Вопрос 4. СВОЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Отражает деятельность предприятий через систему натуральных и качественных показателей (т. е. содержит как числовые данные, так и аналитические характеристики).
2. Является дискретной в своем большинстве, т. е. отражается в первичных и сводных документах в виде числовых ограничений.
3. Является линейной, т. е. логически связанная однородная информация записывается в документах построчно.
4. Характеризуется массовостью, объемностью, многоцелевым назначением, длительностью хранения. Свойство объемности отражается в том, что качественное управление экономическими процессами немыслимо без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, о каждой детали-операции, о материалах и продукции. Безусловно, объемность требует большого объема внешней памяти ЭВМ для хранения информации.
5. Характеризуется периодичностью (цикличностью), т. е. свойством возникать в установленных временных пределах. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Например, всякий раз в начале анализируемого периода надлежит установить объем производства в различных разрезах, показатели трудовых, материальных ресурсов, а по его окончании – выявить фактические значения и сравнить их с планируемыми величинами. Цикличность экономической информации позволяет, однажды создав программу машинного счета, многократно ее использовать.
6. Относительная однородность и однотипность экономической информации в сочетании с множеством источников ее возникновения позволяют получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.
7. Кумулятивность информации связана с одной из основных закономерностей науки и общества – ее преемственностью. Предшествующие достижения науки и культуры являются фундаментом для дальнейшего развития научной мысли и общества. Поэтому необходимы не только новые открытия, но и специальная работа по систематизации оценки и обобщению информации.
8. Тиражируемость и многократность использования, что является одним из условий неубывающей потенциальной эффективности информации и приводит к относительной независимости информации от ее создателей.
9. Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения;
10. Ценность информации зависит от того, для каких задач данная информация используется;
11. Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;
12. Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.
13. Экономической информации свойственны:
большие объемы;
многообразие источников и потребителей;
значительный удельный вес арифметических и логических операций при обработке.
14. Отсутствие свойств аддитивности, коммутативности и ассоциативности у информации означает, что содержащаяся в каком-либо сообщении информация не есть просто арифметическая сумма составляющих это сообщение элементов информации (например, слов), что эти элементы нельзя без искажения смысла располагать в сообщении в любой последовательности и группировать в произвольные сочетания.