Сущность и нормы этики предпринимателя

 

Когда говорят об этике предпринимателя как разновидности профессиональной этики, имеются в виду нормы его поведения, требования, предъявляемые к стилю его работы, характер общения с людьми , социальный облик. К этическим нормам поведения предпринимателей относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность, выгодность в отношениях партнеров.

Предприниматель в этическом плане должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления их интересов. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает гасить конфликтные ситуации.

Деловая этика ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает должную оценку личностных и деловых качеств людей и их деятельности, открытость критике.

У деловых людей существует такое понятие, как деловая обязательность, верность слову. Формула успеха предпринимателей такова: преуспевание = профессионализм + порядочность. Поэтому основной постулат этики каждой уважающей себя организации может быть выражен девизом: «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

Известный американский бизнесмен Рокфеллер указывал, что честность бизнесмена - самый ценный его капитал, потерю которого нельзя восполнить никаким другим капиталом. Бизнес держится на том, что люди делают то, о чем договариваются. Слово предпринимателя – закон и ценится гораздо выше, чем подписанный при участии лучших юристов контракт. Обман в бизнесе может принести лишь временное вознаграждение. Недобросовестность в заключении сделок, уклонение от договорных условий рано или поздно оборачиваются крахом.

Еще одна норма этики предпринимателя, обеспечивающая порядочность в предпринимательстве, - выгодность в отношениях партнеров. Выгоду можно получить, ограбив другого. Но такая выгода всегда оборачивается проигрышем, ущербом, потому что партнер, которому по вашей вине нанесен ущерб, рано или поздно отдает вам этот «долг». Плодить недоброжелателей и врагов – наилучший способ в конце концов разориться.

Предприниматель должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для обыкновенного житейского бытия. Он никогда не должен забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, полностью управляет своими эмоциями.

В современном деловом мире сформировался этический кодекс предпринимателя. Вот его основные черты. Цивилизованный предприниматель:

- убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для общества в целом, для государства;

- признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

- исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с ним;

- доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм т компетентность;

- стремится к нововведениям;

Ниже приведены некоторые основные сложившиеся в деловом мире этические правила поведения предпринимателя:

- выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для дела;

- выполняйте обещания в срок, но если не смогли выполнить – не оправдывайтесь, а установите новый срок и сдержите слово, пусть и с опозданием;

- будучи уверенным в себе, избегайте быть самоуверенными, ибо самоуверенность – предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;

- занимайтесь только теми вопросами, в решении которых Ваше участие обязательно;

- не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от Вас соответствующего задания;

- никогда не забывайте, что Ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;

- будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают Вашему бизнесу;

- не страшитесь талантливых подчиненных;

- предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей организации;

- в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;

- помните, что можно оскорбить не только словом: поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;

- помните, что нет ничего острее болезненнее для человека, чем унижение. Унижение никогда не забывается и не прощается, поэтому бойтесь совершать несправедливость – она сильно задевает людей;

- хвалите на людях, порицайте тс глазу на глаз;

Разумеется, здесь приведены далеко не все советы и не на все случаи жизни. Человек должен не забывать о главном – порядочности и благородстве.

 

5. Предпринимательский этикет

В процессе своей деятельности предприниматель имеет дело с ресурсами и товарами, документами, другими хозяйствующими субъектами. Однако, прежде всего он имеет дело с людьми – организует работу подчиненных, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами. От того, насколько хорошо он это делает, зависят его репутация и авторитет в деловом мире.

Этикет делового человека включает: правила обращения, приветствия и знакомства, правила организации деловых контактов, правила поведения на переговорах, знание делового протокола, культуру служебных документов, требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде, речи и т.п.

Нормы обращения, приветствия и знакомства. В нашей стране испокон веков принято уважительно называть людей по имени-отчеству. Поэтому нельзя злоупотреблять обращением только по имени: так можно обращаться к ближайшим сотрудникам, особенно если они молоды и не возражают против такого обращения.

В деловой обстановке следует обращаться лишь к подчиненным только на «вы». Обращение на «ты» допустимо лишь тогда, когда оно может быть взаимным либо обусловлено неформальными отношениями.

