Вопрос 4. СВОЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Отражает деятельность предприятий через систему натуральных и качественных показателей (т. е. содержит как числовые данные, так и аналитические характеристики).

2. Является дискретной в своем большинстве, т. е. отражается в первичных и сводных документах в виде числовых ограничений.

3. Является линейной, т. е. логически связанная однородная информация записывается в документах построчно.

4. Характеризуется массовостью, объемностью, многоцелевым назначением, длительностью хранения. Свойство объемности отражается в том, что качественное управление экономическими процессами немыслимо без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, о каждой детали-операции, о материалах и продукции. Безусловно, объемность требует большого объема внешней памяти ЭВМ для хранения информации.

5. Характеризуется периодичностью (цикличностью), т. е. свойством возникать в установленных временных пределах. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Например, всякий раз в начале анализируемого периода надлежит установить объем производства в различных разрезах, показатели трудовых, материальных ресурсов, а по его окончании – выявить фактические значения и сравнить их с планируемыми величинами. Цикличность экономической информации позволяет, однажды создав программу машинного счета, многократно ее использовать.

6. Относительная однородность и однотипность экономической информации в сочетании с множеством источников ее возникновения позволяют получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.

7. Кумулятивность информации связана с одной из основных закономерностей науки и общества – ее преемственностью. Предшествующие достижения науки и культуры являются фундаментом для дальнейшего развития научной мысли и общества. Поэтому необходимы не только новые открытия, но и специальная работа по систематизации оценки и обобщению информации.

8. Тиражируемость и многократность использования, что является одним из условий неубывающей потенциальной эффективности информации и приводит к относительной независимости информации от ее создателей.

9. Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения;

10. Ценность информации зависит от того, для каких задач данная информация используется;

11. Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;

12. Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.

13. Экономической информации свойственны:

большие объемы;

многообразие источников и потребителей;

значительный удельный вес арифметических и логических операций при обработке.

14. Отсутствие свойств аддитивности, коммутативности и ассоциативности у информации означает, что содержащаяся в каком-либо сообщении информация не есть просто арифметическая сумма составляющих это сообщение элементов информации (например, слов), что эти элементы нельзя без искажения смысла располагать в сообщении в любой последовательности и группировать в произвольные сочетания.