Процедура учета и регистрации земельных участков и объектов капитального строительства до ввода в действие Закона о ГКН

Взаимосвязь ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости.

Во-первых, единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН.

Во-вторых, ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены.

В-третьих, в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы.

В-четвертых, для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.

2) Взаимосвязь ГКН с налогообложением:

· ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

· Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

· Кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки фиксируется в кадастровой недвижимости;

· Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

· На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

3) Взаимосвязь ГКН и отраслевых учетов природных ресурсов:

· Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

· Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Кадастровым кварталам;

· Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

· В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

4) Взаимосвязь ГКН и государственного прогнозирования и планирования:

· Информационное обеспечение органов власти;

· Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

· Кадастровая недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

Все неудобство недавно существовавшей системы в том, что с 1991 года учет вели два ведомства: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и Бюро технической инвентаризации в лице органов технической инвентаризации. У двух крупных учреждений вести учет получалось не всегда удачно. Многие участки, а уж тем более строения и здания за прошедшие 17 лет так и не были внесены в кадастр. А собственники и претенденты на собственность тратили массу времени на сбор разнообразных справок и немалые очереди, а потом могли получить отказ в регистрации. Причиной этому служила противоречивость и несоответствие сведений двух вышеупомянутых учетных ведомств.

Решение о необходимости создания единого кадастра недвижимости было принято в 1998 году. Именно тогда вступил в действие Закон о государственной регистрации прав на недвижимость. И сразу же возникла проблема: нужно было провести учет и зарегистрировать сами объекты недвижимости, а потом уже приступить к оформлению прав на них.

До принятия закона о кадастре земля и расположенные на ней объекты учитывались (и пока продолжают учитываться) разрозненно. Земельные участки описаны в земельном кадастре, а здания, сооружения – в реестрах ОТИ.

Чтобы оформить право собственности на объект недвижимости гражданам приходилось (да и сейчас приходится) ходить кругами по многочисленным инстанциям и в каждой выкладывать немалые суммы. Средний срок регистрации недвижимости может составлять четыре месяца.

Роснедвижимость еще несколько лет назад начала готовиться к созданию единой системы учета объектов недвижимости. Пилотные проекты стали реализовываться в нескольких субъектах Федерации, а именно: Кемеровской, Тверской и Самарской областях. Специалисты столкнулись с тем, что большинство документов находятся в крайне запущенном состоянии, часть архивов отсутствует, число объектов капитального строительства в 2,5 раза превышает заявленное БТИ количество. Как следствие, их идентификация и привязка к земельным участкам отнимают много времени.