ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.

Лекции 12. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Наиболее распространенные в международной торговле адва­лорные пошлины устанавливаются в виде процента от стоимости (цены) пересекающего таможенную границу товара. В этой связи существенное значение приобретает метод оценки стоимости им­портных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможен­ных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обра­ботки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Важное место в системе импортного таможенного тарифа отво­дится правилам определения страны происхождения товара, по­скольку применительно к различным группам стран ввозные (им­портные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом явля­ются ставки ввозных пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшего благоприятствования (Most Favoured Nation Treatment). Суть его состоит в том, что страна, применяющая к ряду других стран режим наибольшего благоприятствования, в случае снижения импортных пошлин по отношению к какой-либо третьей стране (в отношении которой данной страной режим наи­большего благоприятствования не применяется) должна автома­тически снизить импортные пошлины на те же товары и до того же уровня, что и для этой третьей страны. В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в 2 раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствования , ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в 2 раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Рассмотрим основные нетарифные меры (методы) государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Они представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и технических мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономические меры включают контроль таможенной стоимости, валютный контроль, финансовые меры (связанные с субсидиями, санк­циями и др.), а также защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специаль­ные) и дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС другие налоги). Административные меры включают запреты (эм­барго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматиче­ское и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Как уже отмечалось, ЮНКТАД выделяет семь основных нета­рифных мер государственного регулирования внешней торговли (паратарифные методы, меры контроля за ценами, финансовые меры, меры количественного контроля, меры автоматического ли­цензирования, монополистические меры, технические меры).

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (по­мимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним отно­сятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специ­альные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.

НДС (value added tax — VAT), акцизы (excise tax, internal revenue tax) и другие паратарифные платежи применяются как нетарифные меры государственного регулирования внешней торговли, направ­ленные на защиту интересов отечественных товаропроизводителей и стимулирование конкурентоспособности отечественных товаров наряду с тарифными мерами регулирования. Данные платежи ре­гулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкурен­ции.

В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей: сбор в фонд развития экспорта (в Авс­трии), сбор на охрану окружающей среды (в Дании), сбор при вво­зе в страну товаров в пластиковых контейнерах (по экологическим причинам — в Италии), налог на защиту растений (в Швеции)» сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины) однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

Меры контроля за ценами — это меры борьбы с искусственным снижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры) и меры, направленные против экспортных субсидий, предоставляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (ком­пенсационные меры).

Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера. В международной практике достаточно продолжительное время не существовало общепри­знанного всеми определения демпинга. Это создавало предпосыл­ки для таможенных властей некоторых стран, особенно в сложные с экономической точки зрения периоды развития, принимать произвольные и часто необоснованные решения в отношении экспор­теров ввозимой в страну продукции.

Принятый в рамках ГАТТ/ВТО Антидемпинговый кодекс (Со­глашение о применении статьи VI ГАТТ—1994) конкретизировал методику определения факта демпинга и соответствующие юри­дические основания для использования антидемпинговых пошлин. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом слу­чае индивидуально, при этом ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой (dumping margin), что позволяет реально нейтрализовать демпинговую опе­рацию. Введение антидемпинговой пошлины не носит автомати­ческого характера — она вводится только после проведения расходования с целью установления самого факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт действительно причинил (или угрожает причинить) материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей данный товар страны.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что международная практика проведения антидемпинговых расследований свидетельствует о том, что довольно многие обвинения в демпинге зате в ходе расследования не подтверждаются. Однако сам факт расследования и публичные обвинения в демпинге резко осложняют проведение экспортно-импортных операций и ставят под сомнение достижение в их ходе заинтересованными сторонами (экспортерами и импортерами) запланированных финансовых результатов. В случае доказанности факта демпинга и понесенного от него материального ущерба правительство страны своим специальным решением вводит антидемпинговые пошлины.

Как показывает анализ применения антидемпинговых меры в мировой торговле, в период с 1995г. они сами в значительной мере стали фактически использоваться как скрытый (или замаскированный) инструмент протекционистской политики (либо как один из инструментов, так называемого «нового протекционизма»).