Субординация в деловых отношениях. Необходимо быть корректным и не отдавать без особой необходимости распоряжения через голову нижестоящего руководителя. В случае, если обстоятельства вынудили нарушить субординацию, необходимо поставить в известность подчиненного руководителя, позаботиться о том, чтобы у него не возникло ощущения, будто его обходят, не хотят с ним считаться.

Необходимо соблюдать принцип эмоциональной нейтральности к подчиненным: ко всем следует относиться ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

Следует выдерживать границы дружбы с подчиненными, быть особенно щепетильным во внеслужебных отношениях, не злоупотреблять личными просьбами к подчиненным – они ведут к фамильярности во взаимоотношениях, могут поставить в двусмысленное положение. В то же время вне службы (на отдыхе и т.п.) в соблюдении субординации нет необходимости.

Организация деловых контактов. В большинстве случаев излишняя доступность руководителя не способствует созданию нормальной деловой обстановки, ведет к панибратству. Поэтому следует максимально ограничить число лиц, которые имеют право входить в кабинет руководителя без уведомления. В любом случае входить в кабинет нельзя, если там уже кто-то находиться: особенно строго это правило соблюдается в часы приема. Вместе с тем необходимо учесть, что недоступность руководителя ведет к потере информации или запаздыванию в ее получении.

Правила вежливости предписывают руководителю умение выслушивать людей, не прерывая их и не отвлекаясь на другие дела. Не следует во время разговора без необходимости перебирать бумаги, подписывать документы, демонстрируя занятость, поглядывать на часы, допускать присутствие третьих лиц, разговаривать по телефону и т.п. Если при разговоре все-таки пришлось отвлечься, нужно попросить у собеседника извинения, после вынужденного перерыва продолжить разговор, показав при этом, что помните, о чем шла речь.

Приглашая сотрудника на беседу, следует предупредить его о времени, длительности и теме разговора, чтобы дать ему возможность подготовиться к разговору. Многие беседы удобнее проводить в кабинете подчиненного, поскольку все необходимые материалы в этом случае у него под руками. Вне служебного помещения деловые беседы, как правило, нежелательны: они создают впечатление избранности и секретности.

Основным видом сотрудничества предпринимателей являются деловые переговоры, которые приводят партнеров к коммерческим сделкам. Умение вести такие переговоры - это наука и искусство, здесь не должно быть нетерпеливости, эгоистичности, неуступчивости. Необходимо учитывать интересы партнеров, уметь внимательно слушать и четко говорить. Нужно давать себе необходимое время для принятия решения. Час считается неприемлемо долгим периодом для ожидания в Германии и очень коротким периодом – на Ближнем Востоке и в Азии. Если Вы поглядываете на часы, в то время как противоположная сторона смотрит на календарь, можно считать, что Вы уже почти проиграли. В спешке Вы можете пойти на неоправданные уступки, поэтому не загоняйте себя в ограниченные временные рамки.

Деловой протокол – это порядок проведения деловых встреч. Особенно важно его соблюдение при ведении деловых переговоров. Условливаться о встрече или переговорах принято не менее чем за 2-3 дня, при этом заранее должны быть уточнены вопросы, выносимые для обсуждения, а также продолжительность встречи. В этот же период стороны договариваются о материалах, необходимых для обсуждения и об итоговых документах.

Организацию деловых встреч целиком берет на себя сторона-инициатор. Деловые встречи и особенно переговоры проводятся в специально отведенном помещении. Перед каждым участником желательно поставить карточку с указанием его фамилии, имени и отчества, а также организации, которую он представляет. На столах должна лежать бумага и письменные принадлежности, желательно иметь на столах прохладительные напитки. Хорошим тоном будет подать чай и кофе с небольшим количеством выпечных изделий. Нередко переговоры проводятся в форме таких протокольных мероприятий, как коктейли, ланч, ужин и т.п.

Прием должен быть подготовлен самым тщательным образом. В его подготовку входит: выбор вида приема, составление списка приглашенных, заблаговременная рассылка приглашений, составление плана размещения приглашенных за столом, составление меню, подготовка помещений, сервировка столов и обслуживание гостей, подготовка тостов и речей, составление порядка проведения приема.

Деловая переписка. Деловое письмо должно быть кратким и понятным. Строгий тон в сочетании с тщательно подобранной лексикой придают письму убедительность. Деловое письмо начинается с обращения «уважаемый» или «глубокоуважаемый» (в случае особой человеческой или профессиональной дружбы – «дорогой»), после чего следует имя и отчество или фамилия. Перед фамилией обязательно употребление слов «господин», «товарищ» или «коллега». Не следует забывать об общепринятых «пожалуйста», « с уважением», «искренне Ваш» и других подобных словах и выражениях.

