал, что широкая образованность (в том числе чтение Аристотеля, Платона) нужна для того, чтобы более глубоко понимать Писание. Между епископми возникали дискуссии о местонахождении Рая, об употреблении мяса.

Особенностями образования в отличии от Европы и Византии было отсутствие изучения дисциплин тривиума и квадривиума.

Если в кафедральном соборе Киева учились, наряду с русичами, представители европейской знати и высшего клира, то в дальнем приходе учились выходцы из низов.

Грамотность была достаточно распространена, книгу мог купить не только священник, но и ремесленник, и зажиточный крестьянин. Книга служила нескольким поколениям. Её хранили в ларях. .

Центрами образованности были монастыри. В правление князя Ярослава Мудрого(1019-1054) строились киевские храмы, появились библиотеки. Ведущую роль занял Печерский монастырь – центр книжного знания, летописания и обучения. Здесь переписывались и изучались греческие духовные книги, составлялись оригинальные произведения («Слово Законе и благодати» митрополита Иллариона). Интересны отношения князей и монастырей. При княжеских дворах не видно интеллектуалов, как это было в Евопе, но князья ездят в монастыри, по их заказам в монастырях писались летописи. Вокруг князя было больше людей практического склада: ценился ум, а не образованность. Возникали школы при княжеских дворах во Владимире, Ростове, Переславле, Суздаль и др. городах.

Вторым крупным центром просвещения был Новгород, князья и бояре которого осуществляли коммерческие и культурные связи с Западной Европой.

Раскопки в Великом Новгороде обнаружили берестяные грамоты средневекового города. Среди грамот одна принадлежала ученику Онфиму. Где были изображены буквы и рисунки

Среди священников и монахов были духовники, которые также учили своих духовных детей.

Стремление к обучению удовлетворялось частным обучением на дому у священников, в приходах, монастырях. Обучение мирян и духовенства было примерно одинаковым: вероучение, церковное пение, грамота, письмо и счет. В архирейских домах учили ещё греческому языку, риторике, диалектике.

Среди князей было много людей очень образованных: Отец Мономаха знал 5 языков, сам Мономах, боярин Изяслав Мстиславович были люди очень образованные.

В городах учили ремеслам и торговому делу.

Период татаро-монгольского завоевания.

Погибла городская культура, утрачены навыки книжных умений- летописание, переплетное дело, переписка книг. Налаженные торговые отношения были прерваны. Государственные школы оказались ненужным институтом. Учили по- прежнему только в приходах и монастырях. В XIV веке было 80 монастырей.

С XIV население Руси начинает называться крестьянами («христьянами» в отличие от басурман- татаро-монгол).

Просвещение в эпоху Ивана Грозного.

В XVI веке появилось книгопечатание. На стоглавом Соборе(1551) вновь был поставлен вопрос о создании училищ во всех городах, «где нужно избрать добрых духовных священников и дьяконов и дьяков, женатых и благочестивых, имеющих в сердце Страх Божий, способных учить и других и грамоте, и письму, и счету. У тех священников и дьяконов учинить в домах училища».

Школы со светскими элементами образования пришли на Московскую Русь с западных православных территорий, с территории бывшей Киевской Руси. Под сильным давлением польской культуры русские княжеские фамилии принимали римско-католическое вероисповедание, а школы переходили на латынь. Напору западно-европейского просвещения противостояли братские школы-общественные всесословные учебные заведения ( во Львове, Вильно, Могилеве, Бресте и других городах юго-западного края.. Пронраммы школ включала церковно-славянский язык(впервые),грамматику,риторику и диалектику(богословие). Со временем крупные братские школы стали иметь устав, в них были определены начало и конец учебного года, была принята классно-урочная система обучения.

XVI век. Иван Федоров основал первую типографию в Москве и на Украине. В Краковском университете он получил степень бакалавра.. Там его звали Иван сын Федора Москвитин. Уровень преподавания в краковском университете ьыл высоким. Студентов знакомили с античными авторами, Аристотелем. Иван Федоров составил две первые азбуки и написал к ним предисловие. Затем им были изданы Евангелие, Часослов и Псалтырь. Книги печатались на средства Гетмана Ходкевича. . Когда Ходкевич охладел к книгопечатанью и предложил в качестве вознаграждение Федорову поместье, тот отказался, сказав, что вместо житных семян духовные хочет развивать. В начале были гонения на печатные книги. Иван Федоров разработал систему первоначального обучения грамоте, которая просуществовала 150 лет.. В конце «Азбуки» были поучения:»Не сотвори насилия убогому»,» Не дотыкайся межей чужих и на поле сироты не вступай».»Детище, если ему дать волю, посрамит свою мать». «Отцы не раздражайте чад своих, но воспитывайте их

- в наказании

-в милости

-в благоразумии

-в смиренномудрии

-в кротости

-в долготерпении

Приемлющее друг друга и прощение дарующее.»

