Значение и функции культуры

Формы культуры, ее классификация

 

Так как культура является сложной системой, ее принято рас­сматривать с разных сторон по определенным характеристикам. Основные классификации культуры ведутся:

по географическим признакам (Восток, Запад и т. д.);

по временным признакам (ведется хронология культур);

по формационным признакам (каменный век, железный и т. д.);

по технологическим признакам (характеристика новых ин­формационных технологий);

по носителю культуры. Остановимся более подробно на последней классификации — по носителю культуры.

В зависимости от этого культура подраз­деляется на мировую и национальную. К мировой культуре относится все то лучшее, что было достиг­нуто национальными культурами различных народов всего мира. Национальная культура является совокупностью культур уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К на­циональной культуре относятся духовные ценности (язык, рели­гия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, ору­дия труда, экономический уклад).

Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укла­дом и традициями, которая присуща большинству членов об­щества, является доминирующей культурой. Но различные факторы (распад общества на отдельные социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культу­ры, которые присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, нацио­нальные меньшинства и другие группы. Зачастую расхождения между доминирующей культурой и субкультурой незначительны.

Но случается, что различия бывают огромными, появляются груп­пы, которые начинают противостоять доминирующей культуре. Это явление получило название контркультуры. Иногда это про­тиворечие из пассивного перерастает в экстремистское. Зачастую таким группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить 60-е и 70-е годы ХХ в. в Европе и США появи­лось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы об­щества, жили по своим собственным принципам и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его сдержанностью и рацио­нализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое движение, уже более ради­кальное и ожесточенное, — панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархи­ческие идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «по­требительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.

Многоуровневая культура, в зависимости от того, кто эту куль­туру создает, имеет несколько форм: элитарную, народную, мас­совую. Из самих названий этих форм уже можно сделать выводы о том, о каких создателях культуры здесь идет речь. Но все же остано­вимся поподробнее на каждой из форм культуры.

Элитарную культуру часто называют высокой культурой. Она создается по заказу элиты общества, его привилегированной части профессионалами своего дела. Сюда входят и классическая музы­ка, и классическая литература, различные виды изящного искусст­ва. Лозунгом служит высказывание «Искусство ради искусства». Элитарная культура чаще всего недоступна малообразованному народу, находится в некоторой изоляции от него. Примером такой культуры служит российское художествен­ное объединение «Мир искусства». Оно было создано в Санкт-Петербурге в 1898 г. русским художником, критиком и историком искусства Александром Николаевичем Бенуа (1870—1960) и рус­ским театральным и художественным деятелем Сергеем Павлови­чем Дягилевым (1872—1929) и просуществовало до 1924 г. Деяте­ли этого общества выступали за «чистое» искусство, стремились этим искусством «преобразить» жизнь.

Противоположностью элитарной (высокой) культуре являет­ся культура народная, другое название — любительская культура. Ее творцы не имеют какой-либо профессиональной подготовки в своем деле, зачастую их имена остаются неизвестными. Наибо­лее часто употребляемое определение для народной (любитель­ской) культуры — фольклор. Сюда входят различные мифы, сказ­ки, предания, танцы и песни. Народная культура подразделяется на индивидуальную (повествования, сказки, легенды), групповую (танцы, песни), массовую (карнавалы). Фольклор в отличие от элитарной культуры остается привя­занным к конкретному месту, к его традициям и нормам.

Другой вид культуры — массовая культура. Второе название — общедоступная культура. Она не отличается какой-то изыскан­ностью и аристократичностью вкусов. Массовая культура по­является в середине ХХ в. Это связано с распространением в большинстве стран средств массовой информации. Массовое искусство — это искусство для каждого, поэтому должно удовлет­ворять вкусы большинства. Вот почему оно напрямую зависит от рынка. Массовая культура тоже подразделяется, в нее входят интерна­циональная и национальная массовые культуры.

В отличие от элитарной культуры массовая предназначена для большей аудитории, а в противоположность народной культуре, для которой характерна анонимность, массовая культура — ав­торская.

Важной характеристикой массовой культуры является такое понятие, как мода- массовая культура должна удовлетворять сиюминутные желания людей, быстро изменяться, быть актуаль­ной. Все это ведет к ряду недостатков: примитивизму, культурной посредственности, появлению примитивных культов, героев, жажде обладания вещами и т.п. Но есть и достоинство: массовая культура прежде всего основана на архетипах- на этом бессозна­тельном интересе людей к некоторым вещам (секс, насилие, день­ги), вот почему она так понятна всем. Все это приводит к низведению общества до стадии молча­ливого потребления.

 

Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции куль­туры, ее феномена.

Гуманистическая функция. Все рассмотренные ниже функции так или иначе являются следствиями гуманистической функции. Передача накопленного социального опыта. Здесь речь идет главным образом об историзме культуры. Поскольку культура значима тем, что она преемственна, т. е. передается из поколения в поколение. Эти передачи опыта ведутся различными способа­ми: с помощью устных преданий, посредством памятников ис­кусства, литературы, религии, философии, науки и т. д. Причем передается не весь накопленный опыт поколения, а только луч­шие его образцы. Человечеству необходимо делать все возмож­ное, чтобы эта преемственность никогда не прекращалась, по­скольку это может привести к ужасным последствиям. Существует такое понятие, как аномия. Оно как раз и обозначает разрыв этой самой преемственности. Как следствие аномии, человечество теряет свою социальную память, историческое сознание.

Гносеологическая функция. Она связана со способностью познавать, а это познание Нормативная функция. Она заключается в том, что культура регулирует различные стороны общественной и личной жизне­деятельности людей. Это регуляция ведется за счет таких систем, как мораль и право.

Семиотическая (знаковая) функция. К ней относятся различ­ные знаковые системы культуры. Например, языки, знаковые системы в естественных науках (биология, физика, химия, мате­матика, тригонометрия).

Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культу­ра — это система ценностей материальных и духовных, по кото­рым уже можно судить о степени культурности человека, а следо­вательно, о его нравственности и интеллекте.