Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России

Проводимая в настоящее время в нашей стране политика рав­ных прав и возможностей - это положительный результат разви­тия всего общества, науки и культуры. Пренебрежение, предрас­судки и страх - это те социальные факторы, которые на протя­жении многих лет вели к изоляции лиц с тяжелой интеллектуаль­ной недостаточностью.

В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сни­женной интеллектуальной деятельностью осуществляется в спе­циализированных домах-интернатах Министерства здравоохране­ния и социального развития (до 1992 г. - Министерство социаль­ного обеспечения), которое сегодня, к сожалению, не охватывает всех нуждающихся, не учитывает их потенциальных возможно­стей развития. Во многих городах страны - Москве, Санкт-Пе­тербурге, Казани, Пскове, Новгороде и др. - открыты реабили­тационные центры, которые пытаются оказывать помощь родите­лям, имеющим таких детей, в вопросах воспитания и обучения. Во многом эта ситуация явилась отражением социально-эконо­мической политики и общих условий жизни.

Воспитание и обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью очень специфично и основывается на ряде ве­дущих принципов. Помимо общепринятых принципов организа­ции процессов воспитания и обучения необходимо выделить и глубоко специальные принципы:

· социальной направленности воспитания и обучения;

· практической направленности;

· деятельностного подхода;

· эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой ка­тегории - социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.

Достижению цели способствует решение основных задач коррекционно-воспитательной работы.

Максимально возможное развитие всех психических функ­ций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения.

Максимальная социальная адаптация за счет трудового
обучения и подготовки к посильным видам труда, поскольку лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятель­ной жизни.

Воспитание, формирование правильного поведения в со­циуме.

Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитании и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушения­ми, направленный на их развитие, социальную адаптацию, необ­ходим для того, чтобы они смогли занять определенное место в окружающей жизни.

Согласно существующей инструкции Министерства здравоох­ранения и социального развития, в дома-интернаты системы со­циального обеспечения «направляются и принимаются дети с ум­ственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, а также в степени дебильность и при наличии нарушений опорно-двига­тельного аппарата».

По данным Федерального центра медико-социальной экспер­тизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), в 1992г. в уч­реждения данного типа медико-педагогическими комиссиями были направлены дети из семей и домов ребенка. В этом же году из семей поступило более 50 % всех детей, из них в возрасте от четы­рех до восьми лет - 37,7 %.

Сегодня можно отметить положительную тенденцию к росту количества семей, которые хотели бы воспитывать такого ребенка дома, без изоляции его от окружающего мира. Но современное состояние обучения и воспитания детей-дошкольников с выра­женной интеллектуальной недостаточностью практически исклю­чает такую возможность.

В то же время Министерство социальной защиты и труда раз­рабатывает широкую программу содействия лицам с выраженной глубокой интеллектуальной недостаточностью и их семьям. Вся работа данных учреждений направлена на максимальную соци­альную адаптацию и реабилитацию таких лиц. Многие исследова­тели отмечают, что эти люди с удовольствием трудятся, труд становится для них необходимой потребностью, как для любого че­ловека. Занимаясь простейшими видами труда, обучаясь элемен­тарным трудовым и школьным навыкам, лица с тяжелыми ин­теллектуальными нарушениями оказываются способными приоб­щиться к окружающей жизни (А.В.Бабушкина, А.Р.Маллер).

В 1962г. Министерство социального обеспечения РСФСР реко­мендовало к использованию в специальных учреждениях методи­ческого письма о воспитательной работе с глубоко умственно от­сталыми детьми в возрасте от четырех до десяти лет (автор А. А. Ватажина). Этот документ явился основным руководством по орга­низации практической работы домов-интернатов с детьми-имбецилами. Однако практика работы поданной методике показала ее недостаточность.