XVI век Максим Грек (Михаил Триволис)

Михаил Треволис –грек.У него знатное происхождение, хорошее образование. В 1502 постригся в монахи доминиканского ордена во Флоренции, затем переехал на Афон и принял духовное имя Максим и пробыл там 10 лет. В 1518 г был приглашен князем Василием III в Москву для перевода книг. Его келья в Чудовом монастыре становится центром, где собираются «книжники» любители знания. В 1525 году за свою нестяжательную позицию и несогласие с автокефальностью( независимостью от константинопольской патриархии), лишается расположения Василия III. Он осуждается церковным собором и ссылается в Иосифо-Волоцкий монастырь. Затем переводят в Тверской монастырь и с него снимают обвинения только к концу жизни. Он написал 365 произведений(сказания, речи, диалоги, толкования, переводы). Максим Грек учил греческому языуу, составлял азбуковники, грамматики. Он составил описание Парижского университета и ратовал за высшее образование на Руси.

Максим Грек разделял науки на внешние и внутренние. Внешние - нужны для практической деятельности, внутренние - для духовного совершенствования. Он высоко ценил Платона, Аристотеля, Сократа. От него на Руси узнали о великих географических открытиях. Максим Грек писал Ивану грозному о трёх страстях: сластолюбие, славолюбие, сребролюбие и трёх добродетелях: целомудрие, правда,кротость.

Авторитет М. Грека был чрезвычайно высок. Сохранились его изображения на иконах, фресках, миниатюрах. Он изображен на фресках Благовещенского собора Московского Кремля среди Гомера, Платона, Виргилия и др. Есть житие, посвященное Максиму Греку.

В келье Чудова монастыря Вокруг Максима Грека собираются все интеллектуалы Москвы) на руси так же как и в Европе в конце Средневековья складывается группа интеллектуалов (Андрей Курбский, Сильвестр, Фёдор Карпов, Николай Булев. Николай Булев был астроном, переводчик астрономических сочинений, астролог и медик. Назначение своих встреч они называли: «спираться меж собой о книжном». В литературе эти собрания у Максима Грека называли академией, литературным клубом. Булев и Карпов увлеклись астрологией- звездозрительного художества. Максим Грек отстаивал идею самовластья человека и написал работу «Слово о том, яко промыслом божьим, а не звезлами и колесом счастия, вся человеческия устраиваются».

Астролого- астрономические альманахи размножали в списках и продавали на рынках(«Астрологи», «Звездочетьи», «Беги небесные»,»Громники», «Сонниками» идр.).

Роль обучения Максим Грек трактовал так :«Ум человеческий, хотя и создан по образцу и подобию Божию, однако относительно навыка ничем не отличаются от воска и бумаги. Как на эти, какие кто хочет начертывает слова, так и человеческий ум- с каким навыкам и обычаям приучища его- к добрым или злым,- в тех он пребывает до конца и охотно живет. Ум -чистая доска. Ум воспитывается, навыкает».

 

Школы XVII века.

В семнадцатом веке открытия ученых поставили знания на небывалую высоту. В сознании человека интеллект и «внешние науки» стали постепенно вытеснять науку «внутреннюю», науку самосовершенствования. Если раньше в образовании приоритетной была духовная сторона, то теперь все большее место стало занимать развитие интеллекта. Научный факт, научный закон, научный термин постепенно становятся главным объектом познания и изучения в школах. Именно в 17 веке начинает развиваться дидактика как наука об обучении, технологии которого придается все большее значение.

В 1632 создается в Киеве Киевско-Могилянская академия, где обучение велось на латыни, содержание соответствовало иезуитской высшей школе. Питомцы киевской академии приезжали самостоятельно или по приглашению московских государей в московские монастыри. Они занимались учительской деятельностью, составлением словарей и переводов, учебных книг. Симеон Полоцкий создал школу при Заиконоспасском монастыре, которая по внутреннему устройству и содержанию образования соответствовала типу»могилянской школы».

В XVII появляется запрос на светское образование, необходимое для нужд государственного управления. Основывается типографская школа, которая готовила переводчиков для печатного двора, школы при посольском приказе, межевом приказе и др. В Москву приглашаются греческие ученые братья Лихуды, которые создают в начале славяно-Греко-эллинскую, затем славяно-грко-латинскую академию. Обучение длилось 8-9 лет. В подготовительном классе учили русской грамоте. В низшем классе –грамматическом -греческому чтению, письму и грамматике, в высшем риторику, логику, физику, математику. Регулярные школы стали появляться в разных концах Москвы и в других городах.

Долгов В. Быт и нравы Древней Руси

Пушкарева Н. Женщины Древней Руси

Клибанов Духовная культура Древней Руси