Профилировка программ

Правило V

Правило IV

Прежде, чем порываться переписывать программу на ассемблер, изучите ассемблерный листинг компилятора на предмет оценки его совершенства. Возможно, в неудовлетворительной производительности кода виноват не компилятор, а непосредственно сам процессор или подсистема памяти, например. Особенно это касается наукоемких приложений, жадных до математических расчетов и графических пакетов, нуждающихся в больших объемах памяти. Наивно думать, что перенос программы на ассемблер увеличит пропускную способность памяти или, скажем, заставит процессор вычислять синус угла быстрее. Получив ассемблерный листинг откомпилированной программы (для Microsoft Visual C++, например, это осуществляется посредством ключа /FA), бегло просмотрите его глазами на предмет поиска явных ляпов и откровенно глупых конструкций наподобие: MOV EAX, [EBX]\MOV [EBX], EAX. Обычно гораздо проще не писать ассемблерную реализацию с чистого листа, а вычищать уже сгенерированный компилятором код. Это требует гораздо меньше времени, а результат дает ничуть не худший.

Если уж взялись писать на ассемблере, пишите максимально "красиво" и без излишнего трюкачества. Да, недокументированные возможности, нетрадиционные стили программирования, "черная магия", - все это безумно интересно и увлекательно, но: плохо переносимо, непонятно окружающим (в том числе и себе самому после возращения к исходному коду десятилетней давности) и вообще несет в себе массу проблем. Автор этих строк неоднократно обжигался на своих же собственных трюках, причем самое обидное, что трюки эти были вызваны отнюдь не "производственной необходимостью", а: ну, скажем так, "любовью к искусству". За любовь же, как известно, всегда приходится платить. Не повторяйте чужих ошибок! Не брезгуйте комментариями и непременно помещайте все ассемблерные функции в отдельный модуль. Никаких ассемблерных вставок - они практически непереносимы и создают очень много проблем при портировании приложений на другие платформы или даже при переходе на другой компилятор. Единственная предметная область, не только оправдывающая, но, прямо скажем, провоцирующая ассемблерные извращения, это - защита программ, но это уже тема совсем другого разговора...

Профилировкой здесь и на протяжении всей книги мы будем называть измерение производительности как всей программы в целом, так и отдельных ее фрагментов, с целью нахождения "горячих" точек (Hot Spots), - тех участков программы, на выполнение которых расходуется наибольшее количество времени.

Согласно правилу "10/90", десять процентов кода "съедают" девяносто процентов производительности системы (равно как и десять процентов людей выпивают девяносто процентов всего пива). Если время, потраченное на выполнение каждой машинной инструкции, изобразить графически в порядке возрастания их линейных адресов, на полученной диаграмме мы обнаружим несколько высоченных пиков, горделиво возвышающихся над практически пустой равниной, усеянной множеством низеньких холмиков (пример показан далее на рисунке разд. " Практический сеанс профилировки с VTune в десяти шагах") Вот эти самые пики - "горячие" точки и есть.

Почему "температура" различных участков программы столь неодинакова? Причина в том, что подавляющее большинство вычислительных алгоритмов так или иначе сводятся к циклам, - т. е. многократным повторениям одного фрагмента кода, причем зачастую циклы обрабатываются не последовательно, а образуют более или менее глубокие иерархии, организованные по типу "матрешки". В результате, львиную долю всего времени выполнения, программа проводит в циклах с наибольшим уровнем вложения, и именно их оптимизация дает наилучший прирост производительности!

Громоздкие и тормозные, но редко вызываемые функции оптимизировать нет ни какой нужды, - это практически не увеличит быстродействия приложения (ну разве что только в том случае, если они совсем уж будут "криво" написаны).

Когда же алгоритм программы прост, а ее исходный текст свободно умещается в сотню-другую строк, то "горячие" точки нетрудно обнаружить и визуальным просмотром листинга. Но с увеличением объема кода это становится все сложнее и сложнее. В программе, состоящей из тысяч сложно взаимодействующих друг с другом функций (часть из которых это функции внешних библиотек и API - Application Programming Interface, интерфейс прикладного программирования - операционной системы) далеко не так очевидно: какая же именно из них в наибольшей степени ответственна за низкую производительность приложения. Естественный выход - прибегнуть к помощи специализированных программных средств.

Профилировщик (так же называемый "профайлером") - основной инструмент оптимизатора программ. Оптимизация "в слепую" редко дает хороший результат. Помните пословицу "самый медленный верблюд определяет скорость каравана"? Программный код ведет себя полностью аналогичным образом, и производительность приложения определяется самым узким его участком. Бывает, что виновницей оказывается одна-единственная машинная инструкция (например, инструкция деления, многократно выполняющаяся в глубоко вложенном цикле). Программист, затратив воистину титанические усилия на улучшение остального кода, окажется премного удивлен, что производительность приложения едва ли возросла процентов на десять-пятнадцать.

Правило номер один: ликвидация не самых "горячих" точек программы, практически не увеличивает ее быстродействия. Действительно, сколько не подгоняй второго сзади верблюда - от этого караван быстрее идти не будет (случай, когда предпоследней верблюд тормозит последнего - это уже тема другого разговора, требующего глубоких знаний техники профилировки, а потому и не рассматриваемая в настоящей книге).