Вопрос 3 Формы участия государства в гражданском обороте.

2 формы: 1) непосредственное участие в ГО через свои органы управления. 2)Через специально созданных для этих целей юрлиц.

В первом случае, уполномоченные органы исполнительной власти вступают в ГО от имени данного публичного образования, а унитарные предприятия, созданные на базе публичной собственности, выступают в ГО не от имени публичного образования, а от своего имени, зарегистрированного в учредительных документах. При этом, их полномочия несколько ограничены. Они осуществляют деятельность на ограниченных вещных правах: на праве хозведения и оперативного управления. Государство отвечает за вред, причинённый органами и должностными лицами, но не отвечает по долгам УП и наоборот, за исключением казённых предприятий.

Публичные образования как участники правоотношений собственности. Государство является собственником своего имущества и распоряжается им через свои органы управления. Данные субъекты выступают учредителями от имени государства в ХТ и ХО, держателями паев, акций, вкладов, они передают и принимают решения на это при передаче имущества в хозведение и оперативное управление, осуществляют контроль над использованием имущества по назначению, дают соглашение на его приватизацию, продажу, передачу в залог, в аренду, осуществляют другие сделки с имуществом. Государство становится собственником имущества при прекращении на него ЧС, напр., при наследовании (выморочное), при реквизиции. При обнаружении кладов, относящимся к истории, культуры, оно забирает их себе и выплачивает 50% стоимости нашедшему.

Особенности государства как субъекта сделки:

1) государству разрешены любые сделки, кроме тех, котторые рассчитаны на физ. и юр. лиц, например, невозможно участие государства в сделках в качестве предпринимателя, в качестве доверительного управляющего, потребителя розничной торговли;

2) государство может выступать в качестве наследника как по закону, так и по завещанию, в то же время оно само не может передавать имущество по наследству;

3) Государство может быть как эмитентом, так и владельцем ценных бумаг, напр., при выпуске облигаций госзайма;

4) В ряде случаев госорганы выступают в роли госзаказчиков, а государство является гарантом при необходимости поставки товаров для госнужд, выполнения подрядных работ для госнужд;

5) Большинство сделок государство совершает в целях укрепления экономики, промышленности, материального благосостояния граждан, напр., гос-во на конкурсной основе предоставляет возвратные инвестиции в перспективные коммерческие проекты; государство в лице минфина заключает договоры от своего имени в рамках госпрограмм по финансированию и кредитованию капитального строительства с банками и заёмщиками, государство выделяет целевые ссуды предприятиям, если это целесообразно и есть решение правительства.