Проблемы общего языкознания

Место языкознания в современной лингвистике.

 

Общее языкознание занимает среди множества лингвистических наук особое место : оно изучает язык как инвариант ( фр* - математическая величина, остающаяся неизменной при тех или иных преобразованиях ), реализуемый в разных конкретных языках и представляет собой общую теорию языка и науки о нём.

Все конкретные языки, даже очень далёкие друг от друга ( например, языки разных семей ) всё же сохраняют что - то общее между собой и в применении, и в своём « устройстве », и своих внешних связях, и в своём функционирование, и в своей истории. Если бы этого общего не было, невозможно было бы то практическое соотношение разноязычных знаковых систем, которое постоянно осуществляется в практике перевода с одного языка на другой, а также в практике перевода с языков древних на современные. Вот некоторые общие признаки различных конкретных языков:

a) все языки служат людям в качестве средства общения;

b) все языки участвуют в формировании и выражении мысли;

c) все языки имеют звуки, слова, грамматику; слова во всех языках обладают значениями;

d) языки могут функционировать в устной и письменной формах, вторая из этих форм закономерно возникает на определённой ступени социального развития коллектива - носителя языка;

e) все языки при соответствующих исторических условиях получают литературное нормирование и стилевое членение.

 

В прошлом главное место в лингвистике занимало сравнительно-историческое языкознание, поэтому и общее языкознание понималось как сравнительно-историческое описание многих языков. Однако в настоящее время положение изменилось, наука о языке в состоянии отличить общее языкознание от сравнительно-исторического или сопоставительного описания нескольких и даже многих языков. Сейчас общее языкознание стремится к тому, чтобы выработать теорию, применимую для объяснения многих языков вместе и каждого языка в отдельности.

 

1) проблема объекта лингвистики, его границ и отчленения от смежных объектов;

2) проблема структурного членения языка и внутренних связей языковой структуры;

3) проблемы функционирования языка , его внешних связей;

4) проблема исторического развития языка, внутренних и внешних условий развития;

5) проблемя знаковости языка и положение языка среди других знаковых систем;

6) проблема языковых универсалий, т.е. общих для всех или многих языков структурных свойств и особенностей; проблема классификации языков;

7) проблема науки о языке, её методов и методик, её внутренней структуры и внешних связей с другими науками.

Рассмотрим вопросы, связанные с проблемой языка как объекта лингвистики.

Учёные обсуждают вопрос о том, что же изучает наука о языке: реальный объект или абстрактную систему понятий, так называемых конструктов. В работах многих учёных проскальзывает мысль о том, что и структура языка, и его система, и его основные единицы, например, фонема, слово, предложение,- это не что иное, как абстракции и конструкты. Однако эти утверждения несут на себе печать методологической двойственности и нечёткости, допускающей мысль о том, что объект лингвистической науки конструируется самой наукой.

Однако следует чётко различать реальный объект, его стороны, единицы и категории - и понятия о них, закреплённые в терминах. есть реальная объективная единица языка - фонема, но есть и понятие, выраженное термином "фонема". Фонема - объективная реальность, "фонема" как термин - конструкт, абстракция, созданная нашей мыслью в результате наблюдений и обобщений фонемы.

Фонема - предмет наблюдения и познания, "фонема" - результат познания. Фонема первична по отношению к "фонеме"; "фонема" зависима от фонемы и меняет своё научно-логическое содержание по мере более полного и глубокого познания фонемы.

Диалектический материализм позволяет увидеть действительные реальные соотношения между тем, что познаётся,и тем, что формируется в процессе познания.Абстрактен не язык, а научные понятия, отображающие его. Научные понятия и выражающая их терминология сами становятся на каком-то этапе развития науки предметом анализа, превращаются в особый, вторичный объект лингвистики, что усиливает иллюзию абстрактности и логической "конструктивности" самого языка, что, в свою очередь, приводит некоторых лингвистов к мысли о том, что объект их науки конструируется "самой наукой". На самом же деле подходы, аспекты и точки зрения учёных, если они разумны, могут лишь помогать обнаружить разные стороны сложных явлений, но никогда не могут эти стороны конструировать и создавать. Поэтому типологии и классификации языкового материала зависят прежде всего от свойств самого материала, в противном случае возникают искажённые и неверные его описания. Это значит, что науке о языке не безразлично, какие из возникающих типологических схем принимать, а от каких следует отказаться.

Правильное методологическое отношение к объекту лингвистического изучения - не желание и не слова, а реальность, которую можно сохранить или утратить.

 

Краткий обзор научных взглядов трёх лингвистов XX века на проблему

"язык - речь"