Организационные компоненты ИС

Выделение организационных компонентой в самостоятельное направление обус­ловливается особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС. Прежде чем внедрять дорогостоящую систему обработ­ки данных, должна быть проведена огромная работа по упорядочению и совер­шенствованию организационной структуры объекта; в противном случае эффек­тивность ИС будет низкой. Главная проблема при этом заключается в выявлении степени соответствия существующих функций управления и организационной структуры, реализующей эти функции и стратегию развития фирмы. Средствами достижения цели - совершенствование организационных структур – являются различные методы моделирования.

Под организационными компонентами ИС (см. рис. 1.2) понима­ется совокупность методов и средств, позволяющих усовершенство­вать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделе­ния; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.

Внедрение информационных систем способствует совершенствованию организа­ционных структур, так как предполагает определение расчетной, то есть научно-обоснованной, численности аппарата управления по структурным подразделениям с обязательным решением таких проблем, как:

· достоверное отнесение каждого работника к соответствующему структурному подразделению (отделу, бюро и т. д.);

· установление четких служебных обязанностей каждого работника в пределах подразделения, в котором он работает. При этом определение круга обязанно­стей предполагает, что обязанности работников, занимающих ту пли иную должность, не зависят от конкретного лица, их исполняющего, и совокупность совместных обязанностей должна гарантировать их непротиворечивость и возможность достижения общего результата;

· определение нормальной загрузки работника поручаемой ему работой в тече­ние дня и на календарный период;

· разработка должностных инструкций персонала в условиях функционирова­ния СОД, в частности в условиях аварийных ситуаций.

Тема 1 .3. Классификация и виды ИС. Информационно-технологическая архитектура ИС.

Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации.

Классификация по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы (рис. 1.1):

q одиночные;

q групповые;

q корпоративные.