Предмет и методология юридической науки.

С позиций постклассической эпистемологии, предмет любой науки следует рассматривать как рефлексивное отношение субъекта и объекта, включенное в процесс интерсубъективной коммуникации.

Другими словами, предметом любой науки является не сама по себе объективная реальность и не ее рефлексивный образ, а гносеологические отношение познания субъектом выделяемой из объекта отдельной его части. Следует заметить, что в структурном плане под гносеологическим отношением познания следует понимать совокупность таких элементов познания как восприятие, описание, объяснение, интерпретация и предсказание.

Предметом науки вообще, и юриспруденции в частности, определяется объектом (применительно к юриспруденции – спецификой правовой реальности), а также и субъектом или факторами, прочно связанными с субъектом. Рассмотрим наиболее обстоятельно отдельные из этих факторов субъектного характера.

Во-первых, предмет юриспруденции во многом зависит от того, что изучается. Фактор апеллирования к изучению конкретной правовой реальности будет рассмотрен в последующем.

Во-вторых, предмет юридической науки зависит от уровня ранее накопленных знаний и в значительной степени обусловлен сменой историко-правовых доминант или эпистем, характерных для той или иной цивилизованной системы. К примеру, эпистема Нового времени во многом определила юснатуралистическое представление о праве, а следовательно и сам предмет юридической науки.

Позитивистская эпистема оказалась акцентированной на внешние признаки права, что несомненно определило теоретические пределы предмета юридической науки.

В-третьих, предмет юридической науки предопределяется самим типом цивилизации, в формате которой происходит развитие юриспруденции.

Социальный контекст цивилизационного развития: оказывает прямое воздействие на саму корпорацию ученых – юристов, а также на ареал исповедующих ими ценностей, норм права и генезис категориального правового аппарата.

В-четвертых, на предмет юриспруденции влияет отношение социума к конкретной дисциплине. Подобного рода общественное отношение выражается как в применимости соответствующих правовых знаний на практике, а также в реализации процесса институционализации правовой науки. При этом, не следует игнорировать того исторического факта, что возникновение юридической науки непосредственно связано с преподаванием римского права в первых университетах Средних веков.

В-пятых, предмет юриспруденции зависит от господствующего типа правопонимания применительно к конкретной исторической эпохе, культуре или конкретной научной школе. К примеру, приверженец юснатурализама окажется ориентированным на природу человека, на вечные и неотчуждаемые права личности. Ученый-позитивист в качестве доминанты для научных размышлений остановится на внешних формах права, а социолог права во главу угла своих исследований определит проблему взаимодействия общества и права.

Таким образом, в качестве промежуточного вывода следует отметить следующее: предмет юридической науки не является заданным, но конструируется субъектом в рамках объекта.

Вслед за рассмотрением контекста предмета юриспруденции целесообразно обратиться к анализу субъекта, непосредственно участвующего в конструктуировании предмета. В данном случае крайне важно исследовать внутреннюю диалогичность субъекта права и самого процесса правового познания. Внутренняя диалогичность проявляется: а) в противоречивости субъекта права и процесса правового познания; б) во взаимопереходе моментов противоположности. Сущностной же характеристикой субъекта права является диалог между общественным и индивидуальным.

Вышеотмеченная диалогичность может быть раскрыта применительно к диалектике индивидуального и общественного правосознания:

- в процессе индивидуальной социализации общественное правосознание (господствующие идеи и представления) преобладает над индивидуальным и способствует формированию последнего;

- на этапе завершения индивидуальной социализации, правосознание, принадлежащее выдающимся мыслителям начинает опережать ранее сформированные и господствующие в обществе правовые постулаты;

- наступает новый этап, этап вынесения правовой инновации, в ходе которого реализуется процесс трансцендирования субъекта правотворчества.

Таким образом, автономность субъекта познания права состоит в его «опережающей рефлективности» по отношению к господствующему в обществе положению права.

Размышляя над содержанием предмета юридической науки, следует заметить, что предмет юриспруденции образуют закономерности возникновения развития и функционирования правовых явлений.

При этом, закономерность (закон) – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон не только фиксирует повторяющуюся, устойчивую связь, но и объясняет ее. В осуществлении закона большую роль играют условия. Меняя условия, субъект способен воздействовать на него, на его формы, на глубину, время действия и т.п., а также на смену законов. Раскрывая содержание закона вообще, крайне важно дать определение закона юридического. Итак, закон юридический – это правоположение, как правило, установленное государством в соответствии с культивируемыми им ценностными установками. Степень уместности юридического закона определяются на основе науки о праве, т.е. в правоведении и науки о нем, в философии правоведения. Сама же юриспруденция призвана не описывать юридические законы, а проблематизировать и тематизировать их в стремлении обеспечить благоприятное будущее людей.

В иллюстративном плане представляется уместным рассмотреть предмет и методологические основы юридической науки на примере таких учебных дисциплин, как «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Уголовное право России».