Положение, которое занимает выраженное значение (звуковое воплощение) и выраженное отношение (взаимоотношение) есть форма.

Лингвистические взгляды Августа Шлейхера

Понимание и непонимание.

Язык и речь.

(1821 – 1868)

А. Шлейхер явился основоположником натуралистическогонаправления в языкознании 19 века. Он занимается работой по сравнительному языкознанию.Работал вместе с Гумбольдтом. Его научные труды: «Морфология церковнославянского языка», «руководство по изучению литовского языка», «Сравнительно-лингвистические иследования» (состоит из 2-х частей: 1 – сравнительной истории языков и 2 – языков Европы в систематическом освещении).

Натуралистическая концепция взглядов Шлейхера отражена в книгах «Теория Дарвина в применении к науке о языке», «Значение языка для естественной истории человека».

Автор рассматривает язык и мышление в единстве. Язык есть мышление, выраженное звуками. У языка есть сверхзадача – создать звуковой образ представлений, понятий и возникающих отношений между ними. Всё это воплощается в звуках, т.к. они – сам процесс мышления.

Язык через звуки может передать тончайшие оттенки мышления. Шлейхер даёт множество определений языку, как и Гумбольдт. Во всех них он стремится подчеркнуть материальную основу речевой деятельности человека. Находясь на тех же позициях, что и Гумбольдт, Шлейхер пытается установить определённую связь между структурой языка и строением мышления. В мысли следует различать материал и форму: материал – понятия и представления, форма – взаимоотношение понятий и представлений. Понятие + представление = звуковое выражение, значение. Сущность любого языка заключается в том, как выражены в нём значения и отношения.

Значение выражается в корне слова, а отношение – в суффиксах, а вместе они образуют слово.

Сущность языка , как и сущность слова, определяется 3-мя моментами:

1) звуком;

2) формой;

3) функцией.

На основе этого Шлейхер предложил морфологическую классификацию языков.База – характеристика языков по выраженным в них значениям и отношениям, т.о., Шлейхер приходит к трёхтиповой классификации языков:

1 тип – языки, в которых выражены только значения, т.е. слово представляет нерасчленённое устойчивое единство, которое напоминает кристалл (проявление натурализма). К таким языкам он отнёс «изолированные языки» - китайский, язык Бирмы и т.д.

2 тип – звуками выражаются не только значения, но и отношения, следовательно, слово распадается на части, но они не образуют тесного единства. К таким языкам он отнёс агглютинирующие языки – тюркские и финно-угорские. Этот тип он сравнивал с растениями (проявление натурализма). Здесь языки представлялись ему в виде живых организмов.

3 тип – слово передаёт значения и отношения, но является единством в многообразии составляющих его элементов. Такие языки уподобляются автором наиболее развитым животным организмам. К данному типу Шлейхер относит флективные языки. Флективность – высшая ступень строя языков. Подобными языками являются наш язык и языки Центральной Европы.

На концепцию Шлейхера повлияла классическая немецкая философия, особенно Гегеля. Гегель впервые представил весь естественный мир как процесс, т.е. движение, развитие. Но: всё многообразие движения Гегель сводит к 3-м этапам развития («Гегелевская триада»):

1. Тезис (всё данное предстаёт в единстве).

2. Антитезис (всё, что характеризует первое положение, снимается, отвергается).

3. Синтез (снимается всё существенное со 2-го этапа, происходит как бы возврат к 1-му, но на качественно новом уровне).

Таким образом, Гегель заложил основы диалектики.

Шлейхер говорил, что нечто подобное происходит и в языке. Он подчёркивал, что между перечисленными 3-мя типами существуют переходные ступени, резкой грани нет. Автор утверждал, что, отнесённые к 3-м типам, языки были созданы в доисторический период. Шлейхер рассматривает развитие языка в 2-х этапах:

1) доисторическом (все 3 типа);

2) историческом, когда произошёл распад языков в отношении звуков и форм.

Шлейхер говорит: «В языке дух человечества в целом, как и каждого народа, является нам в своём инобытии…». Человек должен любоваться звуком, иначе он может прекратить своё существование.

Чем свободнее развивается дух в истории, тем больше, быстрее он высвобождается из языка, поэтому звуки языка изнашиваются, язык утрачивает богатство форм, появляются тенденции упрощения языка, а впоследствии и «мёртвые языки».