Марта 2004г. состоялись президентские выборы. Победил В.Путин, получивший 71,3% голосов избирателей.

В.Путин продолжил линию на дальнейшее укрепление "вертикали власти" и обеспечение гражданского согласия. По его предложению в декабре 2004 г. Думой были приняты законы о новом порядке избрания губернаторов, новой системе избрания депутатов в Госдумы и о создании Общественной палаты. Теперь региональные Госсобрания избирали главу региона только по представлению президента РФ. Он же мог и отзывать губернатора.

Были отменены выборы депутатов по одномандатным округам, они осуществлялись по партийным спискам. Был повышен минимальный уровень для прохождения партий в Госдуму с 5до 7 %. В избирательных бюллетенях отменена графа "против всех", отменен "порог явки".

Эти изменения обеспечивали успех прежде всего крупным партиям, что и было продемонстрировано на декабрьских выборах 2007г., в которых "Единая Россия" получила 64 %, КПРФ-11,5%. А на президентских выборах 2 марта 2008г. Д. Медведев, выдвинутый "Единой Россией" и другими партиями, получил 70,2% голосов.

В целях обеспечения гражданского согласия была создана Общественая палата, которая призвана активизировать становление гражданского общества и формирования его институтов.

Борьба с терроризмом. От ее успешного проведения зависело обеспечение безопасности и порядка в стране. Уже в 2000г. завершилась активная фаза боевых действий. Теперь федеральный центр предпринимал меры по нормализации обстановки, делая ставку на решение проблем силами чеченских лидеров. В марте 2003г. в ходе референдума была принята новая Конституция, в которой республике предоставлены широкие полномочия. В октябре 2003г. Президентом Чечни избран А. Кадыров. Однако череда террактов продолжалась и в 2004 г. на праздновании Дня Победы президент А. Кадыров погиб. В августе террористы взорвали 2 самолета. 1 сентября 2004г. террористы захватили школу в г. Беслане, в результате здесь погибло 330 человек.

Далее ситуация изменилась к лучшему.

Новым президентом Чечни был избран сначала А. Алханов, затем Р. Кадыров. Тем временем в июле 2006г. был уничтожан лидер подполья Ш. Басаев, еще раньше - А. Масхадов. Боевики в Чечне престали быть организовнной силой. Однако неспокойно стало в соседних республиках – Ингушетии и Дагестане.

Экономическое и социальное развитие.В 2000 г. был принят документ "Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу", определивший приоритеты экономической политики на период до 2010 г.

В конце 2000 г. приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы, что способствовало улучшению делового климата. Была снижена шкала налогов с 30 до 13 %, ставшая самой низкой в Европе и создавшая предпосылки для выхода экономики из "тени".

Эти и другие инициативы положительно сказались на собираемости налогов. Госбюджет принимался с профицитом. Уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть задолженностей по зарплатам и пенсиям. Руководство страны высказывалось за изменение "сырьевого крена" в развитии экономики. Однако преодолеть эту диспропорцию не удалось, так как работа по развитию других отраслей промышленности, по оснащению их современными технологиями проводилась недостаточно. Росли золотовалютные резервы Центробанка. 1-го января 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, образуемый из сверхдоходов от цен на нефть и газ. Предполагалось направить его на снижение рисков, связанных с возможным ухудшением конъюнктуры. Благодаря достигнутой стабильности Россия досрочно выплатила внешние долги. Быстрыми темпами росли инвестиции, в том числе прямые иностранные.

В 2005 г. руководство страны приступило к решению масштабных, общенациональных задач. Были разработаны четыре приоритетные национальные проекты: "Здоровье", "Качественное образование", "Доступное жилье", "Развитие агропромышленного комплекса". Основной смысл проектов заключался в концентрации финансов и административных усилий на повышении качества жизни россиян.

Начиная с 2000 г. наблюдался устойчивый рост экономики. За 2000-2007 гг. ВВП страны вырос на 72%, и Россия заняла 7-ое место в мире по этому важному показателю. Соответственно росли и реальные доходы населения. За 8 лет рост составил в 2,5 раза. Почти во столько же раз выросли пенсии. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.

Тем не менее в экономике оставалось много проблем. Главная из них – снижение уровня инфляции. В 2007 г. он составил вместо ожидаемого 8,5% почти 12 %.

Внешняя политика России. В июне 2000 г. была разработана Концепция внешней политики, провозгласившая необходимость строительства нормальных конструктивных отношений со всеми государствами мира. В условиях жесткой конкуренции Россия должна стать сильной, проводить сугубо прагматическую политику, исходя из национальных интересов.

Россия вела интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами мира. Сотрудничество осуществлялось и в рамкай международных организаций – ООН, "Большой восьмерки", НАТО, ОБСЕ, Евросоюз, МВФ и др.

На состоянии международных отношений огромное влияние оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Их следствием стала консолидация мирового сообщества в борьбе против терроризма. Россия тесно сотрудничала с США, предоставила свои воздушные пространства, когда началась "акция возмездия" в Афганистане.

Другим крупным событием стала начатая 20 марта 2003 г. США и Великобританией "антитеррористическая операция" в Ираке. Вооруженное вторжение в обход ООН мотивировалось необоснованной информацией о наличии у иракского диктатора оружия массового поражения. Резко против этой войны выступили Россия, Китай и ряд других стран. Ход событий подтвердил правильность такой позиции.

Россия интенсивно сотрудничала с государствами, входящими в СНГ. Особое внимание уделялось решению совместных экономических проектов, обеспечению безопасности, борьбе с терроризмом. Конфликтные отношения у России возникали с Грузией и Молдовой. В 2006 г. Россия ввела санкции против товаров из этих стран. Трения вызывались и из-за самопровозглашенных республик. Осложнялись и отношения с Украиной, прежде всего в период проходивших там президентских выборов и "оранжевой революции" 2004 г. Весьма выдержанную позицию заняла Москва в отношении прибалтийских республик, вступивших в НАТО в 2002 г.

Плодотворно развивалось сотрудничество России с Китаем. В 2001 г. был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В 2004 г. подписано соглашение об окончательном урегулировании пограничных вопросов между ними. Оба государства вошли в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), созданную в 2001 г.

Общим успехом внешней политики России следует то, что она не давала себя втянуть в крупные конфликты, в том числе военные.

2006, 1—4 января — отключение Украины от поставок российского газа («газовая война») из-за неурегулированности цен за поставку и транзит.

2007, 10 февраля — президент России В. В. Путин произнес «Мюнхенскую речь».

2007, 17 мая — в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали «Акт о каноническом общении», положивший конец разделению между Русской Зарубежной Церковью и Московским Патриархатом.

2007, 5 июля — на сессии МОК в Гватемале Сочи выбран местом проведения XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года.

2007, 2 августа — на глубоководных обитаемых аппаратах Мир впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на северном полюсе, где был размещен Российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям.

2007, 12 сентября — отставка правительства М. Е. Фрадкова.

2007, 14 сентября — назначение председателем правительства В. А. Зубкова.