В 1971г. в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР было разработано «Методическое пособие по воспита­нию и обучению детей в возрасте от четырех до десяти лет с глубо­кой умственной отсталостью». Оно впервые включило клинико-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста данной категории, раскрыло принципы комплектования дошкольных групп, рассмотрело особенности воспитательной работы и методику орга­низации жизни этих детей в специальном учреждении.

Исходя из основной цели - компенсации психофизических дефектов и подготовки к трудовому обучению и школьному обра­зованию - в методической разработке определены основные вос­питательные задачи, заложена основа для программного обуче­ния детей с тяжелой умственной отсталостью. Были определены следующие обучающие задачи: расширение познания окружаю­щего мира, развитие речи ребенка, привитие элементарных сани­тарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслу­живания, привитие навыков личной и коллективной организо­ванности, физическая закалка организма детей. Эти задачи могут осуществляться в процессе воспитательной работы, в ходе по­вседневной жизни и путем организации специальных занятий с детьми. В качестве одного из наиболее важных видов занятий оп­ределено рисование. Основные направления, содержащиеся в этом методическом пособии, были даны бегло, отрывочно, без учета необходимости развития, формирования деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Это методическое пособие явилось одним из первых в ряду программ коррекционного обучения и воспитания тяжело умствен­но отсталых детей дошкольного возраста, в его основу был поло­жен деятельностный подход. Оно определило организационную структуру работы учреждений: продолжительность учебного дня, общие рамки занятия, наполняемость учебных групп, тематичес­кое содержание обучающих занятий.

В то же время программа не была связана с программой для специального школьного обучения, поэтому работа по этой про­грамме не позволила целенаправленно готовить детей к школьно­му и трудовому обучению и воспитанию.

В связи с тем, что детские дома-интернаты системы социально­го обеспечения с 1981г. работают по «Программе обучения глубо­ко умственно отсталых детей школьного возраста», возникла не­обходимость совершенствования дошкольной подготовки.

Министерство социальной защиты в 1993г. рекомендовало ис­пользовать «Программу обучения и воспитания детей с выражен­ными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста».

Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение де­тей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В ней сфор­мулированы условия, основное содержание и применяемые ме­тоды — все то, что определяет коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.

В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план как дошкольного, так и школьного воспитания. На основе данной программы можно осуществлять развитие и коррекцию всех психических функций детей дошколь­ного этапа развития, планомерно и систематически готовить де­тей к школьному обучению.

В настоящий момент все большее распространение получают индивидуальные реабилитационные программы, построенные в системе «Шаг за шагом» (Step by step). В основе таких программ лежит метод модификации поведения. Данный подход позволяет быстро и эффективно обучать ребенка необходимым объемам на­выков, знаний, умений. В таких программах, как правило, рас­крывается каждый конкретный навык, который должен быть сфор­мирован у ребенка.

Комплексное и систематическое взаимодействие специалистов, родителей позволяет добиться значительных результатов в созда­нии благоприятных условий для того, чтобы ребенок делал это с той скоростью и теми шагами, на которые он способен. Работая по индивидуальной реабилитационной программе, родители, спе­циалисты определяют посильный для ребенка круг образователь­ных задач.

К сожалению, межведомственная разобщенность (вопросами обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальны­ми нарушениями занимаются Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования) мешает де­тям и родителям выбрать адекватную индивидуальную программу развития. Так, в соответствии с «Положением о комплектовании специальных школ» от 2001г. в специальное (коррекционное) уч­реждение не могут быть приняты дети для обучения с диагнозом «олигофрения в степени имбецильности». Хотя мировая практи­ка, опыт ведущих коррекционных педагогов показывают широ­кие адаптивные возможности таких детей, особенно при целе­направленном коррекционном воздействии.

В рамках экспериментальной площадки Министерством про­свещения были открыты две школы для детей с тяжелыми интел­лектуальными нарушениями. Программа охватывает основные учеб­ные разделы общеобразовательного цикла, а также выделяет спе­циальные разделы - ознакомление с окружающим миром, соци­ально-бытовая ориентировка, ремесло, обучение игре и др., что позволяет коррекционным педагогам подготовить детей к буду­щей жизни.