Не рекомендуется складывать деловые письма в конверте более чем в 2 раза, при этом лист складывается текстом внутрь. Наиболее важные письма желательно не сгибать, а отправлять в больших конвертах.

Культура телефонного разговора. Представляясь по телефону, нужно четко назвать не только фамилию, но также имя и отчество. Разговор должен быть коротким, вежливым, касаться существа дела. Если разговор должен быть обстоятельным, следует поинтересоваться, имеет ли собеседник время Вас выслушать. В случае занятости нужно попросить перезвонить в удобное для Вас и для абонента время.

Деловые подарки. В деловом мире принято делать подарки, преподносить вещи с фирменными значками. Нельзя дарить слишком дорогие вещи – это может поставить получателя подарка в неловкое положение. Зато очень хорошо подарить то, что отвечает желанию и стилю партнера, несет отпечаток Вашего личного к нему отношения. При деловом визите в другую страну уместно дарить художественно оформленные издания: скульптуры, гравюры, памятные медали, настенные тарелки, книги и т.п. При достаточно тесном знакомстве возможны и такие подарки, как национальные напитки, сладости, курительные принадлежности, изделия из кожи, керамики, стекла, металла и т.п. Антиквариат и драгоценности преподносятся только очень крупным «фирмам» и в особых случаях, например, при юбилеях.

Отказаться от подарка можно лишь в том случае, когда принять его неприлично или он настолько ценен, что вынуждает получателя чувствовать себя должником. При отказе нужно быть последовательным и не принимать подарок после долгих уговоров, отказывать вежливо и непоколебимо.

Культура речи предпринимателя. Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательным условием делового контакта. В разговоре необходимо следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями, избегать канцеляризма и многословия, избавляться от слов – паразитов.

Специфика предпринимательской деятельности предъявляет серьезные требования к внешнему облику ее участников. Предприниматель всегда должен быть опрятен: плохо завязанный галстук и нечищеные ботинки – свидетельство нетребовательности к себе и безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности. Для руководителя предпочтителен консерватизм в одежде: костюмы спокойных цветов и классических фасонов, светлые однотонные сорочки, тщательно подобранные галстуки и никакой бижутерии (цепочек, перстней, булавок, значков) Костюм, надеваемый в официальных случаях, не должен быть спортивным, а пиджак и брюки разного цвета.

Тормоз карьеры женщин – джинсы, даже если Вы носите их в ансамбле с шелковой блузкой и модным пиджаком. Абсолютное табу для деловых женщин – голые руки, тем более плечи. Голые ноги также способны разрушить образ деловой женщины, поэтому даже в жару не забывайте надеть чулки или колготки: имидж требует жертв. Однако на обед, ужин, вечерний прием женщинам рекомендуется вечерний туалет.

Важно во всем внешнем облике и манерах обладать чувством меры: всякие отклонения раздражают окружающих и работают против Вас. Никогда нельзя забывать, что на Ваш внешний вид и манеры всегда обращают внимание.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается социальная роль предпринимательства в обществе и социальная ответственность предпринимателей перед государством и обществом?

2. В чем состоят основные социально-психологические мотивы предпринимательства?

3. Какими личными и деловыми качествами должен обладать предприниматель?

4. Как можно представить модель идеального предпринимателя?

5. Что полезного могут извлечь современные российские предприниматели из анализа психологии западного бизнеса?

6. Что такое этика предпринимателя? Что относится к этическим нормам поведения предпринимателя?

7. В чем состоят основные этические правила поведения предпринимателя?

8. Каково содержание этикета делового человека?

9. В чем состоят нормы обращения, приветствия и знакомства делового человека?

10. В чем состоят основные нормы этикета при ведении деловых бесед, организации деловых контактов, субординации в деловых отношениях?

11. В чем состоят основные правила ведения деловых переговоров? Что такое деловой протокол?

12. В чем состоят основные нормы этикета в ведении деловой переписки, телефонных разговоров, визитных карточек?

13. Покажите значение и организацию деловых подарков в деловом мире

14. В чем состоят основные нормы этикета в речи, внешнем облике, манерах предпринимателя?