Постепенное усиление в некоторых странах поддержки, как экс­порта, так и внутреннего производства (например, в форме дота­ций, налоговых льгот, льготных тарифов и т.д.) нашло свое отра­жение в принятом в рамках ВТО Соглашении по субсидиям и ком­пенсационным пошлинам, которым были установлены правила использования странами субсидий и компенсационных пошлин. Однако, как и антидемпинговые меры, компенсационные меры нередко применяются странами как инструмент фактического «скрытого протекционизма».

Для защиты от иностранных конкурентов некоторых экономи­чески уязвимых секторов национальной экономики (прежде всего различных отраслей аграрного сектора) могут применяться и сколь­зящие импортные сборы (направленные на то, чтобы довести внут­реннюю цену товара до определенного уровня).

Финансовые меры связаны, как правило, с использованием осо­бых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторго­вого обмена (например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций).

Меры количественного контроля (квотирования) связаны с установлением странами соответствующих количественных ограниче­ний на ввоз и вывоз конкретных товаров.

Эти меры применяются практически всеми странами. Положе­ния ГАТТ—1994, связанные с применением количественных огра­ничений во внешней торговле, весьма противоречивы, содержат взаимоисключающие положения и к настоящему времени факти­чески не создают четкой и стройной международной правовой ос­новы для регулирования порядка применения мер количественно­го контроля (количественных ограничений). С одной стороны, ГАТТ—1994 содержит положения, в соответствии с которыми все страны, входящие в состав ВТО (а на эти страны к началу 2004г. приходилось более 95% мировой торговли), должны отказаться от использования количественных ограничений. Однако, с другой стороны, в этом Генеральном соглашении есть положения, в соответствии с которыми страны — его участницы могут применять количественные ограничения (например, для поддержания равновесия платежного баланса страны). В ГАТТ—1994 есть так называемые «исключения из правила недискриминации», которые позволяют странам использовать количественные ограничения избирательно против ряда стран. В данном соглашении есть и положения о запрете импорта и экспорта тех или иных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или ограничен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность (нехватка) данного товара.

Автоматическое лицензирование. Суть этой меры состоит в том, что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг (наблюдение) за тор­говлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензиро­вание автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной. Не случайно в рамках ВТО действует Соглашение о процедурах импортного лицензирования (ко­торое иначе определяют как Кодекс по импортному лицензирова­нию).

Данное соглашение направлено на упрощение и унификацию формальностей при выдаче импортных лицензий. Им предусмат­ривается возможность создания системы автоматического лицен­зирования (при которой выдача соответствующей лицензии проис­ходит автоматически).

Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируются их руководством соображениями поддержания общественной морали и здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом вида, когда в качестве монопольного продавца или покупателя государство определяет соответствующую государственную компанию. В некоторых случаях весьма близкой к государственной монополии внешней торговли отдельными товарами оказывается практика централизации экспорта и импорта на базе создания добровольных ассоциаций экспортеров и импортеров данных товаров. Центра­лизация экспортных и импортных операций может в скрытом виде проявиться, например, в практике обязательного страхования тех или иных товаров национальными страховыми обществами, обя­зательной перевозки соответствующих товаров национальными транспортными компаниями и др.

Существование в реальной практике такой нетарифной меры регулирования внешней торговли нашло свое отражение в том, что в ГАТТ—1994 имеется специальная статья (XVII), посвященная деятельности государственных торговых предприятий (которая фактически связана с монополистическими мерами во внешней торговле). Эта статья не запрещает деятельность таких предпри­ятий, но требует, чтобы они действовали в торговле на основе об­щих принципов недискриминации и руководствовались коммер­ческими соображениями, включая цену и качество товаров. Государственные торговые предприятия должны предоставлять равные возможности любым предприятиям других стран заключать с ними коммерческие сделки.

