Информационно-аналитическое обеспечение
Контроль и регулирование
Планирование
Основные функции и задачи контроллинга
Учет
• Сбор и обработка информации.
• Разработка и ведение системы внутреннего учета.
• Унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений.
• Информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок).
• Формирование и совершенствование всей «архитектуры» системы планирования.
• Установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования.
• Координация процесса обмена информацией.
• Координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию.
• Проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость.
• Составление сводного плана предприятия.
• Определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах.
• Сравнение планов и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели.
• Определение допустимых границ отклонений величин.
• Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений.
• Разработка архитектуры информационной системы.
• Стандартизация информационных носителей и каналов.
• Предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией.
• Сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных.
• Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений.
• Консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений.
• Обеспечение экономичности функционирования информационной системы. Специальные функции
• Сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюнктура отрасли, правительственные экономические программы.
• Сравнение с конкурентами.
• Обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов.
• Проведение калькуляции для особых заказов.
• Расчеты эффективности инвестиционных проектов. На основе приведенного перечня функций и задач контроллинга можно достаточно четко представить себе сферу его применения. Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:
• экономического состояния организации;
• понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга;
• размера организации (численность занятых, объем производства);
• уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.