Этот опыт показал хорошие результаты и способность к обуче­нию у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, но, к сожалению, дальнейшего распространения он не получил. В настоящий момент рассматривается вопрос об организации интегративных вариантов обучения детей данной категории в массо­вых школах, а также в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Для решения вопросов профессиональной подготовки и обу­чения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями тре­буется объединение усилий практических, научных и государствен­ных работников.

В настоящий момент лица этой категории нарушений могут обучаться по очень узкому кругу специальностей: картонажно-переплетное дело, швейное дело, несколько сельскохозяйственных специальностей.

Таким образом, в нашей стране есть различные возможности помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушения­ми. Однако работа по обучению, воспитанию, социальной адап­тации детей этой категории требует дальнейшего расширения и продолжения.

Вопросы и задания

1. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с выражен­ными интеллектуальными нарушениями.

2. Каковы особенности развития детей с выраженными интеллекту­альными нарушениями?

3. Каков прогноз развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?

4. Какова степень речевого недоразвития у детей с выраженной ин­теллектуальной недостаточностью?

5. Опишите способы невербальной коммуникации с детьми с выра­женной интеллектуальной недостаточностью.

6. Охарактеризуйте метод «глобального чтения» в процессе работы с глубоко умственно отсталыми детьми.

7. В чем заключается особенность применения метода «пиктограмм»?

8. Охарактеризуйте современные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

9. Перечислите основные виды помощи лицам с выраженными ин­теллектуальными нарушениями в зарубежных странах.

10. Укажите основные виды деятельности общественных организаций в построении помощи лицам с интеллектуальными нарушениями.

11. Перечислите основные принципы, цели, задачи обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

12. Каковы современные подходы к организации воспитания и обуче­ния детей с тяжелой умственной отсталостью?

13. Назовите основные организационные формы процесса обучения детей данной категории.

 

 

Глава 12. РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Появление ребенка - большое, радостное событие в каждой семье. Ребенку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота внимание. Эти дети нуж­даются в постоянной помощи, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Воспитание ребенка с про­блемами в развитии требует от родителей, педагогов многих ка­честв - терпения, настойчивости, понимания проблем ребенка и многого другого. Установление взаимопонимания, тесного кон­такта специалиста с родителями является необходимым условием успешной психолого-педагогической работы с ребенком.

Социальные изменения, связанные с жизнью общества, неиз­бежно приводят к смещению взглядов на семью. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с интеллек­туальной недостаточностью, представляют собой важную и слож­ную проблему. Социальная адаптация ребенка с аномальным раз­витием зависит от правильного родительского поведения. Недо­статки познавательной деятельности уже в раннем детстве пре­пятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, другими членами общества. Это значительно за­трудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие ре­бенка с интеллектуальным нарушением. Семья, где растет ребе­нок с проблемами в развитии интеллекта, сталкивается с боль­шими трудностями - финансовыми, социальными и другими. От успешности преодоления этого кризиса зависит как будущее семьи, так и будущее ребенка: он будет чувствовать себя как лю­бимый и желанный член семьи и впоследствии - общества либо как ненужная обуза. Вопросами формирования адекватных видов взаимоотношений в рамках семьи занимаются различные специ­алисты: психологи, психотерапевты - и, конечно, специалис­ты, которые работают с ребенком, - олигофренопедагоги, ло­гопеды и др. Рассмотрим основные проблемы отношений в семье, воспитывающей ребенка с интеллекту­альными нарушениями.

В общей и специальной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация начинаются с общения с близкими ему людьми. Эмоциональное общение ребенка с матерью - это первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта обучения. Успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку в семье. Установлено, что для детей, растущих в атмосфере отчуждения, характерны повышенная аффективность, слабый самоконтроль, эмоциональная незрелость, антагонизм и более высокая возбуждаемость.

