СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Цель данного документа — организация в межрегиональных компаниях связи эффективной системы управления расчетно-сервисным обслуживанием пользователей, позволяющей существенно снизить эксплуатационные издержки и накладные расходы в процессе расчетно-сервисного обслуживания пользователей; повысить качество обслуживания пользователей; обеспечить технологическую основу укрепления позиций МРК на рынке корпоративных клиентов.
Основные положения данной «Концепции»:
• создание вертикалей управления, обеспечивающих расчетно-сервисное обслуживание, разграничение функций и ответственности служб данных вертикалей между генеральной дирекцией МРК, дирекцией регионального филиала и структурных подразделений филиала;
• создание в каждом региональном филиале МРК расчетно-сервисных центров (РСЦ) с отделениями в пределах обслуживаемой территории, обеспечивающих взаимодействие с пользователями на основе внедрения единой централизованной системы расчетов, охватывающей расчеты на территории филиала.
Практика внедрения централизованных АСР у различных операторов связи при отсутствии соответствующих вертикалей управления и РСЦ показывает, что в таком случае компаниям приходится отвлекать значительные ресурсы не только на внедрение проекта, но и одновременно заниматься реинжинирингом бизнес-процессов и реструктуризацией подразделений, что затягивает сам процесс внедрения АСР, являющейся одним из наиболее важных компонентов КИС.
Самой большой проблемой является наличие у компании нескольких центров обслуживания пользователей, где предоставляются услуги, обрабатываемые в разных биллинговых системах, использующих всевозможные картотеки абонентов. Естественно, что в этом случае не исключены варианты заключения несколько договоров с одним пользователем в рамках одного подразделения, с различными способами оплаты и, как следствие, выставление нескольких платежных документов, также могут быть различные данные об одном и том же пользователе в разных базах данных. В этом случае практически невозможно собрать достоверную сводную информацию о конкретном пользователе (объем потребляемых услуг, задолженность и т.д.) в заданные сроки.
Чтобы конвертировать подобные данные в централизованную АСР, необходим целый ряд мероприятий:
• проведение инвентаризации абонентов;
• разработка типовой формы договоров;
• принятие решения о видах договоров (единый или несколько и каких);
• проведение компании по перезаключению договоров;
• формирование новых лицевых счетов на основе заключенных договоров;
• принятие решения о принципе формирования вступительного сальдо (сводное, раз
дельное по услугам и т.д.);
• формирование вступительного сальдо абонентам.
Конечно, это процесс длительный и трудоемкий, но необходимый, и каждый опера связи принимает на себя ответственность, как и когда он будет выполнять эти мероприяі т.е. ДО формирования сводной картотеки или после.
Кроме того, возникают проблемы по перераспределению функций и ответствс > между структурными подразделениями, которые практически приходится создавать ; с налаживанием их производственного процесса и соответствующим их размещением,
Как показывает практика, у операторов связи, уже имеющих РСЦ на момент на1 внедрения централизованной АСР, срок внедрения (при наличии вычислительной и сете инфраструктуры) сокращается в несколько раз.
Унификация и оптимизация технологических процессов, процессов расчетно-сервисного обслуживания и информационных потоков между филиалами и обособленными структурными подразделениями компании происходит за счет использования:
• единой нормативно-справочной базы (справочники и стандарты расчетно-сервисного обслуживания) всеми подразделениями компании;
• единых технологических процессов (технологии прохождения и отработки документов, формирование лицевых счетов, учет платежей; начисление пени и штрафов, формирование скидок и льгот, формирование отчетности и т.д.);
• единой АСР (типовой ее конфигурации) во всех структурных подразделениях
компании.
В приложении к «Концепции построения системы управления расчетами в МРК» о делены основные этапы ее реализации:
1 этап. Создание единого нормативного и информационного пространства в части
тем расчетов (выравнивание информационных пространств региональных филиалов
требования (стандарты) межрегиональной компании):
• разработка и утверждение корпоративных стандартов в областях: организации расчетно-сервисного обслуживания пользователей, функциональных и технических требований к АСР, к интерфейсам с другими информационными системами, требований к формационно-вычислительной инфраструктуре;
• выбор и утверждение АСР для каждой компании в соответствии с разработанными требованиями;
• построение вычислительно-сетевой инфраструктуры, поэтапная замена существующих АСР на выбранную в качестве стандарта.
2 этап. Построение централизованной системы расчетов компании на основе использования единой АСР и единых стандартов организации расчетно-сервисного обслуживания пользователей.
В качестве реализации данной Концепции под руководством основных департамент ОАО «Связьинвест» были разработаны и утверждены три документа:
- «Основные принципы построения системы расчетов в межрегиональных компаниях электросвязи».
- «Основные требования к АСР в целях построения системы управления реализацией услуг».
3. «Целевая модель функционирования АСР, критерии оценки».
Перечисленные документы детализируют главные принципы и этапы построения
Мы управления расчетами, приведенные в Концепции. Кроме этого, документы разработаны с учетом требований постановки бухгалтерского и налогового учета действующего законодательства и ОАО «Связьинвест», т.е. учитываются важнейшие требования к учету peaлизации услуг и формированию доходов
Документы содержат требования к АСР по технологии проведения расчетов и интеграции данных между системами, обеспечивающими учет реализации услуг, для формирования бухгалтерской и налоговой отчетности и подготовки данных для формирования бухгалтерских проводок в АСБУ. Кроме того, в документах разграничены функции по учету реализации услуг между АСР и АСБУ, АСР и другими информационными системами.