Поэтому даже некоторые страны, входящие в ВТО, где всемер­но развиваются принципы либерализации торговли, используют форму государственных торговых предприятий. Так, в соответ­ствии со Справочником ЮНКТАД по импортным режимам, в 90-е гг. в Австрии 3 государственных предприятия концентриро­вали всю внешнюю торговлю табаком, алкоголем, солью, в Фин­ляндии — 2 (алкоголь, зерновые), в Исландии — 5 (алкоголь, электрооборудование, средства коммуникаций, табак, свежие фрукты), в Японии — 6 (алкоголь, зерновые, сливочное масло, мо­лочный порошок, соль, шелк), в Мексике — 1 (молочный поро­шок), в Новой Зеландии — 1 (фрукты), в Норвегии — 3 (алкоголь, зерно, фармацевтика), в Швеции — 1 (алкоголь), в Турции — 1 (алкоголь), во Франции — 1 (спички), в Греции — 1 (спички), в Швей­царии — 2 (сливочное масло, алкоголь).

Технические барьеры во внешней торговле связаны с осуществле­нием контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

В рамках ВТО действует Соглашение по техническим барьерам в торговле (Agreement on Technical Barriers to Trade, TBT— ТБТ). Данное соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные технические стандарты (включая требования к упаковке и маркировке товаров). Цель установления и использования этих стандартов — обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, квотных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.

При этом Соглашение ТБТ признает, что государства имеют право устанавливать защиту, например, жизни людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне, т е. на том уровне, который в данной стране будет рассматриваться как необходимый. Иными словами, Соглашением ТБТ предпола­гается, что принятые в разных государствах законодательные меры в данной области могут различаться.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положе­ния данного соглашения, которыми руководствуются страны в своей практике государственного регулирования внешней торгов­ли, распространяются как на сами товары, так и на то, каким спо­собом они производятся. При этом способ производства товара учитывается Соглашением ТБТ лишь в том случае, когда он изме­няет качество товара. Например, данная страна запрещает ввоз в нее стального листа холодной прокатки, аргументируя это тем, что процесс производства не обеспечивает необходимого качества изделия (т.е. критерием остается качество продукта). Данная ситуа­ция входит в компетенцию Соглашения ТБТ. Принципиально иной является ситуация, когда какая-либо страна запрещает ввоз в нее стального листа из другой страны на том основании, что про­изводящий стальной лист завод не имеет эффективной системы экологической защиты, однако на качестве данной продукции это не сказывается. В этом случае нет оснований для применения по­ложений Соглашения ТБТ.

В соответствии с Соглашением ТБТ в тех случаях, когда странами принимаются свои технические нормы, не основанные на действующих международных стандартах, страны — члены ВТО должны ее опубликовать извещение об этом Секретариата ВТО.

В приложении к Соглашению ТБТ содержится так называемый Кодекс добросовестной практики, регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот кодекс содержит указанные выше положения.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ.

Помимо форм государственного регулирования внешней торговли во второй половине XX и начале XXI в. получили свое развитие и различные формы и методы ее международного регу­лирования. Это проявляется как в форме деятельности региональ­ных экономических организаций, союзов и группировок, так и в деятельности организаций, по существу, общемирового масштаба, охватывающих подавляющую часть современной международной торговли.

К числу крупнейших региональных экономических и торговых блоков (группировок) стран современного мира можно отнести ЕС (в состав которого в конце 2007г. входили 27 государств), Северо­американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Евро­пейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Евразийское экономическое сообщество (в составе Бело­руссии, Казахстана, Киргизии, России, Узбекистана и Таджикис­тана) и др. В целом в мире существует около 100 различных торго­во-экономических союзов и группировок.

Несмотря на превалирование в международной торговле тен­денций ее либерализации, на уровне не только отдельных госу­дарств, но и торгово-экономических блоков и союзов действуют Формы протекционистской политики. С одной стороны, эти блоки союзы способствуют развитию международной торговли (снимая барьеры во взаимной торговле стран — участниц этих союзов), а с другой стороны они устанавливают определенные барьеры для «третьих» стран, не входящих в их состав, и для других торгово-экономиче­ских союзов.

Таким образом, в ходе процесса либерализации международной али и ее развития в направлении формирования единой, глобальной системы международной торговли проявляется, очевидно, противоречие — этот процесс нередко «преломляется» через формирование региональных торгово-экономических союзов, у которых есть реальные проблемы взаимодействия между собой и с не входящими в их состав странами.