Семьи, отдельные члены семьи различаются в своих реакциях на появление ребенка с интеллектуальными нарушениями. Это зависит от многочисленных факторов: индивидуальных особен­ностей родителей, ожиданий по отношению к ребенку, отноше­ния к несчастьям вообще, от наличия и особенностей других де­тей и т.д. Но, несмотря на индивидуальные различия родителей, социальные, экономические и культурные различия между семь­ями, существуют проблемы, общие для всех родителей. Как пра­вило, родители тяжело воспринимают диагноз, который опреде­ляют ребенку («умственная отсталость» или «олигофрения»). Од­нако, хотя невозможно избежать начальной эмоциональной трав­мы, большинство родителей постепенно привыкают к ситуации, начинают воспринимать ребенка как больного. Процесс привыка­ния определяется рядом взаимодействующих факторов, среди ко­торых важнейшими являются личность родителей, особенности ребенка и особенности окружающей среды. В этот период семья начинает следовать советам специалистов, строить собственные программы помощи. Однако отношение родителей к сво­ему ребенку остается деформированным, специфичным.

Многими исследователями (Н.М.Анисимова, Т.Г.Богданова, Н.Б.Лурье, С.Я.Рубинштейн, М.М.Семаго, В.В.Ткачева, Л.М. Шипицына и др.) проанализированы те трудности и про­блемы, с которыми встречаются родители умственно отсталого ребенка в своей жизни. Выявлено много проблем, связанных с индивидуальной адаптацией и брачными отношениями, а также с затруднениями в воспитании других детей. Умственная отста­лость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Реакция родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальна как по силе, так и по ха­рактеру, но вместе с тем обнаруживаются и черты сходства. Как первичная реакция на диагноз обыкновенно возникает чувство вины и обиды: «Почему именно у меня?»; «Почему я?»

Амбивалентность (двойственность) — второй вид реакции, который часто наблюдается у родителей. При возникновении стресса появляются как позитивные, так и негативные реакции. Гнев, ярость, разочарование - нормальные проявления любви и заботы о ребенке. Амбивалентность проявляется при всяком новом кризисе и с трудом устраняется. Разочарование, стыд и боль - это реакции, типичные для 48 % родителей детей дан­ной категории.

Многочисленные этиологические факторы, разная степень умственной отсталости, специфические проявления патологии, индивидуальные различия и другие формы - все это усложняет проявление реакций.

Кризис девиации (отсутствие правил) - еще одна форма реак­ции, появление которой зависит от идентификации состояния (установление диагноза) и стресса, который этим вызывается. Родители сталкиваются с неизвестным им явлением и ищут по­мощи: новой информации, новых знаний и контактов с еще не­знакомыми специалистами.

Патология некоторых специфических состояний ребенка вы­зывает у родителей тяжелейший стресс. В некоторых случаях быва­ет повреждена не только центральная нервная система ребенка, но он имеет и физические недостатки. Все это может оказать на родителей большее влияние, чем на ребенка. Не так просто при­нять реальность создавшейся ситуации и научиться новой роли - роли «родителя ребенка с отклонениями в развитии». Кризис хронического напряжения возникает у родителей вследствие рас­хождения между потребностями умственно отсталого ребенка и стилем их жизни. Ребенок с отклонениями в развитии нуждает­ся в более интенсивном и постоянном внимании и, таким обра­зом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни.

