КОНСПЕКТ 2. Обеспечение жилищных прав собственника при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд регулируется нормами ст. 235, 239, 279-283 ГК РФ, ст. 44. 49, 55 ЗК, ст. 35 ЖК РФ.

ГК РФ предусмотрел принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд в качестве основания прекращения прав, как на земельный участок, так и на недвижимое имущество, находящееся на изымаемом земельном участке. Недвижимость, находящаяся на земельном участке, подлежит изъятию только в случае, когда использование земельного участка в соответствии с государственными и муниципальными нуждами невозможно без изъятия (ст. ст. 239, 279 ГК РФ).

В ЖК РФ отношения, связанные с изъятием у собственника жилого помещения, находящегося на земельной участке, для государственных или муниципальных нужд, урегулированы впервые. Им предусмотрены юридические гарантии жилищных прав собственника жилого помещения.

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа с соблюдением норм гражданского, земельного и жилищного законодательства. Изъятию может быть подвергнуто все жилое помещение, а также его часть с согласия собственника.

Жилое помещение изымается по причине изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд. В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, обусловленных:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Ограничения изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд из земель отдельных категорий установлены ст. 79. 83, 94 и 101 ЗК РФ.

От имени РФ, субъектов РФ или муниципальных образований при выкупе жилых помещений их органы выступают в пределах своей компетенции.

В соответствии с п. 2 ст. 279 ГК РФ муниципальные органы власти не управомочены принимать решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, такими полномочиями наделены только федеральные органы государственной власти органы государственной власти субъектов РФ. Однако в ст. 11 ЗК РФ указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе и путем выкупа, изъятие земельных участков для муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 32 ЖК РФ решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд, и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку ч. 2 ст. 132 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, следует прийти к выводу, что органы местного самоуправления являются уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд.

Не позднее чем за год до предстоящего изъятия собственник жилого помещения письменно уведомляется органом государственной власти или местного самоуправления о решении об изъятии жилого помещения и дате государственной регистрации данного решения. Выкуп жилого помещения может быть произведен не ранее чем через год с момента получения собственником такого уведомления, если собственник не даст согласия на выкуп жилого помещения в более ранние сроки.

Собственник жилого помещения и орган местного самоуправления заключают соглашение о выкупе жилого помещения, в котором определяются выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включаются рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, определяемая соглашением сторон, а при разногласиях – независимым оценщиком, а также убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения, в том числе: расходы, связанные с изменением места жительства; плата за временное пользование иным жилым помещением, в котором собственник вынужден проживать в период с момента выезда из изымаемого жилого помещения и до заселения нового жилого помещения, приобретенного собственником; плата за перевозку имущества и стоимость вещей собственника, утраченных в процессе переезда, другие убытки, возникшие в связи с переездом; расходы на поиск нового жилого помещения; расходы на оформление права собственности на другое жилое помещение; убытки, связанные с досрочным прекращением обязательств собственника перед третьими лицами; упущенная выгода и другие расходы.

Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч. 5 ст. 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, которым он извещается в письменной форме не позднее чем за год до предстоящего изъятия жилого помещения. При этом в суд может обратиться и собственник изымаемого помещения.

В литературе[100] обращается внимание на несогласованность норм ч. 9 ст. 32 ЖК РФ и ч. 4 ст. 32 ЖК РФ. Исходя из того, как сформулированы эти нормы, у заинтересованного органа при отказе собственника от предложенной ему компенсации остается только один год для предъявления иска о принудительном выкупе жилого помещения. В случае пропуска указанного срока он не может быть ни восстановлен, ни продлен. Изъятие будет возможно только при повторном повторении предусмотренной законом процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам жилых помещений в данном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен этот дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3. 5 – 9 ст. 32 ЖК РФ (п. 10 ст. 32 ЖК РФ).

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о порядке признания жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».[101]

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (п.8 ст. 32 ЖК РФ).

Орган, принявший решение об изъятии земельного участка не может принудительно пересилить собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение. Также как и собственник не может требовать предоставления ему другого жилья.