ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 31 декабря 2004 г. N 30 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Нормативные акты: Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок" (Инструкция N 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".
Тема 9.2. Формы государственного регулирования ВЭД
Вопросы:
1. Нормативно-правовые основы, осуществления тарифного регулирования в РФ.
2.Тарифная (экономическая) форма государственного регулирования ВЭД.
3.Нетарифная (административная) форма государственного регулирования ВЭД.
ВЭД – особая форма деятельности, требующая особого внимания со стороны государства.
Политика государства в этой сфере определяется уровнем развития экономики, проводимой общей экономической политикой, положением страны на общем мировом рынке.
1. Нормативно-правовые основы, осуществления тарифного регулирования в РФ.
При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.
Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты[1]1.
Таможенно – тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.[2] и в других правовых актах.
Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:
- определение страны прохождения товара;
- определение таможенной стоимости товара;
- определение таможенных платежей.
Различают 2 формы государственного регулирования ВЭД:
Тариф – представляет собой систему налогов и сборов
Нетарифная – представляет собой систему разрешительно-запретительных мер (прямое вмешательство государства)
2. Тарифное регулирование:
- Таможенную пошлину (экспортную или импортную)
- Таможенный сбор
- Акцизы
- НДС
Таможенная пошлина – основной вид платежа регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объёма перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф)
Законодательная база по взиманию пошлин - это таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе от 1993 г.
Таможенный тариф может быть установлен в 3 вариантах:
1. В денежном варианте на физическую единицу (евро) – это специфический тариф
2. Устанавливаемый в процентах от таможенной стоимости товара – это адвалорный
3. Устанавливаемый в процентах и в евро – это смешенный тариф
Средний уровень ставок около 20%. В развитых странах - 5-6%. Величина ставки определяется законом РФ (иногда пересматривается с учётом экономической политики)
Для России таможенные пошлины – это существенная надбавка к бюджету.
Ставки таможенной пошлины дифференцированы по:
- Видам товаров. Для того, чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД СНГ содержит 99 групп) Например: 44 группа древесина и изделия из неё 94 группа – мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1, 44.2, 44.3 и т.д.)
1. Страны, с которыми Россия заключила договор о взаимном благоприятствовании в торговле – 128 (Базовые ставки базируются на соглашении по тарифам и торговле)
2. Развивающиеся страны, их 144 (Ставка льготная , от базовой ставки)
3. Наименее развитые страны – 47 стран Африки и Азии (ставка нулевая) Режим преференции по всем товарам:
1. Подакцизные товары
2. Электронно-бытовая техника
3. Одежда, обувь из синтетических материалов
4. Страны, с которыми заключён договор об экономической интеграции
Этапы:
- Зона свободной торговли
- Таможенный союз
- Экономический союз
- Полная интеграция
5. Прочие страны облагаются по удвоенной базовой ставке. Сумма экспортных устанавливается по относительно небольшому числу товаров с 50 наименований. В развитых странах экспортные пошлины практически отменены.
Таможенный сбор – определяется по двум направлениям:
- За оформлением документов (единая ставка 0,15% от таможенной стоимости)
- За другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня), Например: За хранение, контроль и т.д.
Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни, в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет.
Акцизы – взимаются в соответствии с Федеральным Законом об акцизах. Ставки едины как для товаров внутри российского происхождения, так и для импортных товаров.
При экспорте акцизы не взимаются.
Подакцизы:
- Этиловый спирт
- Алкоголь
- Табачные изделия
- Ювелирные изделия
- Нефтепродукты
- Легковые автомобили с объёмом двигателя более 2,5 тысяч см3
Ставки акцизов устанавливаются в рублях, на физические величины в процентах.
Налогооблагаемая база по акцизам:
где:
– таможенная стоимость
– таможенная пошлина
- таможенный сбор
НДС – налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с Федеральным Законом об НДС, ставки едины и в основном составляют 20%; По основным продуктам питания, товарам детского ассортимента – 10%
Налогооблагаемая база по НДС:
где: А – Акциз
При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются.
Нетарифное регулирование. Основные формы:
- Лицензирование
- Контроль таможенной стоимости
- Контроль за поступлением таможенной выручки
- Контроль бартерных сделок
- Обязательная сертификация товаров
- Таможенный контроль и др.