Информационных систем

Общие принципы создания корпоративных

При формировании информационных систем уровня компании необходимо четко определить последовательность и содержание каждого этапа работы. Первой задачей является формирование управляющего звена группы внедрения или реформирования информационной системы. Функцией управления здесь будет выбор стандарта, согласно которому создается система, ее проектирование и текущие управляющие воздействия.

Среди задач группы внедрения можно особо выделить администрирование ядра системы и приложений, а также формирование конкретных настроек, характерных для компании связи. К последним можно отнести блоки для финансовых (учетная политика, финансовые документы, учетные регистры, сопроводительные документы), бухгалтерских подразделений (план счетов, шифры аналитического учета) и блок учета материалов (справочник-кодификатор материалов, стандарты учета материалодвижения, методы управления складскими запасами), блок производства (с характерными чертами конкретного основного и вспомогательного производства), блок управления взаимоотношениями с пользователями услуг связи и блок расчетов за оказанные услуги.

Характерные особенности формирования корпоративной информационной системы безусловно зависят от структуры отношений между руководящим центром и филиалами. На сегодня для крупных компаний связи характерна ситуация с относительной независимостью всех подразделений компании, которые ведут свой бизнес самостоятельно. В отличие от сложившейся отечественной системы, в западных странах принято осуществлять хозяйственную деятельность внутри каждого филиала, единовременно сводя все результаты в один баланс и, далее, в годовой отчет.

После завершения формирования рабочей группы можно предложить следующую этапную работу. На первом этапе проводят анализ сложивших бизнес-процессов, о которых шла речь выше, и сделать выводы относительно путей их совершенствования.

На втором этапе исследуют текущие потребности и потребности в информационных продуктах, которые могут возникнуть в будущем. Разрабатываются концепции технологического перевооружения программных средств.

На третьем этапе следует формализовать требования к корпоративной информаци­онной системе, провести ее гипотетическое структурирование. Далее — так же подойти к процессу внедрения на первых месяцах функционирования.

Четвертый этап реализует предварительные наработки третьего, воплощая их в ре­альное планирование путем множества согласований, Здесь происходит учет таких ресур­сов, как время, финансовые возможности, планы производства.

На пятом этапе окончательно формируется четкое решение, открывающее возмож­ности внедрения КИС.

Требования к документации и стандартизации корпоративных информацией систем.Оптимизация КИС во многом зависит от учета всех требований к документации и стандартизации. Это существенно экономит финансовые ресурсы и продляет жизненный цикл самой системы.

Различают эксплуатационную, проектную документацию и документацию по сопровождению и развитию КИС. Эксплуатационная документация содержит инструкции, написанные кратко и лаконично. Проектная документация подробно характеризует архитектуру информационной и программной составляющей, а также ее программно-техническую реа­лизацию. Документация по сопровождению и развитию формируется из технологической, методологической и организационной составляющих разработки корпоративной информа­ционной системы.

Наряду с документацией существует еще и спецификация, регламентирующая отноше­ния между заказчиком и исполнителем. При создании каждой подсистемы КИС проводится разработка высокоуровневых структурных схем и спецификаций. Важный момент — обеспечение логической полноты спецификации и невозможности различных толкований ее основных положений.

Стандартизация корпоративных информационных систем проводится на базе корпора­тивных стандартов. Они формируют целевую бизнес-систему, жизненное пространство ин­формационных моделей корпоративной системы, необходимые требования и ограничения по реализации.

Применение корпоративных стандартов позволяет проводить в дальнейшем любые мо­дификации созданной системы без опасения нарушить ее функциональную целостность.

Несмотря на то, что в отечественной практике нет системного подхода к разработке корпоративных информационных систем, выбор и практическая реализация стандартов яв­ляется важнейшей проблемой. Проблемная и технологическая направленность корпоратив­ных стандартов позволяет оптимизировать большинство архитектурных и программных ре­шений.

