Моделирование потребительского поведения

 

Поведение потребителя на рынке определяется двумя особенностями: предпочтением полезности определенного потребительского набора и ограниченным бюджетом (доходом) для приобретения товара. Делая свой выбор, потребитель стремится максимизировать удовлетворение своих потребностей.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия. Использование в экономическом анализе кривых безразличия предложил итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Этот подход предполагает не количественное соизмерение потребностей, а лишь их ранжирование (в рамках ординалистской теории). Основываясь на предположении, что потребитель не соизмеряет полезности благ, а только реализует их по принципу: данное благо более полезно, менее полезно или равно по полезности другому благу.

Рис. 17 Карта кривых безразличия

Кривая безразличия – геометрическое место точек, которое показывает различные комбинации двух благ, обладающих одинаковой полезностью.

Карта безразличия – множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различные уровни полезности.

Любая точка, расположенная на более высокой по отношению к началу координат кривой, предпочтительнее, чем точка на более низко расположенной кривой.

Кривые являются выпуклыми по отношению к началу координат, и их наклон, выражающий предельную норму замещения одного товара другим, уменьшается.

Предельная норма замещения – соотношение, в соответствии с которым одно благо Y может быть замещено благом Х при неизменном уровне полезности набора данных благ для потребителя.

Ограничение покупательской способности потребителя денежным доходом называется бюджетным ограничением.

Бюджетная линия – линия, отображающая множество вариантов набора из двух благ, приобретение которых требует единовременных денежных затрат.

;

Для максимального равновесия покупателя необходимо совместить кривые безразличия и бюджетную линию.

I3 – недостроенная кривая (не пересекает бюджетную линию АВ).

I1 – нерациональная кривая.

 

Точка Е – равновесие потребителя – состояние потребителя, при котором он покупает товары и услуги при данных ценах и денежном доходе в таких объемах, что достигает максимума общей полезности и расходует при этом весь свой доход.

Угол наклона равен Px/Py.

Предельная норма замещения MRS = Px/Py.

Милтон Фридман и теория постоянного выбора.В книге, опубликованной в 1957 г., Милтон Фридман предложил для объяснения поведения потребителей теорию постоянного дохода. Теория Фридмана дополняла теорию жизненного цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.

В долгосрочном периоде отношение объема потребления весьма стабильно, но в краткосрочных периодах оно колеблется. Подход с точки зрения жизненного цикла объясняет это тем, что люди хотят сохранить равномерную структуру потребления во времени, даже если временная структура их дохода, получаемого в течение жизни, не является одинаковой. Таким образом, этот подход подчеркивает роль показателя богатства в функции потребления. Другое объяснение, которое отлично в деталях, но полностью соответствует основам теории жизненного цикла, дается теорией постоянного дохода.

Эта теория, выдвинутая Милтоном Фридманом, утверждает, что люди приводят свое потребительское поведение в соответствие со своими возможностями постоянного или долгосрочного потребления, а не с текущим уровнем дохода.

Пример, приведенный Фридманом, описывает человека, который получает доход только раз в неделю, по пятницам. Данный индивид не сосредотачивает все свое потребление в тот день, когда получает доход, а потребление во все другие дни будет равно нулю. Индивиды предпочитают равномерный поток потребления, а не изобилие сегодня и скудность завтра или вчера. Согласно этому утверждению потребление в любой день недели не связано с доходом этого конкретного дня, а, скорее, определяется средним доходом за неделю, деленным на число дней в неделе.

Очевидно, в этом крайнем примере решение о потреблении принимается на основе дохода за период более длительный, чем один день. Подобным образом, как утверждает Фридман, потребление за период продолжительностью в квартал или год не планируется потребителем исключительно на основе дохода, полученного в течение этого периода, скорее, здесь важен доход, получаемый за более длительное время.

Представление о том, что потребительские расходы определяются долгосрочным средним или постоянным доходом, правдоподобно и, в сущности, согласуется с теорией жизненного цикла. Оно вызывает два новых вопроса. Первый касается точного соотношения между текущим потреблением и постоянным доходом. Второй вопрос заключается в том, каким образом сделать понятие постоянного дохода работающим, т.е. как его измерить. В своей простейшей форме гипотеза теории постоянного дохода утверждает, что потребление пропорционально постоянному доходу:

C = cYP

где YP – постоянный (располагаемый) доход.

Из уравнения следует, что потребление изменяется в той же пропорции, что и постоянный доход. Пятипроцентный рост постоянного дохода увеличивает потребление на 5 %. Так как постоянный доход должен быть связан с долгосрочным средним доходом, эта черта функции потребления, очевидно, согласуется с наблюдаемым долгосрочным постоянством отношения к доходу.

Следующая проблема заключается в том, как определить и каким образом измерить постоянный доход. Постоянный доход – это устойчивая величина потребления, которую индивид мог бы сохранить на оставшуюся жизнь при данном текущем уровне богатства и дохода, получаемого сегодня и в будущем.

