Новый образ науки в учении Ф.Бэкона. Индуктивный метод. Эмпиризм и рационализм.

XVI-XVII века ознаменовались буржуазными революциями в Европе и утверждением капиталистического способа производства, колонизацией новых земель и бурным развитием науки. Развивались физика, астрономия, медицина, география, химия, но особенно больших успехов достигла механика. Основным методом исследования становится опыт, эксперимент. На эмпирические методы (основанные на чувственном познании) опирались Г. Галилей и И. Ньютон.

В XVII-XVIII вв. философская трактовка бытия становится все более материалистической, наблюдатель не только признает объективный характер природной реальности, но и противопоставляет её человеку. На смену теизму (признававшему Бога творцом мира) приходит деизм, согласно которому Бог в настоящий момент не вмешивается в природные процессы. Главным понятием материалистического учения становится природное «тело», которое изучается механикой. Именно механика стала доминирующей наукой и все проблемы человека начинают рассматриваться на основе законов механики (например, появление образов в сознании человека или «движение» истории разных народов рассматриваются с позиций механики).

Вторая особенность этого периода – формирование субъективно-идеалистической оценки реальности – у Декарта формируется принцип cogito (мыслю – следовательно, существую), у Лейбница создано учение о деятельность духовных монад, у Юма и Беркли субъективно-идеалистическая теория ощущений – все они повлияли на трактовку научного познания, на понимание научного метода и истины.

Ф. Бэкон – представитель эмпиризма и материализма XVI-XVII веков.

Фрэнсис Бэкон, 1561–1626 гг., основные трактаты: «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы», «Опыты, или Наставления нравственные и политические», «Новая Атлантида»;

Бэкон признавал принципы античной трактовки природы, такие как саморазвитие и изменчивость, а также атомистикукак учение о атомной структуре природы.

Главная проблема его философии – обоснование великой роли науки в овладении силами природы и укреплении могущества человека над природой. Он объявляет опытное, эмпирическое знание (наблюдения, эксперименты) главным источником научной истины. Все опыты он подразделяет на плодоносные (приносящие человеку разнообразные блага) и светоносные (приносящие фундаментальное знание). Бэкон проясняет препятствия (ошибки), с которыми исследователь сталкивается на пути опытного познания и называет их «идолами» (или «призраками»). Идолы рода – ошибки, возникающие вследствие несовершенной природы человека, его зрения, слуха и всех органов чувств. Идолы пещеры – это ошибки, возникающие под воздействием общественных стереотипов и ошибочных мнений. Идолы театра – ошибки, возникающие вследствие исполнения ролей, искажающих критичные, независимые и объективные суждения. Идолы рынка (площади) – ошибки, которые возможны в спорах из-за различной трактовки одних и тех же понятий или из-за психологических аффектов спора. От идолов необходимо избавиться на пути к истине. Решающим эмпирическим методом в науке Бэкон предлагает признать индукцию. Индуктивный метод –это метод обобщений, классификаций, восхождения от частных случаев к общим понятиям и теориям. Правила индукции Ф. Бэкон формулирует в процессе составления трех таблиц: присутствия, отсутствия и сравнения изучаемых признаков. Правила: необходимо полное перечисление явлений с изучаемым признаком (например, светимостью, теплотой); необходимо обнаружить и перечислить явления с отсутствием данного признака; необходимо провести сравнения явлений по интенсивности изучаемого признака, после этого эмпирического сравнения необходимо сделать обобщение и сформулировать причины, вызывающей данный признак. Так, например, Бэкон пришел к выводу, что причиной теплоты является хаотическое движение атомов. Полное и всестороннее изучение явлений природы и открытие причин их изменчивости при помощи опыта – это задача экспериментальной прикладной науки.