Структура культуры

Многие ученые и философы, например Н. А. Бердяев, рассмат­ривали культуру как сложную систему. По мнению немецкого философа-историка О. Шпенглера, эта сложная система состоит из «замкнутых организмов». Вот почему вполне логично ввести понятие «структура культуры». Рассмотрим основные черты этой структуры. Чтобы это сделать, надо решить, какая именно куль­тура нас интересует: культура в покое, повторяющаяся и неиз­менная, или же находящаяся в постоянном процессе, в движении, все время изменяющаяся. Первый вид культуры получил назва­ние культурной статики, второй — культурной динамики.

Что же лежит в основе понятия культуры? Это прежде все­го ценности. Они бывают материальными и нематериальными. В соответствии с этим культура подразделяется на материальную и нематериальную. Чаще всего нематериальную культуру назы­вают духовной. Не стоит стараться всегда отдельно рассматривать эти, казалось бы, разные понятия, поскольку в обычной жизни они часто пересекаются, а иногда одно не может существовать без другого. В чем же особенности этих видов культур? Под материальной культурой понимается совокупность всех материальных благ, а также средств и форм их производства и потребления. Важная особенность материальной культуры — неидентичность материальной жизни общества, а также всякой материальной деятельности и производства. Поскольку под мате­риальной культурой понимается деятельность человека как влияю­щий фактор на развитие человечества. Это развитие и имеет боль­шое значение для материальной культуры, а вместе с ним и те творческие способности и возможности человека, которые он с этим развитием получил.

Материальная культура имеет сложную структуру, в которую входят следующие составляющие: 1) Материальное производство; 2)Культура труда;

3) Культура этноса (города, деревни, села, дома); 4)Культура собственного тела, отношения к нему; 5) Физическая культура; 6) Архитектура и т.д.

Духовная культура относится к культурной статике. Это различные нематериальные объекты (законы, нормы, правила, религии, языки, духовные ценности, традиции, мифология), которые нуждаются в материальном посреднике. Значит, духовной культурой является совокупность тех областей деятельности, знаний, мышления и т.д., которые относятся к формированию духовных ценностей.

Как было сказано выше, не существует четких границ между материальной и духовной культурами. Существует такое явление, как «вертикальное сечение» культуры. В него входят такие виды культуры, которые относятся равнозначно как к материальной, так и к духовной стороне понятия культуры. К таким видам куль­туры относятся экономика, политика, эстетика, экология и т. д.

Важной особенностью культурной статики является то, что все ее элементы подразделяются по временным и пространствен­ным характеристикам. Культура исторична, часть материальных и духовных ценностей, созданных одним поколением, передается следующим поколениям, если эти ценности прошли испытание временем. В этом и состоит сущность такого явления, как куль­турное наследие, оно играет огромную роль в формировании единого общества, поскольку именно оно яв­ляется решающим фактором при оценке сплоченности нации.

Что, как не культурное наследие, может так объединить и укре­пить общество в тяжелые для него времена. Культурное наследие — не единственное понятие, относящее­ся к культурной статике.

Важным понятием является культурный ареал. Сразу становится понятно, что речь здесь идет о каком-либо географическом районе. В это понятие входят те черты культуры, которые являются схожими у различных народов, стран, областей. Ведь на культуру влияет огромное количество факторов, она на­прямую зависит от географического положения той или иной со­циальной группы. При том важной чертой является то, что в раз­ных районах, удаленных друг от друга, может найтись что-то общее, тем более в современном мире, где огромное распростра­нение получили средства массовой информации, благодаря чему знания становятся все более доступными.

Вот почему вместе с понятием культурного ареала уместно ввести еще одно, которое выражало бы культурное наследие в масштабе всего мира. Таким понятием являются культурные универсалии. Что же это такое? Слово «универсалии» произошло от латинского universalis, что оз­начает «общий». То есть, ведя речь о культурных универсалиях, мы говорим о тех ценностях, традициях, нормах, законах и правилах, которые присущи не какому-то отдельному району, а всем культурам независимо от их географического местополо­жения, исторического периода и других свойств общества.

Изучением таких универсалий культурологи занимаются уже много лет. Например, американские антропологи различают око­ло семидесяти таких универсалий. К ним относятся привычные для нас понятия. Например, приготовление пищи, наличие кален­даря, возрастная градация, числа, личные имена, семья, танцы, ре­лигиозные ритуалы и др.

Антропологи обычно выделяют четыре основных элемента культуры.

Концепты, т.е. понятия, которые регулируют и упорядочи­вают опыт людей. В основном концепты содержатся в языке, на котором говорит тот или иной народ.

Ценности — те убеждения, к которым должен стремиться че­ловек. Они основаны на нравственности, общепринятых нормах и т. д.

Правила — нормы, способствующие регулированию поведе­ния человека. Здесь прослеживается взаимосвязь между ценностями и правилами, поскольку именно и устанавливают опре­деленные правила, законы и нормы.

Отношения — средства связи между теми или иными поня­тиями культуры, даже теми, которые разбросаны в пространстве и времени.

Важную роль во всех этих элементах культуры играет язык. Яв­ляясь системой коммуникации, он имеет собственную сложную структуру. С помощью языка происходит социализация людей, благодаря ему люди получают опыт, накапливают его, передают из поколения в поколение. Язык может как сплотить общество, так и привести к его разобщению, когда люди говорят на разных языках, а живут на одной территории.