Предмет и объект изучения культуры

 

В основе изучения истории культуры человечества на протя­жении всего его существования лежат такие науки, как культуро­логия, философия культуры и т. д. Что же является предметом изучения всех этих наук?

Предмет изучения — выявление закономерностей культурных процессов (как в целом мировых, так и национальных), а также различные явления духовной и материальной культуры, культур­ные памятники, факторы и исходные пути, которые стали пред­посылками к возникновению, вырабатыванию и дальнейшему развитию культурных интересов, кругозора, надобностей и по­требностей людей. Кроме того, важно и то, что эти достижения, явления, памятники и т. п. культурные материальные и духовные ценности должны не только потребляться людьми, но ими и при­умножаться, сохраняться и передаваться дальше из поколения в поколение. На этапе этой исторической передачи опыта возни­кает новое противоречие культуры — взаимоотношения между традициями и обновлениями, которые несет каждое последую­щее поколение. Еще Николай Александрович Бердяев (1874—1948), русский религиозный философ, считал культуру сложной антиномичной (противоречивой) системой.

Все аспекты социальной жизни людей относятся к понятию объекта культуры. Также объект есть исследование всех особен­ностей и достижений базовых культурно-исторических типов, всевозможных процессов и тенденций в современной обществен­но-культурной среде.

Если основными науками, которые занимаются изучением куль­туры, являются культурология и философия культуры, то есть и науки, чей вклад в ее изучение тоже очень значителен. К таким наукам относятся психология, антропология, социология, исто­рия и конечно же философия. Но выделение конкретных предме­тов и объектов, относящихся к тем или иным наукам, как раз и позволяет их разграничить. К примеру, для культурологии в от­личие от социологии важнейшую роль играет содержательная сторона совместной жизнедеятельности людей. В отличие от ис­тории и социальной философии, которым больше интересна сто­рона событийно-деятельностного содержания жизни общества, культурология больше интересуется конкретными формами истории этой жизни, способами сохранить их, упорядочить и урегу­лировать. Хотя возникновение культурологии относят к началу XX в, в России это произошло еще позже, только в 90-х гг. ХХ в. В то же время на Западе нет четких границ владения этой науки. Ее обязанности взяли на себя и разделили между собой такие нау­ки, как социология, культурная антропология, философия куль­туры, этнография, этнология и др.

Ученые выделяют три этапа формирования культурологии.

Этнографический (1800—1860).

Эволюционистский (1860—1895).

Исторический (1895—1925).

Именно в эти периоды и складываются основные понятия куль­турологии, которые присущи и ее современной версии. Хотя со второй половины ХХ в. культурологии становится присущ некий прагматизм. Ценностные знания становятся все больше и больше востребованы в связи с появлением и расширением средств мас­совой информации, применением этих знаний в дипломатии, по­литике, военном деле и т. д.