Хотя все страны в своей внешнеторговой политике исходят из собственных национальных экономических интересов (а также из групповых интересов торгово-экономических блоков, помимо ко­торых имеются еще и корпоративные интересы), они объективно вовлечены в процесс интернационализации экономической жизни все больше приобретающий черты глобализации. Поэтому акту­альной является необходимость согласованного регулирования международной торговли на многосторонней основе. Это позво­ляет решить целый ряд реальных проблем:

- «сгладить» противоречия между странами в сфере внешней торговли;

- добиться определенных компромиссов и единообразия в регулировании внешней торговли отдельными странами и экономическими группировками.

К настоящему времени сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие пробле­мы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.

Так, с целью регулирования международной торговли некото­рыми сырьевыми товарами заключены многосторонние соглаше­ния и созданы международные организации с участием государств-импортеров и экспортеров: по какао (Международная организация по какао — МОКК, International Cocoa Organisation), по кофе (Меж­дународная организация по кофе — МОК, International Coffee Organisation — ICO), no натуральному каучуку (Международная ор­ганизация по натуральному каучуку — МОНК, International Natural Rubber Organisation — INRO), по сахару (Международная организа­ция по сахару — МОС, International Sugar Organisation — ISO). Страны — экспортеры нефти представлены в деятельности ОПЕК (Организации стран — экспортеров нефти, Organisation of the Petroleum Exporting Countries — OPEC). Кроме того, действуют межгосударственные ассоциации или международные советы, а также международные консультативные организации экспортеров меди, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, древесины тропических пород, кожи, зерна, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, чая, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. Действуют международные исследовательские группы по сырьевым товарам (например, по каучуку, по свинцу и цинку, по меди).

В рамках ООН международное регулирование мировой торговли осуществляется Конференцией ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD, ЮНКТАД) Комиссией ООН по праву международной торговли (United Nations commission on International Trade Law - UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ). Одновременно с ними действуют ВТО, а также Международный тор­говый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/ WTO), входящие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет ВТО.

ЮНКТАД была создана в 1964г. в качестве специального посто­янного органа ООН. В 2000г. членами ЮНКТАД были 185 госу­дарств — членов ООН и 3 члена представляли специализированные агентства.

К основным целям ЮНКТАД относятся следующие:

- содействие развитию международной торговли в целях ус­корения экономического роста и развития, особенно в раз­вивающихся странах;

- установление принципов и политики, касающихся между­народной торговли и связанных с ней проблем экономиче­ского развития, в частности финансов, инвестиций, пере­дачи технологии;

- рассмотрение и содействие организации деятельности дру­гих учреждений в рамках системы ООН в области междуна­родной торговли и соответствующих проблем экономиче­ского развития;

- принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;

- согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.

К основным направлениям деятельности ЮНКТАД относятся:

- регулирование торговых и экономических отношений между государствами, разработка концепций и принципов развития мировой торговли;

- разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами, разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества, содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;

- проведение совещаний экспертов, представителей правительств, дипломатических переговорных конференций с целью согласования политики правительств и региональ­ных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;

- регулирование ограничительной деловой практики.

Важным направлением деятельности ЮНКТАД является веде­ние аналитической работы по широкому кругу проблем. В 1996г. IX сессия ЮНКТАД выделила четыре важнейших направления этой работы: глобализация и развитие; инвестиции, развитие пред­приятий и технологий; международная торговля товарами и услу­гами; развитие инфраструктуры в сфере услуг.

ЮНКТАД публикует следующие издания: Доклады о наименее развитых странах (Least Developed Countries Reports), Бюллетень ЮНКТАД (UNCTAD Bulletin), «Транснациональные корпорации» (Transnational Corporations), «Наука и технология сегодня» (Science and Technology Update), Бюллетень по системе оценки передовых технологий (Advanced Technology Assessment System Bulletin), Обзор морского транспорта (Review of Maritime Transport), Ежемесячный бюллетень по ценам на сырьевые товары (Monthly Commodity Price Bulletin), ЮНКТАД-Ревю (UNCTAD-Review).

ЮНКТАД также выполняет роль форума для обсуждения и сопоставления позиций правительств различных стран по широкому кругу вопросов международных экономических отношений, а также для переговоров между различными группами стран по конкретным вопросам международной торговли и развития. Кроме того, ЮНК­ТАД содействует координации деятельности в рамках ООН по во­просам международной торговли и решает проблемы сотрудничества с международными экономическими организациями, прежде всего с ВТО, МТЦ ЮНКТАД/ВТО, с целью устранения дублирования и согласования направлений деятельности.

