Элементы плана дороги

Для перевозки грузов и пассажиров с наименьшей затратой энергии двигателями и минимальной стоимостью дорога должна быть проложена на местности по наикратчайшему расстоянию, т. е. по прямой линии, соединяющей заданные пункты. Однако различные препятствия (населенные пункты, озера, реки, болота, овраги и т. п.) заставляют в ряде случаев отклоняться от крат­чайшего расстояния (воздушной линии) и выбирать для положения дороги наиболее удобные места в обход препятствий. Этим объясняется, что автомобильная дорога обычно состоит из ряда прямых участков, сопряженных кривыми, обеспечивающими плавный переход автомобилей с одной прямой на другую (рис.2.1).

 

Рисунок 2.1 Проложение трассы дороги в плане

 

В период изысканий на местности и при проектировании на топографических картах замечают ось дороги, называемую трас­сой дороги. Изменение направления трассы характеризуется углом пово­рота, который образуется продолжением первоначального направления трассы и новым ее направлением.

Поскольку трасса при обходе препятствий, на подъемах на холмы и спусках в понижения местности меняет свое направление в плане и продольном профиле, она является пространственной линией.

Графическое изображение проекции трассы дороги на горизонтальную плоскость называется планом трассы.

Основные элементы угла поворота следующие (рис. 2.2): точка В — вершина утла поворота, угол α —- угол поворота, R — радиус кривой, К — длина кривой, Т — тангенс — длина касательной, т. е. расстоя­ние от начала или конца кривой до вершины угла поворота, Б — биссектриса—расстояние от вершины угла поворота до середи­ны кривой.

Рисунок 2.2 Элементы угла поворота

По заданному углу поворота и радиусу закругления в плане определяют элементы круговой кривой: тангенс , кривую , биссектрису и домер по следующим формулам:

, м (2.1)

м (2.2)

м (2.3)

, м (2 .4)

 

Основные геометрические элементы закруглений в плане с переходными кривыми (рис.2.3) зависят от радиуса и угла поворота и определяют по следующим формулам:

м (2.5)

м (2.6)

, м (2.7)

, м (2.8)

 

- сдвижка круговой кривой

, м (2.9)

- величина приращения тангенса

, м (2.10)

 

Длина переходной кривой L определяется согласно таблицы 2.1

Таблица 2. 1

Радиус круговой кривой R,м 600-1000 1000-2000
Длина переходной кривой, L, м

 

 

Рисунок 2.3 Размещение переходной кривой на плане:

НК и КК – точки сопряжения переходной кривой с прямой; КПК – точка сопряжения переходной кривой с кривой радиуса R.