Организационные компоненты ИС
Выделение организационных компонентой в самостоятельное направление обусловливается особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС. Прежде чем внедрять дорогостоящую систему обработки данных, должна быть проведена огромная работа по упорядочению и совершенствованию организационной структуры объекта; в противном случае эффективность ИС будет низкой. Главная проблема при этом заключается в выявлении степени соответствия существующих функций управления и организационной структуры, реализующей эти функции и стратегию развития фирмы. Средствами достижения цели - совершенствование организационных структур – являются различные методы моделирования.
Под организационными компонентами ИС (см. рис. 1.2) понимается совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделения; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.
Внедрение информационных систем способствует совершенствованию организационных структур, так как предполагает определение расчетной, то есть научно-обоснованной, численности аппарата управления по структурным подразделениям с обязательным решением таких проблем, как:
· достоверное отнесение каждого работника к соответствующему структурному подразделению (отделу, бюро и т. д.);
· установление четких служебных обязанностей каждого работника в пределах подразделения, в котором он работает. При этом определение круга обязанностей предполагает, что обязанности работников, занимающих ту пли иную должность, не зависят от конкретного лица, их исполняющего, и совокупность совместных обязанностей должна гарантировать их непротиворечивость и возможность достижения общего результата;
· определение нормальной загрузки работника поручаемой ему работой в течение дня и на календарный период;
· разработка должностных инструкций персонала в условиях функционирования СОД, в частности в условиях аварийных ситуаций.
Тема 1 .3. Классификация и виды ИС. Информационно-технологическая архитектура ИС.
Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации.
Классификация по масштабу
По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы (рис. 1.1):
q одиночные;
q групповые;
q корпоративные.