II. Вывоз капитала в колонии и зависимые страны

Завершение территориального раздела мира в конце XIX в. означало окончательное складывание колониальной системы. Главной ее особенностью явилось то, что колониальная система охватила весь мир, всю территорию земного шара, стала неотъемлемой частью мирового рынка. В это время усилилась роль колоний и зависимых стран как источников сырья и как рынков сбыта для промышленных изделий развитых капиталистических держав. Афро-азиатские страны становятся также сферой приложения капитала. Вывоз капитала – одна из важнейших черт развитого рыночного капитализма. Он осуществлялся в различных формах.

Одной из форм было предоставление западными банками займов правительствам зависимых стран. Оплачивались займы за счет налогов с населения. Займы не только приносили высокие прибыли заимодателям, но и приводили к установлению финансового контроля над странами – должниками. Примером может служить английский Шахиншахский банк в Иране.

Метрополии скупали за бесценок и захватывали в колониях и зависимых странах земли. На этих землях создавались плантации капиталистического типа с полуфеодальными или даже рабскими способами эксплуатации. На плантациях выращивались сырьевые и продовольственные культуры. Например, чайные и кофейные плантации в Британской Индии.

Важней сферой приложения иностранного капитала стало строительство железных дорог, морских портов, телеграфных линий. Оно служило одним из методов колониальной экспансии. Примером могут служить железные дороги в Индии, телеграфные линии в Иране и т.д.

Значительные денежные средства вкладывались в строительство предприятий добывающей промышленности. Метрополии интенсивно разрабатывали природные богатства стран Азии и Африки: строили золотодобывающие шахты в Южной Африке, нефтедобывающие предприятия в Иране и на Аравийском полуострове.

В странах формально независимых иностранные предприниматели, при поддержке своего государства, получали концессии на эксплуатацию той или иной территории. Нередко территория концессии становилась своеобразным государством в государстве: здесь действовали западные законы, имелись свои органы власти, суды, полицейские структуры и т.д. Например, в английском Шанхае в середине XIX в., о чем писал русский писатель И.А. Гончаров.

Особенностью колониальной экспансии было то, что непосредственно в промышленность колоний и зависимых стран шла незначительная часть денежных средств. Монополистические фирмы предпочитали вкладывать деньги в сферу обращения, в строительство дорог, в средства связи – это было выгодно и создавало благоприятные условия для укрепления собственных позиций в регионе. Интересно, что даже в Британской Индии из общей суммы английских капиталовложений только 3% шло непосредственно в промышленность.

Таким образом, в начале XX столетия изменились формы и методы колониальной экспансии. Теперь главной силой становится монополистический капитал. Однако наряду с новыми методами колониальной эксплуатации использовались и старые методы, сложившиеся в начальный период колонизации. Например, метрополии не только осваивали открытые источники сырья, но и стремились захватить те районы, где оно пока не обнаружено. На африканском континенте шла жесткая борьба за любые территории. Опорой колониальных режимов была армия и бюрократия, с их помощью метрополии целенаправленно подчиняли себе экономику азиатских и африканских стран. Это привело к специализации стран Востока на производстве определенных видов сырья или готовой продукции, чаще всего сельскохозяйственной. Диктуя крайне низкие цены, используя дешевый наемный труд, монополии получали в зависимых странах сверхприбыли. Все это приводило к разорению коренного населения колоний и зависимых стран.

Колонизация стран Азии и Африки, с цивилизационной точки зрения, имела две тенденции. С одной стороны, народы Востока приобщались к более передовой технологической культуре Запада, с другой же, получать сверхприбыли метрополии могли лишь в том случае, если они сохраняли в колониях традиционные «полуфеодальные» методы эксплуатации. Например, работники индийских чайных плантаций находились на положении полурабов, полукрепостных.