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. С точки зрения степени охвата современной международной торговли (более 95% в начале 2004г.) крупнейшей организацией, в которой проходят переговоры и консультации по проблемам международной торговли, является ВТО (World Trade Organization, WTO).

Ее предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tarifs and Trade, GATT), подписанное в Женеве в 1947г. ГАТТ представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах поведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Важно то, что принципы, нормы и правила ГАТТ были выработаны на основе мировой практики и не только опре­деляли многосторонние условия международной торговли, но и были положены в основу национального регулирования внешней торговли странами — участницами ГАТТ.

Круг стран — участниц ГАТТ, а затем его правопреемницы — ВТО за годы существования этой организации существенно рас­ширился: в 1948г., в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2007г. участниками ВТО были уже 152 страны (в том числе и с 2001г. Китай). Из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран к началу 2007г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).

Если в 1948г. доля стран — членов ГАТТ в мировом суммиро­ванном экспорте составляла 60,4%, то в конце 2007г. доля стран — членов ВТО превышала уже 95%.

За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов — конференций по фундаментальным вопросам развития международ­ной торговли. На Уругвайском раунде 1986—1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ ВТО. Были приняты новые со­глашения, и таким образом, ВТО в настоящее время представлено Целой системой соглашений.

Это, прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и тор­говле в редакции 1994г. — ГАТТ-1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО. Это Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС, The General Agreement on trade and Services — GATS), Соглашение по торговым аспектам прав нтеллектуальной собственности (ТРИПС, The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights — TRIPS), Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС, The Agreement Trade Related Investment Measures — TRIMS).

Важную роль играют такие соглашения, как Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению статьи VI ГАТТ—1994 (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-1994 (Оценка таможенной стоимости товаров), Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров, Механизм обзора торговой политики, прочие, так называемые плюлатеральные соглашения (соглашения, в которых участвуют не все страны ВТО, а потому необязательные для остальных стран ВТО). Всего ВТО в 2007г. была представлена 56 правовыми документами, основная часть которых интерпретирует и развивает положения ГАТТ или вводит в его орбиту новые области экономи­ческого сотрудничества. Таким образом, в отличие от ГАТТ ВТО базируется на целой системе соглашений.

Основу деятельности ВТО составляет ГАТТ-1994, главными принципами которого являются:

1. Режим наибольшего благоприятствования (осуществление торговли без дискриминации).

2.Принцип правомочности применения тех или иных средств внешнеторгового регулирования (в соответствии с которым защи­та отечественной промышленности от иностранной конкуренции может осуществляться только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений).

3.Сокращение пошлин в результате многосторонних перего­воров и исключение возможности их повышения в дальнейшем.

4.Предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем международной торговли (т.е. все возни­кающие в рамках ГАТТ проблемы международной торговли долж­ны решаться путем переговоров).

5.Развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции.

6.Предоставление льготного режима международной торговли для развивающихся стран.

7.Заключение региональных торговых соглашений.

8.Установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Эти принципы были зафиксированы в ГАТТ, позднее в резуль­тате переговоров к ним добавился еще и принцип национального режима.

Поскольку в основе ГАТТ были заложены идеи свободы торгов­ли и равенства всех участвующих сторон, то существенное значе­ние приобретает принцип режима наибольшего благоприятствовая (Most Favoured Nation Treatment). Его суть состоит в необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешнеторговой деятельности. Этот принцип предполагает обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношении к любой третьей стране.

Положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям. Режим наибольшего благоприятствования распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ним связанные. Кроме того, положения режима наибольшего благоприятствования распространяются на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, ре­гулирующие покупку и продажу товаров на внутренних рынках стран-участниц.

В ГАТТ режим наибольшего благоприятствования допускает исключения в случае создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В первой редакции ГАТТ (1947) исклю­чения из этого принципа предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. Однако позд­нее с распадом колониальной системы ситуация с такого рода ис­ключением изменилась. Развивающимся странам было предостав­лено право пользоваться преференциальным таможенным режи­мом на односторонней основе (т.е. без взаимного снижения ими пошлин на товары, импортируемые из промышленно развитых стран).

