ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 31 декабря 2004 г. N 30 ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Нормативные акты: Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке документов и информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок" (Инструкция N 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

 

Тема 9.2. Формы государственного регулирования ВЭД

Вопросы:

1. Нормативно-правовые основы, осуществления тарифного регулирования в РФ.

2.Тарифная (экономическая) форма государственного регулирования ВЭД.

3.Нетарифная (административная) форма государственного регулирования ВЭД.

ВЭД – особая форма деятельности, требующая особого внимания со стороны государства.

Политика государства в этой сфере определяется уровнем развития экономики, проводимой общей экономической политикой, положением страны на общем мировом рынке.

1. Нормативно-правовые основы, осуществления тарифного регулирования в РФ.

При осуществлении внешнеэкономической и торговой деятельности субъекты сталкиваются со сложной системой общественных отношений, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ посредством таможенного регулирования и регулируемой определенными нормами и правилами.

Согласно ч. 2 ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативно-правовых актов, являющихся источниками таможенного права, является традиционной: Конституция РФ, законы и подзаконные акты[1]1.

Таможенно – тарифное регулирование относится к экономико-финансовому разделу таможенного дела. Правовые основы такого регулирования определяются в ФЗ РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.[2] и в других правовых актах.

Таможенно-тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

- определение страны прохождения товара;

- определение таможенной стоимости товара;

- определение таможенных платежей.

Различают 2 формы государственного регулирования ВЭД:

Тариф – представляет собой систему налогов и сборов

Нетарифная – представляет собой систему разрешительно-запретительных мер (прямое вмешательство государства)

2. Тарифное регулирование:

- Таможенную пошлину (экспортную или импортную)

- Таможенный сбор

- Акцизы

- НДС

Таможенная пошлина – основной вид платежа регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объёма перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф)

Законодательная база по взиманию пошлин - это таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе от 1993 г.

Таможенный тариф может быть установлен в 3 вариантах:

1. В денежном варианте на физическую единицу (евро) – это специфический тариф

2. Устанавливаемый в процентах от таможенной стоимости товара – это адвалорный

3. Устанавливаемый в процентах и в евро – это смешенный тариф

 

Средний уровень ставок около 20%. В развитых странах - 5-6%. Величина ставки определяется законом РФ (иногда пересматривается с учётом экономической политики)

Для России таможенные пошлины – это существенная надбавка к бюджету.

Ставки таможенной пошлины дифференцированы по:

- Видам товаров. Для того, чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД СНГ содержит 99 групп) Например: 44 группа древесина и изделия из неё 94 группа – мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1, 44.2, 44.3 и т.д.)

1. Страны, с которыми Россия заключила договор о взаимном благоприятствовании в торговле – 128 (Базовые ставки базируются на соглашении по тарифам и торговле)

2. Развивающиеся страны, их 144 (Ставка льготная , от базовой ставки)

3. Наименее развитые страны – 47 стран Африки и Азии (ставка нулевая) Режим преференции по всем товарам:

1. Подакцизные товары

2. Электронно-бытовая техника

3. Одежда, обувь из синтетических материалов

4. Страны, с которыми заключён договор об экономической интеграции

Этапы:

- Зона свободной торговли

- Таможенный союз

- Экономический союз

- Полная интеграция

5. Прочие страны облагаются по удвоенной базовой ставке. Сумма экспортных устанавливается по относительно небольшому числу товаров с 50 наименований. В развитых странах экспортные пошлины практически отменены.

Таможенный сбор – определяется по двум направлениям:

- За оформлением документов (единая ставка 0,15% от таможенной стоимости)

- За другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня), Например: За хранение, контроль и т.д.

Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни, в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет.

 

Акцизы – взимаются в соответствии с Федеральным Законом об акцизах. Ставки едины как для товаров внутри российского происхождения, так и для импортных товаров.

При экспорте акцизы не взимаются.

Подакцизы:

- Этиловый спирт

- Алкоголь

- Табачные изделия

- Ювелирные изделия

- Нефтепродукты

- Легковые автомобили с объёмом двигателя более 2,5 тысяч см3

Ставки акцизов устанавливаются в рублях, на физические величины в процентах.

Налогооблагаемая база по акцизам:

где:

– таможенная стоимость

– таможенная пошлина

- таможенный сбор

НДС – налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с Федеральным Законом об НДС, ставки едины и в основном составляют 20%; По основным продуктам питания, товарам детского ассортимента – 10%

Налогооблагаемая база по НДС:

где: А – Акциз

При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются.

Нетарифное регулирование. Основные формы:

- Лицензирование

- Контроль таможенной стоимости

- Контроль за поступлением таможенной выручки

- Контроль бартерных сделок

- Обязательная сертификация товаров

- Таможенный контроль и др.