Страны Востока и в начале новейшего времени оставались аграрно-сырьевыми придатками западных государств, что усиливало отставание Востока от Запада, углубляло разрыв в уровне образования, потребления, доходов на душу населения колоний и зависимых стран.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Базовые ценности цивилизаций Востока211

Таблица 1

 

 

Основные параметры Китайско-конфуцианская цивилизация Индо-буддийская цивилизация Арабо-исламская цивилизация
1. Генеральная установка цивилизации. Особенности менталитета. Жизнь – есть долг. Главным принципом является принцип осознанного долга. Высшая ценность для человека – это ценность небытия. Абсолютная покорность человека Аллаху, а далее – Пророку, халифу, вплоть до местного начальника.
2. Отношение к государству. Государство «отец и мать народа» (Конфуций). Подданные должны проявлять сыновью почтительность (сяо). Однако, согласно учению Мэн Цзы «о перемене мандата», народ может заменить неугодного правителя, если он не заботиться о своих подданных. Безразличие социума к государству. Слабая политическая активность. Ее рост связан с колонизацией, с реформацией индуизма (XIX в.), с гандизмом. Государство – благодетель. Предельное слияние светской и духовной власти (султан-халиф) способствовало выработке сознания, что государство милостиво как Аллах и карает также как он. Забота государства о подданных закреплена в Коране – налог в пользу бедных (закят).
3. Отношение к частной собственности. Противоречивое. С одной стороны, культ труда, успеха, ибо для китайцев, японцев, счастье в труде. С другой стороны – система постоянно занята перераспределением земных благ, возвратом к традиционной земельной норме и т.д. Безразличное. Нет культа материального благосостояния. Мирская шкала ценностей не имеет значения. Противоречивое. С одной стороны Коран защищает частную собственность, но только честно заработанную (беспроцентный кредит и т.д.). С другой стороны, потеря собственности не воспринималась как трагедия. Ибо на земле «все принадлежит Аллаху».
4. Классы, сословия, страты. Размытость сословно-классовых образований связана с учением Конфуция о возможном самосовершенствовании человека через самовоспитание, образование. Принцип меритократии (власть достойных). Жесткая дифференциация по кастовому признаку исключала возможность образования, как сословий, так и классов. Равенство людей перед Аллахом предполагало и их равенство перед законом, государством и т.п. Отсюда, классов в их западном понимании не было.
5.Индивидуализм или коллективизм? Во всех традициях Востока примат социума над индивидом. Важность регулирования корпоративных связей. Культ предков, патернализм. Регламентированное поведение человека в рамках традиции. Возможна личная карьера через систему шэньши. Коллективизм в рамках непроницаемой кастовой системы. Индивидуализм тоже в рамках касты – каждый только сам может и должен улучшить свою карму. Установка на высшую ценность Небытия. Коллективизм, замкнутый по отношению к миру извне, но открытый всем, уверовавшим в Аллаха. Поведение каждого регламентируется религией –законами шариата. Обязанность умереть во имя Аллаха.
6. Религия. Во всех традициях Востока слияние духовной и политической власти. Однако, степень слияния различна. Относительное безразличие к религии. Религиозная терпимость Освящение (сакрализация) политической власти, деспотизма.
7. Культура чувств. Восприятие мира. Сфера чувств ограничена принципом осознанного долга. Индивид «должен» обществу, государству, отец – сыну, в меньшей степени – семье. Высочайшая культура чувств, альтруизм, жертвенность, веротерпимость. Чувства индивида направлены, с одной стороны в сферу религии – Аллаху, с другой стороны, именно на арабском Востоке возникло такое понятие как «счастье». «Фальсафе» – наука о счастье.
       

 

Хокку. Японская поэзия
Евангелиона. 13 ноября 2009 г. 20:59:42
Мацуо Басё *** Стаяли снега, - И полна вокруг вся деревня Шумной детворой. *** Ах, не топчи траву! Там светлячки сияли Вчера ночной порой. *** Вот выплыла луна, И самый мелкий кустик На праздник приглашен. *** О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька! *** Наша жизнь - росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь - и все же... *** Тихо-тихо ползи, Улитка, по склону Фудзи Вверх, до самых высот! *** Будда в вышине!