Современные зарубежные корпоративные стандарты уже были рассмотрены, упомянем о существовании ряда неплохих отечественных стандартов, к сожалению, безнадежно устаревших и поэтому применяющихся очень редко. К ним относятся стандарты на автоматизированные системы, выпущенные Государственным комитетом стандартизации и метроло­гии СССР в 1989-1990 гг. под общим названием «Комплекс стандартов и руководящих до­кументов на автоматизированные системы» (ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.602-89, РД 50-682-89 РД 50-680-88, ГОСТ 34.601-90, ГОСТ 34.401-90, РД 50-34.698-90, ГОСТ 34.003-90, Р 50-34.119-90). К примеру, ГОСТ 34.201-89 определяет виды, комплектность и обозначе­ние документов при создании АС по стадиям: «Техническое задание», «Эскизный проект», «Технический проект», «Рабочая документация», «Ввод в действие. ГОСТ 34.602-89 опи­сывает состав, содержание и правила оформления документа «Техническое задание на соз­дание (развитие или модернизацию) системы». ГОСТ 34.601-90 регламентирует стадии и этапы создания автоматизированной системы («Формирование требований и разработка концепции АС», «Техническое задание», «Эскизный проект», «Технический проект», «Рабочая документация», «Ввод в действие», «Сопровождение автоматизированной системы»)- В ГОСТе 34.003-90 рассматриваются термины и определения, приводятся методические указания и рекомендации, в числе которых Р 50-34.119-90. Данным ГОСТом определяется состав и структура локальных вычислительных сетей автоматизированных систем проектирования и изготовления и автоматизированных учрежденческих информационных систем.

Отечественные стандарты формируют ряд используемых терминов, основной из них- определение автоматизированной системы. «Автоматизированная система — это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных задач». В зависимости от вида управляемого объекта автоматизированные системы управления разделяют на автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) и автоматизированные системы управления предприятием (АСУП). Могут быть и другие разновидности автоматизированных систем управления.

Обеспечение качества информационных систем. Процесс внедрения компаниями связи передовых систем качества ISO 9000 чрезвычайно сложен. Однако внедрение этих систем - необходимое условие для повышения конкурентоспособности как компании, так и оказываемых им услуг. Важную роль в этом деле играет использование информационных систем.

Система качества как часть системы управления компанией сможет эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные компании в строгом соответствии со спецификой ее запросов и уровня развития, а внедрение КИС и системы качества происходит взаимоувязано. По мнению многих аналитиков, в этом случае:

• сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%);

• повышается эффективность работы обоих систем (до 80%);

• уменьшается время выхода обеих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%);

• повышается инвестиционная привлекательность компании, поскольку в промышленно развитых странах правилом является именно совместное использование таких систем.

Взаимная увязка этапов разработки системы качества и корпоративных информационных систем поддержки принятия управленческих решений является сегодня одной из ключевых идей технологии развития компании. Решения этой проблемы включают:

• использование и системой качества, и КИС поддержки принятия управленческих
решений одной и той же бизнес-модели компании, построенной на этапе его информационного обследования; это существенно экономит и время, и затраты на внедрение обеих систем;

• поддержку большинства функций системы качества автоматизированной системой
поддержки принятия решений, что также повышает эффективность внедрения обеих систем.

Система обеспечения качества предполагает формирование эффективной структуры управления процессом производства с целью выпуска качественной продукции. Международный стандарт ISO 9000 может быть внедрен любой компанией связи и регламентирует:

• ответственность руководства;

• систему качества;

• анализ контракта;

• управление проектированием;

• управление документацией;

• закупки продукции;

• продукцию, предоставленную потребителям;

• идентификацию продукций и прослеживаемость;

• управление процессами;

• контроль и проведение испытаний;

• контрольное, измерительное и испытательное оборудование;

• статус контроля и испытаний;

• управление несоответствующей продукцией;

• корректирующие и предупреждающие действия;

• погрузочно-разгрузочное работы, хранение, упаковку и поставку;

• регистрацию данных о качестве;

• внутренние проверки качества;

• подготовку кадров;

• техническое обслуживание;

• статистические методы.

Для внедрения эффективной системы качества требуется документировать деятельное; компании и обеспечить ее функционирование по перечисленным направлениям. Осуществить это можно с помощью информационных технологий трех уровней:

• комплексных систем управления компанией (продукты Baan, Oracle, ...);

• систем электронного документооборота;

• продуктов, позволяющих создавать модели функционирования компании связи, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности, систем нижнего уровня класса АСУ ТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также программное обеспечение, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.

Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Однако большим компаниям связи при внедрении систем качества невозможно обойтись без информационной поддержки. Для этого привлекаются консультанты по внедрению систем качества используются специальные методики. При решении информационных проблем управления качеством необходимо разграничить две проблемы — сертификацию и информатизацию При этом информационная система становится одним из важнейших технологических факторов, способствующих реальному развитию концепции Total Quality Management (TQM' Последняя представляет собой всеобъемлющее управление качеством, на базе TQM основываются дальнейшие рекомендации по построению систем качества.

На стадии РБП необходимо использовать программные средства моделирования, которых соответствуют стандартам IDEF. Эти стандарты служат для создания функциональной модели (отражение функций и процессов моделируемой системы в формализованном виде). Среди ин­формационных технологий, применяющих стандарты IDEF, можно отметить ERwin и BPwifl (Platinum Technologies), Aris ToolSet (IDS Prof.Scheer), SyteGuide (Symix), Orgware (Baan).

Далее в компании следует внедрить электронный документооборот, называемый системой управления документами, или системой хранения, контроля и управления документами. Например, с помощью Aris ToolSet формализуются процессы деятельности компании и в среде workflow вручную создаются экранные формы. На этой основе происходит установка и эксплуатация готовых систем электронного документооборота.

Предприятие с функционирующей системой обеспечения качества производит интеграцию применяемых средств с пользованием технологии управления данных об изделии (Produkt Data Management, PDM)/ Технология соответствует единой структуре данных о выпускаемой продукции, применяемых процессах и используемых ресурсах. PDM дает возможность пользователю в любой момент получить текущую информацию по любому производственному вопросу, передать ее в любую точку системы.

Особую группу составляют программные продукты, созданные для решения информа­ционных проблем компаний, сертифицированных по ISO 9000 или же готовящихся к такой сертификации. для тех и Других разработаны программные продукты нескольких групп.

К первой группе можно отнести специфические системы управления документами для типовых задач управления качеством. Назначение отдельных модулей таких продуктов часто совпадает с названием того или иного элемента системы качества. Функциональные компоненты, связанные с регистрацией корректирующих и предупреждающих действий или управлением контрольным и измерительным оборудованием, наряду с компонентами общего характера (например, характеризующих поставщиков или клиентов), входят в про­грамму Q-Pulse фирмы (GaelQuality). Аналогичные системы имеются у фирм Quality Map­ping Solutions (QMS), Quality System International (QSI) и ISO Software Solutions. Такие спе­цифические для управления качеством элементы, как корректирующие и предупреждающие действия или ответственность руководства, даже в системах Baan IV поддерживаются толь­ко частично. Наиболее полно они представлены именно в специализированном программ­ном обеспечении со справочными системами, информирующими пользователя о правилах работы с программой, идеологии стандартов ISO, их классификации и терминологии. Ос­новное преимущество таких продуктов заключается в простоте и строгой ориентации на специфические процедуры менеджмента качества, детальная реализация которых зави­сит не только от конкретного предприятия, но и от традиций развития стандартизации и систем качества в той или иной стране, сложившихся до перехода на ISO 9000.

Во вторую группу входят программные продукты, определяющие степень готовно­сти предприятия к сертификации. Им свойственны черты экспертных систем и продуктов функционального моделирования с ориентацией на задачи управления качеством. К ним от­носится продукт Assessor for ISO (ISOCSA Quality Management). Программа работает в ре­жиме экспертной системы, задает пользователю вопросы, касающиеся деятельности компа­нии, после чего даются рекомендации по целесообразности принятия определенной модели управлениями качеством (ISO 9001, 9002 или 9003), требуемых ресурсов, предполагаемым срокам внедрения и необходимости внешнего консультирования. К этой группе относится пакет СІМ Quality (JKA Inc.), в котором создаются модели деятельности компаний, чьи параметры связаны с элементами системы качества. Данная модель включает методологию создания и финансовые вложения в развитие тех или иных элементов системы качества.

Таким образом, внедрение информационных технологий систем обеспечения управле­ния качеством является непростой задачей по интеграции прогрессивных зарубежных стан­дартов и программных разработок с отечественным опытом в данной области. Особое вни­мание следует уделить формированию штата сотрудников, занимающихся интеграцией про­граммно-аппаратных решений, и привлечению сторонних специалистов-консультантов из специализированных фирм.