Требует своего разъяснения второй принцип ГАТТ — право­мочности применения средств внешнеторгового регулирования. Речь идет о том, какие средства внешнеторгового регулирования допустимы в рамках ГАТТ (позднее ВТО). В качестве единственно приемлемого средства ГАТТ были признаны внешнеторговые по­шлины. Все остальные формы и методы внешнеторгового регули­рования в соответствии с ГАТТ применяться не должны (а если они применяются, то это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами).

Принципиальным здесь является вопрос об отношении ГАТТ к количественным ограничениям в международной торговле — не рекомендует странам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Но в тексте ГАТТ есть перечень возможных исключений (когда введение количественных ограничений допустимо). К ним относятся случаи регулирования сельскохозяйственного производства, а также случаи нарушения равновесия платежного баланса.

Кроме того, ГАТТ отрицательно относится к таким государственным мерам внешнеторгового регулирования, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и др. (эти меры не допускаются тогда, когда это ведет к дискриминации стран — участниц ГАТТ).

Из второго принципа логически вытекает и третий принцип ГАТТ — постепенного (но неуклонного) снижения пошлин во взаимной торговле стран-участниц в результате переговоров (без их дальнейшего повышения). Если в начале действия ГАТТ (конец 40-х гг.) таможенные пошлины стран-участниц были на уровне 40—60%, то к 2006г. они составляли уже 3—5%.

На первых этапах деятельности ГАТТ механизм снижения по­шлин состоял в том, что основные страны-производители и страны — потребители товаров договаривались о величине сниже­ния, после чего эти сокращения автоматически распространялись на все страны — участницы соглашения. На последних же этапах деятельности ГАТТ (когда величина таможенных пошлин значи­тельно снизилась и одновременно возросло число участников ГАТТ) снижения таможенных пошлин стали осуществляться на основе списков, подготавливаемых странами-участницами. Эти списки составлялись таким образом, что величина потерь для на­ционального бюджета страны от снижения импортных пошлин должна быть равна сумме выигрыша ее национальных производи­телей, поставляющих свои товары за границу, за счет снижения импортных пошлин стран-контрагентов (покупателей), т.е. дей­ствовал принцип равенства уступок.

В 70-е гг., когда участники ГАТТ стали решать проблемы регулирования нетарифных мер, этот принцип равенства уступок начал применяться в модифицированном виде — основой переговоров стали подсчеты стоимостных эквивалентов потерь, понесенных странами от введения тех или иных ограничений.

Четвертый принцип ГАТТ — отказ стран-участниц от односто­ронних действий в пользу переговоров и консультаций. В соответ­ствии с этим принципом страны обязуются не осуществлять одно­сторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли (все решения принимаются только на основе взаимных торговых переговоров). В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов: Женева, Швейцария, 1947г.; Аннеси, Франция, 1949г.; Торки, Великобритания, 1950г.; Женева, Швейцария, 1956г.; Женева, Швейцария, 1960-1961гг.; Женева, Швейцария, 1964-1967гг.; Токио, Япония, 1973-1979гг.; Пунта дель Эсте, Уругвай, затем Женева, Швейцария, 1986-1994гг. (так называемый Уругвайский раунд). На пяти первых раундах (1947, 1949, 1950, 1956, 1960-1961гг.) рассматривались вопросы снижения таможенных пошлин, рамках раунда 1964-1967 гг. (Женева, так называемый «Кеннеди-раунд») помимо рассмотрения вопросов снижения таможенных пошлин были введены преференции для развивающихся стран и разработан первый международный Антидемпинговый кодекс.

На так называемом «Токио-раунде» 1973-1979гг. помимо рас­смотрения традиционных вопросов, связанных со снижением та­моженных пошлин, был подписан ряд соглашений по нетарифно­му регулированию международной торговли, в том числе Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам; принята новая редакция Антидемпингового кодекса; приняты Кодекс по государственным за­казам и Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных про­цедур; подписано Соглашение по вопросам стандартизации и серти­фикации продукции.