Чтобы понять, как измеряется постоянный доход, представим себе человека, пытающегося вычислить свой постоянный доход. Индивид имеет некоторый текущий уровень дохода и сформировал определенное представление об уровне потребления, который он может поддерживать в оставшийся период жизни. Теперь доход возрастает. Индивид должен решить, является этот рост дохода постоянным увеличением или это только временное, неустойчивое изменение. В каждом конкретном случае индивид, возможно, знает, является рост дохода постоянным или временным. Государственный служащий, получивший новую должность, знает, что увеличение дохода, скорее всего, сохранится, а рабочий, имевший особенно много сверхурочной в какой – либо год, скорее всего, будет рассматривать увеличившийся в тот год доход как временный. Однако индивид не знает определенно, какая часть изменения дохода сохранится и является поэтому постоянной, а какая не сохранится и является поэтому временной. Предполагается, что временный доход не оказывает какого-либо значительного воздействия на потребление.

Вопрос о том, как определить, какая часть роста дохода является постоянной, обычно решают прагматически, предполагая, что постоянный доход связан с поведением текущих и прошлых доходов. Например, можно оценить постоянный доход как доход, равный доходу прошлого года, плюс некоторая доля изменения дохода текущего года по сравнению с прошлым годом:

YP = Y – 1 + Q(Y – Y – 1) = QY + (1 – Q)Y – 1, 0 < Q < 1,

где 0 < Q < 1, а Y – 1 – доход прошлого года. Правая часть уравнения показывает постоянный доход как взвешенную среднюю текущего и прошлого дохода, и это определение эквивалентно исходному.

Особенности уравнения: во-первых, если Y = Y – 1, т.е. если доход этого года равен доходу прошлого года, то постоянный доход равен им обоим. Таким образом, индивид, который всегда получал один и тот же доход, ожидал бы получать этот доход и в будущем. Во-вторых, если доход возрастает в этом году по сравнению с прошлым, то постоянный доход возрастает меньше, чем текущий доход. Причина заключается в том, что индивид не знает, является ли рост дохода в этом году постоянным. Не зная, сохранится этот рост или нет, индивид не будет тут же увеличивать показатели ожидаемого (постоянного) дохода на всю величину действительного (текущего) увеличения дохода.

Рациональные ожидания и потребление. Гипотеза постоянного дохода основана на модели межвременного выбора Фишера. Она строится на том, что потребители, прогнозирующие ситуацию, принимают решения исходя не только из уровня текущего дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий.

Недавние исследования потребления объединили эти взгляды с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при прогнозировании будущих событий люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания очень сильно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же серьезные последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления.

Экономист Роберт Холл первым применил концепцию рациональных ожиданий для анализа потребления. Он показал, что если теория постоянного дохода верна и если ожидания потребителей рациональны, то изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин случайное блуждание. По Холлу, сочетание теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории случайного блуждания.

Холл строил свои рассуждения следующим образом. Согласно гипотезе постоянного дохода, потребители сталкиваются с колебанием дохода и прилагают все усилия для того, чтобы сделать свое потребление на протяжении жизни более или менее равномерным. В каждый конкретный момент потребители выбирают уровень потребления на основании их текущих ожиданий в отношении будущего дохода. Получая новую информацию, они перестраивают свои планы и изменяют уровень потребления. Например, человек, получивший неожиданное повышение по службе, увеличивает потребление, а человек, неожиданно пониженный по службе, сокращает потребление. Если потребители оптимально пользуются всей имеющейся информацией, то пересмотр их ожиданий в отношении будущих доходов в течение жизни должен быть непредсказуемым. Поэтому изменения в их потреблении также непредсказуемы.

Опыт показывает, что теорема случайного блуждания не совсем точно описывает экономическую реальность. Изменения совокупного потребления в какой-то мере поддаются прогнозированию. Однако из-за того, что точность такого процесса невелика, некоторые экономисты считают теорему случайного блуждания, а, значит, и концепцию рациональных ожиданий хорошим приближением к реальному положению дел.

Подход к потреблению с точки зрения концепции рациональных ожиданий имеет значение не только для прогнозирования, но и для анализа того, как экономическая политика влияет на экономику. Если потребители ведут себя, как это предсказывается гипотезой постоянного дохода, и их ожидания рациональны, то только неожиданные изменения политики могут оказывать влияние на потребление, и только в том случае, если они меняют ожидания. Например, представим, что Конгресс США сегодня примет закон о повышении налогов, вступающий в силу со следующего года. В этом случае потребители получают новую информацию о своих доходах в течение жизни после принятия этого закона Конгрессом (или даже раньше, если такой исход голосования предвиделся). Эта весть заставляет потребителей пересмотреть свои ожидания и сократить потребление немедленно. В следующем же году, когда закон вступит в силу, потребление не изменится, поскольку новой информации не поступило.

Итак, если потребители имеют рациональные ожидания, политики оказывают влияние на экономику не только своими действиями, но и через формирование у населения ожиданий таких действий. Однако непосредственно наблюдать ожидания невозможно, поэтому сложно узнать, когда и как изменения бюджетно-налоговой политики повлияют на совокупный спрос.