В то время как кризис девиации требует от родителей приня­тия новой, неожиданной роли, кризис хронического напряже­ния ведет к дезорганизации, реорганизации роли родителей в се­мье. Например, отец принимает на себя обязанности матери или старшие дети — обязанности родителей. Члены семьи должны по­нимать, в какой мере и как появление такого ребенка влияет на семейные отношения. В этом обязательно нужен совет специали­ста. Нередко, хотя родители и предполагают, что ребенок «не в порядке» (он может выглядеть по-другому, чем остальные дети, медленнее развиваться, овладевать речью, с отставанием начи­нать ходить), они все равно боятся диагноза. Сталкиваясь с исти­ной, они утешают себя мыслями, что у ребенка такое состояние пройдет с возрастом, сердятся на специалистов, которые выно­сят такой диагноз. Эти реакции и поведение понятны, остается нормальным и то, что острота боли со временем притупляется. Подобную ситуацию описывает С.Ольшанский. Он утверждает, что большинство родителей испытывают хронические страдания («хроническую боль»), чего специалисты, которые должны им по­мочь, не принимают во внимание. Такие родители находятся в этом состоянии постоянно, независимо от того, живет ребенок в семье или находится в специальном (коррекционном) учреждении. Некоторые родители уходят в себя, прерывают все связи со знакомыми и друзьями, другие, напротив, в поисках помощи стре­мятся к возможно более широким контактам.

Очень большое значение имеет внутрисемейное положение ре­бенка как члена семьи. Он влияет на жизнь и деятельность осталь­ных членов семьи и изменяет динамику внутрисемейных отноше­ний. Чтобы включиться в жизнь семьи, у него должны быть сфор­мированы хотя бы минимальные зачатки интеллектуального и эмо­ционального поведения. Отсутствие социального опыта у ребенка приводит к отрицательной форме поведения окружающих людей, что может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его прини­мает, он может научиться многим простым вещам и усвоить обыч­ные нормы поведения. Исходя из вышеприведенных данных мож­но выделить три наиболее важных свойства ро­дительской позиции, особенно благоприятных для разви­тия ребенка, которые должны сформировать у родителей специа­листы.

Адекватность оценки психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение на этой основе процесса воспитания.

Динамичность - как способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.

Прогностичность - как направленность воспитательных уси­лий в будущее.

В специальных исследованиях (Е.А.Игнатьева) установлено, что практически все дошкольники с нарушением интеллек­туальной деятельности владеют точными сведениями о составе семьи. У многих детей выявлено ощущение отверженности, от­гороженности в системе семейного функционирования. Установ­лено, что родительское отношение зависит от степени тяжести интеллектуального нарушения. Как правило, при более легкой степени интеллектуального нарушения отношение к нему харак­теризуется адекватным восприятием его особенностей, конст­руктивными формами поведения. При умеренных, глубоких сте­пенях нарушений отношение взрослых принимает дисфункцио­нальный характер, а взаимодействие отличается деструктивны­ми формами контроля и поведения (жесткое доминирование, попустительство).

В настоящий период развития специальной педагогики мысль о влиянии семьи на возникновение позитивного прогноза в раз­витии ребенка с интеллектуальными нарушениями стала очевид­ной, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осу­ществляя комплексный подход к ребенку, имеющему интеллекту­альное нарушение, работает междисциплинарная команда специа­листов - невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и другие. В рамках собственной деятельности каждый специалист про­водит специфическую работу с родителями. В специальной педа­гогике была разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. При построении программы как базовые выде­лены принципы обязательной связи коррекционного обучения с социальным воспитанием; неразрывности процессов обучения и воспитания; осуществления целенаправленного обучения с ори­ентацией на особенности сензитивного периода развития; преем­ственности образовательных программ; включения семьи в коррекционно-педагогический процесс. Реализация таких программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может проис­ходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико-психолого-педагогическом социальном центре и т.д. Комплекс­ность обеспечивается взаимодействием подсистем, включен­ных в отношения с ребенком данной категории.

В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, об­суждение направлений коррекционной работы специалистов уч­реждения в рамках программы оптимизации, разработка опти­мальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обуче­ния и воспитания ребенка данной категории.

На лекционных занятиях в родительской группе, которые про­водят специалисты образовательного учреждения, осуществляет­ся просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности, родители знакомятся с приемами и ме­тодами работы в процессе эффективного взаимодействия с ре­бенком. Семинары и тренинги направлены на формирование адек­ватного восприятия ребенка родителями.