Особую роль сыграл Уругвайский раунд 1986-1994гг. В его рам­ках помимо рассмотрения традиционного вопроса снижения по­шлин и проблем совершенствования механизма реализации ГАТТ был принят целый ряд кардинальных решений:

- было подписано соглашение о создании ВТО; была принята новая редакция ГАТТ (ГАТТ-1994), при этом страны-участницы прилагали к этому соглашению график собственных обязательств по снижению взаимных торговых барьеров;

- было разработано и принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС);

- было разработано и принято Соглашение по торговым ас­пектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС); в качестве элемента ГАТТ-1994 было принято Соглашение 0 торговых аспектах инвестиционных мер (ТРИМС); было подписано Соглашение о постепенном сокращении субсидий фермерам (коснувшееся, прежде всего, стран ЕС) и снижении импортных пошлин на продовольственную продукцию;

- было введено понятие так называемых «законных» и «незаконных» субсидий, при этом к числу «законных» были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием;

- были введены минимальные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается «законным» (3% от общей величины импорта или 1% от общей стоимости товара).

ВТО сохраняет все основные положения ГАТТ и решает новые задачи обеспечения свободы международной торговли, имея в виду, что сфера деятельности ВТО существенно расширилась - она включает не только товары, но и услуги (спектр которых зна­чителен и постоянно расширяется), связанные с торговлей права интеллектуальной собственности и инвестиционные меры. При этом официально провозглашенной целью ВТО является обеспе­чение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.

В частности, ВТО обеспечивает эту свободу торговли не просто ее либерализацией, а так называемыми увязками. Основной смысл указанных увязок состоит в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением импортных пошлин, только в увязке с одновремен­ной либерализацией импорта других товаров. Фактически ВТО здесь реализуется попытка заставить страны увязывать принима­емые ими протекционистские программы с мерами по либерализации международной торговли.

В качестве одного из основных принципов ВТО помимо режи­ма наибольшего благоприятствования выступает национальный ре­жим (National Treatment). Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что по­сле того как к ним применены меры внешнеторгового регулирова­ния, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. Решая вопросы их налогообложения, инспекции качества, транспорти­ровки, реализации и потребления, страны — члены ВТО не должны вводить никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественными товара­ми и услугами. Решениями ВТО запрещается установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение для оте­чественных предприятий принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот, связанных с потреблением этой продукции).

В последующие годы в рамках ВТО был проведен ряд министерских конференций (на уровне министров торговли стран-участниц) в 1996г. - в Сингапуре, в 1998г. - в Женеве, в 1999г. - в Сиетле. На конференции в Сиэтле была предпринята попытка начать новый раунд переговоров стран — членов ВТО, однако она оказалась неудачной в результате острого противостояния, с одной стороны США и стран ЕС, а с другой — развивающихся стран, а также двусторонних торговых противоречий между США и ЕС.

Однако эти противоречия удалось несколько смягчить в 2001г. на четвертой министерской конференции ВТО в Дохе (Катар), на которой в состав ВТО были приняты Китай и Тайвань. С этого периода начался новый (Дохийский) раунд переговоров в рамках ВТО («Раунд тысячелетия»), который осуществляется в форме ми­нистерских конференций. Основу нового раунда многосторонних торговых переговоров составляют три документа: Декларация ми­нистров, содержащая программу раунда, Декларация о соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и во­просам здравоохранения и Решение по вопросам применения действующих соглашений ВТО и по существующим в этой области проблемам.

Переговоры объявлены открытыми для стран — членов ВТО, а также для государств, находящихся в процессе присоединения к ВТО или заявивших о своем намерении сделать это. Однако реше­ния по итогам переговоров правомочны принимать только страны — члены ВТО.

