Элементы поперечного профиля дороги
Полосу местности, выделяемую в распоряжение дорожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений, называют полосой отвода или дорожной полосой. Ширину полосы отвода для строящихся автомобильных дорог общей сети назначают с учетом категории дороги, типа местности и крутизны откосов земляного полотна.
Поперечным профилем дороги называется графическое изображение разреза дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Одним из основных элементов поперечного профиля дороги является земляное полотно, на котором расположены проезжая часть и обочины. Проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств, имеет дорожную одежду, состоящую из нескольких конструктивных слоев, устраиваемых из различных дорожно-строительных материалов. По сторонам проезжей части расположены обочины, повышающие прочность кромки дорожной одежды и обеспечивающие безопасность движения, а также используемые для временной стоянки транспортных средств и размещения материалов при ремонте дороги.
В зависимости от рельефа местности земляное полотно может быть в виде насыпи (рис. 2.4) или выемки (рис. 2.5).
Рисунок 2.4 - Поперечный профиль автомобильной дороги в насыпи:
1 - внешний откос канавы; 2 - дно боковой канавы (кювета); 3 - откос насыпи; 4 - бровка земляного полотна; 5 - кромка проезжей части; 6 - ось дороги; 7 - обочины; 8 - земляное полотно; 9 - проезжая часть
Рисунок 2.5 Поперечный профиль автомобильной дороги в выемке:
1 - кавальер; 2 - банкетная (нагорная) канава; 3 - банкет; 4 - внешний откос; 5 - внутренний откос; 6 - бровка земляного полотна; 7 - кромка проезжей части; 8 - обочина; 9 - проезжая часть; 10 - разделительная полоса
Для отвода поверхностных вод с дороги и использования грунта при отсыпке насыпи с одной или обеих сторон земляного полотна устраивают боковые канавы (кюветы) и резервы. При устройстве выемок грунт из них, как правило, используется для возведения смежных насыпей и лишь в исключительных случаях его вывозят за пределы полосы отвода в кавальеры. Для предохранения выемок от излишнего увлажнения, в том числе и при размещении их на косогоре, на обрезах между кавальером и откосом выемки устраивают вал грунта треугольного сечения высотой 0,7—0,8 м, называемый банкетом. Между банкетом и кавальером отрывают банкетную канаву. Кроме того, при размещении земляного полотна на косогоре для отвода воды от него с нагорной стороны устраивают кюветы, нагорные канавы, кювет резервы и другие водоотводные сооружения.
Линии, отделяющие проезжую часть от обочины, называются кромками проезжей части, расстояние между которыми и определяет ширину проезжей части дороги. Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, называются бровками земляного полотна, а расстояние между ними определяет ширину земляного полотна дороги. Расстояние от бровки земляного полотна до поверхности земли определяет высоту насыпи или глубину выемки.
Боковыми поверхностями насыпей и выемок являются откосы, крутизна которых должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обеспечению безопасности движения. Крутизна характеризуется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению (рис.2.6):
Н/mН=1:m, (2.11)
где m — крутизна откоса, показывающая, во сколько раз проекция откоса больше или меньше его высоты.
Рисунок 2.6 Схема к определению крутизны откоса насыпи
Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения на дорогах I категории устраивают разделительную полосу.
Ширина земляного полотна, проезжей части и обочин устанавливается в зависимости от категории дороги и расчетной скорости транспортных средств (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Грунт из выемки, как правило, должен предусматриваться для отсыпки насыпей. Требуемая прочность земляного полотна считается обеспеченной, если низ дорожной одежды возвышается над расчетным уровнем грунтовых и поверхностных вод, а также над уровнем поверхности земли на мокрых и сырых участках не менее, чем указано в СНиП РК 3.03.09-2006. Конструкции поперечных профилей земляного полотна зависят от: - высоты насыпи или глубины выемки; - рельефа местности (косогор); - категории дороги; - вида грунта.
Крутизну откосов насыпей высотой до 3 м на дорогах I-III категорий следует назначать с учетом обеспечения безопасного съезда транспортных средств в аварийных ситуациях, как правило, не круче 1:4, а для дорог других категорий при высоте откоса насыпи до 2м - не круче 1:3 (рис. 2.7, рис. 2.8).. Крутизну откосов насыпей на прочном основании следует назначать в соответствии с табл. 2.1
1) Рисунок 2.7 Насыпи, высотой до З метров в свободных условиях с крутизной откосов 1:4
Рисунок 2.8 Насыпи, высотой до 3 м в стесненных условиях с крутизной откосов 1:4
Рисунок 2.9 Насыпь высотой от 3-6 метров с крутизной откосов 1: 1,5
Рисунок 2.10 Насыпь высотой от 6-12 метров с крутизной откосов в верхней части насыпи, высотой 6 м – 1:1.5 и в нижней части насыпи с крутизной 1:1.75
При возведении насыпей высотой до З метров, как правило, проектируют притрассовые резервы в свободных условиях или боковые водоотводные канавы в стесненных условиях. Грунты из притрассовых резервов и выемок используются для возведения земляного полотна. Размеры резервов определяются из расчета: объем вынимаемого грунта из резерва должен быть равен половине объема грунта, отсыпаемого в насыпь.
Таблица 2.3 - Наибольшая крутизна откосов
Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов необходимо проектировать раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь (рис.2.11). Выемки глубиной от 1 до 5м на снегозаносимых участках следует проектировать с крутыми откосами (1:1,5-1:2) и дополнительными полками или обочинами шириной не менее 4 м (рис.2.12, рис.2.13).
Рисунок 2.11 Выемка глубиной до 1 м:
Рисунок 2.12 Выемка глубиной от 1-5 м 1 М
Рисунок 2.13 Выемка глубиной от 5-12 м: Выемки глубиной более 2м в мелкозернистых пылеватых песках, переувлажненных глинистых грунтах, легковыветриваюшихся или трещиноватых скальных породах, в пылеватых лессовидных и лессовых породах следует проектировать с закюветными полками. Ширину закюветных полок следует принимать при мелких и пылеватых песках - 1 м, при остальных указанных грунтах при высоте откоса до 6м – не менее 1 м, при высоте откоса до 12м (для скальных пород - до 16м) – 2 м. Для дорог I-III категорий при проектировании выемок в легковыветривающихся скальных грунтах допускается предусматривать кювет-траншею шириной не менее 3 м и глубиной не менее 0,8 м. Поверхности закюветных полок придается уклон 20-40% в сторону кювета. Уклон можно не предусматривать при скальных породах, а также песках в условиях засушливого климата. При проектировании выемок, относящихся к объектам индивидуального проектирования, следует выполнять расчеты по оценке общей и местной устойчивости откосов, разрабатывать мероприятия по ее обеспечению, включая назначение соответствующего поперечного профиля, устройство дренажей, защитных слоев, типа укрепления откосов и т. п.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||