Вся документация может использоваться для практической работы и другими компаниями связи.
Учитывая имеющиеся на сегодня сертифицированные программные средства для применения в отрасли «Связь», для первоочередного внедрения целесообразно выбирать автоматизированную систему расчетов за услуги связи.
Для обеспечения функционирования АСР, а также для предоставления коммерческим и корпоративным пользователям новых услуг связи необходимо параллельно с внедрением АСР поэтапно создавать сетевую и вычислительную инфраструктуру (табл. 4.3).
Сетевая инфраструктура технически реализуется в виде мультисервисной информационной «ной сети оператора связи. Вычислительная же инфраструктура — в виде центрального, резервного и вспомогательного вычислительного комплекса.
Таблица 4.3. Перечень основных подсистем КИС и средств их реализации в компании связи
Этап | Наименование подсистемы КИС | Наименование прикладных программных средств реализации |
Управление производственной и финансово-экономической деятельностью | Программные системы для управления бизнесом (ERP-систем) Бухгалтерская система (входит в состав ERP-системы или поставляется отдельно) Электронный документооборот | |
Управление услугами связи и расчетно-сервисным обслуживанием пользователей | АСР (биллинговая система) Элементы TMN CRM,Call-центр Управление персоналом | |
Управление сетями электросвязи | Оболочка TMN, включая управление оборудованием связи и технический учет | |
Система поддержки принятия решений | Статистические пакеты,OLAP-приложения |
Мультисервисная информационная сеть технически представляет собой наложенную высокоскоростную цифровую сеть передачи данных, при этом она позволит предоставлять временные услуги связи для корпоративных и коммерческих пользователей.
Вычислительный комплекс — это вычислительное устройство — серверная система и мейнфрейм, устройства хранения данных (дисковые массивы, SAN) и ленточные накопители для долгосрочного хранения данных КИС.
С учетом особенностей развития сетей связи оператора, территориального деления оператора, имеющихся на момент начала создания КИС автоматизированных и информационных систем может быть предложена следующая этапность создания КИС оператора связи (табл. 4.4).
Таблица 4.4. Этапность создания корпоративной информационной системы оператора связи
Этап | Содержание работ по подсистемам технической поддержки | Содержание работ по прикладным программных средствам |
1 этап | Создание высокоскоростной наложенной цифровой сети передачи данных по областному/ краевому/республиканскому центру с возможностью подключения по аналоговым и цифровым каналам по территории области/края/республики Создание центрального и резервного вычислительного комплекса | Внедрение комплексной тиражируемой автоматизированной системы расчетов за услуги связи для областного (краевого, республиканского) центра и частично для области (края, республики) Внедрение современной бухгалтерской системы (начальный этап создания ERP-системы) Строительство Call-центра |
2 этап | Создание высокоскоростной наложенной цифровой сети передачи данных по области/края/ республики, с возможностью подключения коммерческих пользователей Модернизация/расширение сети по областному/краевому/республиканскому центру для подключения новых групп пользователей Создание вспомогательного комплекса по области/краю/республике | Масштабирование системы расчетов и документооборота на область (край, республику) Выбор и внедрение системы электронного документооборота по оператору в целом Выбор и внедрение системы управления персоналом Полномасштабного внедрения системы управления бизнесом (ERP-система, включая CRM-систему) Внедрение элементов TMN |
3 этап | Интеграция наложенной цифровой сети передачи данных по городу и республике, первичной и вторичной сетей связи на основе единых принципов управления, сквозного сетевого менеджмента | Комплексное внедрение оболочки TMN Внедрение системы поддержки принятия решений Вывод в промышленную эксплуатацию корпоративной информационной системы оператора связи |
Общая продолжительность работ на этапах 1-3 составляет не менее 3 лет.
При разработке этапов создания КИС следует в равной мере учитывать требования стандартов по информационным технологиям, а также по основным процессам создания информационных и программных систем. При этом нельзя забывать, что требования ГОСТ по информационным технологиям разрабатывались преимущественно к автоматизированным системам управления (АСУ). Другими словами, в качестве главной цели создания системы рассматривалась автоматизация тех или иных видов производственной деятельности, а вовсе не реорганизация бизнеса в целом.
Тем не менее в определении понятия «автоматизированная система» в документе ГОСТ 34.003-90 есть упоминание о том. что автоматизированная система реализует информационную технологию выполнения установленных функций. Поэтому при разработке основных этапов создания КИС учитываются как проектные и общесистемные требования, изложенные в ГОСТ по информационным технологиям, так и требования ИСО, включая интегрированный опыт создания КИС на предприятиях связи и других отраслей промышленности.
Под этапом понимается часть стадии работ по созданию КИС, которая выделена по соображениям единства характера работ и/или завершающего результата.
Стадия же создания КИС — это часть процесса по созданию системы, которая завершается выпуском документации, содержащей комплексное описание модели в рамках заданных требований на соответствующем уровне. Такая стадия создания КИС может также завершаться даже сдачей системы в промышленную эксплуатацию или изготовлением несерийного ее компонента.