Однако на министерских конференциях ВТО выявились су­щественные разногласия. Так, итоги министерской конференции в г. Канкуне (Мексика, сентябрь 2003г.) оказались малоуспешны­ми, поскольку на конференции проявились очевидные противо­речия между группой ведущих промышленно развитых стран, с одной стороны, и группой развивающихся стран, среди которых выделялась так называемая «группа двадцати», в которой ведущие позиции занимают Индия, Китай, Бразилия, — с другой стороны. Эти противоречия касались деятельности ТНК в развивающихся странах, а также субсидий на сельскохозяйственную продукцию. Так, например, правительство США (которое в других случаях активно выступало за либерализацию торговли) ежегодно выплачивало каждому хлопководческому фермерскому хозяйству своей страны субсидию в 100 тыс. долл., искусственно повышая их международную конкурентоспособность. ЕС также ежегодно выплачивает греческим и испанским хлопководческим хозяйствам субсидии, в общей сложности, составляющие 700 млн. евро. Аналогиичные конфликтные ситуации между промышленно-развитыми и развивающимися странами — членами ВТО существуют и в отношении других видов сельскохозяйственной продукции, в частности сахара и говядины.

На последней к началу 2007г. министерской конференции ВТО в Гонконге (декабрь 2005г.) были приняты три основных решения:

- отмена к 2013г. всех экспортных субсидий сельскохозяйс­твенным производителям;

- отмена в 2006г. всех субсидий на экспорт хлопка;

- обязательство развитых стран предоставить свободный до­ступ на свои рынки для 97% товаров из наименее развитых стран.

Однако практически никто из участников конференции в Гон­конге не выразил удовлетворения ее результатами. У ЕС и США остались взаимные претензии по поводу сокращения субсидий и импортных пошлин в сельском хозяйстве, а решение о предостав­лении развитыми странами своих рынков для свободного доступа для 97% товаров из наименее развитых стран стало предметом для острой критики в адрес развитых стран. Главный смысл этой кри­тики состоит в том, что, заявив о снятии ограничений с 97% това­ров из наименее развитых стран, США оставили за собой право выбора остальных 3% товаров для каждой отдельно взятой страны. Результатом стало то, что развивающиеся страны могут экспорти­ровать все что угодно, кроме того, что они в действительности про­изводят.

В таких условиях все большее число стран — членов ВТО ищут выход в заключении не многосторонних, а двусторонних и регио­нальных соглашений о свободной торговле (региональные торго­вые соглашения — РТС), что ставит под сомнение многие осново­полагающие принципы этой международной организации.

При активизации РТС создаются предпосылки для дальнейшей дискриминации в торговле, в их рамках (в отличие от ВТО в целом) нельзя решать общие системные вопросы международной торгов­ли (правила происхождения товаров, антидемпинговые меры, сель­скохозяйственные субсидии). Кроме того, происходит эрозия режима наибольшего благоприятствования. В рамках РТС невозмож­но создать систему разрешения споров. Общими итогами могут стать торможение процесса либерализации мировой торговли и усиление фактора неопределенности в дальнейшем развитии мировой торговли.

Если ранее переговоры в сфере мировой торговли вели чаще США, страны ЕС, Япония и Канада, то в начале XXI в. в этот процесс все активнее стали включаться другие страны — члены ВТО. С принятием в состав ВТО Китая ситуация в рамках данной организации существенным образом изменилась, поскольку экономический потенциал и соответственно авторитет этой страны возрастают.

Оценивая участие различных государств в деятельности ВТО, следует подчеркнуть следующий существенный момент. Повыше­ние конкурентоспособности стран — участниц ВТО на рынках других стран — участниц этой организации означает, что при этом относительно понижается конкурентоспособность товаров и услуг третьих стран, т.е. стран, еще не вступивших в ВТО. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что на страны — участницы ВТО к 2007г. приходилось уже более 95% мирового экспорта, перед Россией не стоит вопрос о том, вступать или не вступать в эту меж­дународную организацию. Вопрос стоит иначе — в плоскости заключения такого соглашения о вступлении в ВТО, которое в мак­симальной степени учитывало бы национальные экономические и политические интересы России, отечественного бизнеса нашей страны и широких слоев населения РФ.

В результате многолетних переговоров о вступлении в ВТО Рос­сией к 2007г. уже была решена значительная часть спорных вопро­сов, были согласованы импортные таможенные тарифы по более чем 90% товаров, однако сохранялись некоторые нерешенные про­блемы (технические барьеры в торговле, государственные субсидии в России для отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, система государственных закупок, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и некоторые другие). К концу 2007г. планировалось завершить рассмотрение всех остающихся всех спорных вопросов и перевести проблемы вступления России в ВТО в практическую плоскость.