Структура и состав информационной системы

Практически все рассмотренные разновидности информационных систем незави­симо от сферы их применения включают один и тот же набор компонентов (рис. 1.2):

· функциональные компоненты;

· компоненты системы обработки данных;

· организационные компоненты.

Рис. 1.2. Декомпозиция информационной системы

 

При этом под функцией управления понимается специальная постоянная обязан­ность одного или нескольких лиц, выполнение которой приводит к достижению определенного делового результата.

Под функциональными компонентами понимается система функ­ций управления — полный набор (комплекс) взаимоувязанных во вре­мени и пространстве работ по управлению, необходимых для дости­жения поставленных перед предприятием целей.

В любой информационной системе можно выделить необходимые функциональ­ные компоненты (табл. 1.1), которые помогают понять ограничения различных архитектур информационных систем. Рассмотрим более подробно особенности вариантов построения информационных приложений.

Таблица 1.1.Типовые функциональные компоненты информационной системы.

Обозначение Наименование Характеристика
PS Presentation Services(средства представления) Обеспечиваются устройствами, принимающими ввод от пользователя и отображающими то, что сообщает ему компонент логики представления PL, с использованием соответствующей программной поддержки
PL Presentation Logic(логика представления) Управляет взаимодействием между пользователем и ЭВМ. Обрабатывает действия пользователя при выборе команды в меню, нажатии кнопки или выборе элемента из списка  
BL Business or Application Logic(прикладная логика) Набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которые должно выполнить приложение
DL Data Logic (логика управления данными) Операции с базой данных (SQL-операторы), которые нужно выполнить для реализации прикладной логики управления данными  
DS Data Services(операции с базой данных) Действия СУБД, вызываемые для выполнения логики управления данными, такие как манипулирование данными, определения данных, фиксация или откат транзакций и т. п. СУБД обычно компилирует SQL-предложения
FS File Services(файловые операции) Дисковые операции чтения и записи данных для СУБД и других компонентов. Обычно являются функциями операционной системы (ОС)

 

 

Действительно, любая сложная управленческая функция расчленяется на ряд бо­лее мелких задач и в конце концов доводится до непосредственного исполнителя.

Именно от того, как будет выполнено то или иное задание отдельным работником, зависит успех в решении конечных задач фирмы в целом. Таким образом, вся сложнейшая совокупность управленческих воздействии должна иметь своим ко­нечным результатом доведение общих задач, стоящих перед предприятием, до каж­дого конкретного исполнителя независимо от его служебного положения.

Естественно, приведенные положения подчеркивают не только индивидуальный, по и групповой характер функций управления, а деловой (практический) резуль­тат получается не эпизодически, а постоянно.

Весь процесс управления фирмой сводится либо к линейному (например, админи­стративному) руководству предприятием или его структурным подразделением, либо к функциональному руководству (например, материально-техническое обес­печение, бухгалтерский учет и т. п.).

Поэтому декомпозиция информационной системы по функциональному признаку (см. рис. 1.2) включает в себя выделение ее отдельных частей, называемых фун­кциональными подсистемами (ПС) (функциональными модулями, бизнес-прило­жениями), реализующих систему функций управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, то есть то, для какой области деятельности она предназначена и какие основные цели, задачи и функции она выполняет. Функциональные подсистемы в существенной степени зависят от предметной об­ласти (сферы применения) информационных систем.

На рис. 1.3 и 1.4 приведены две иллюстрации: функциональная декомпозиция ин­формационных систем промышленного предприятия и коммерческого банка. В за­висимости от сложности объекта количество функциональных подсистем колеб­лется от 10 до 50 наименований.

Как следует из приведенных рисунков, несмотря на различные сферы применения ИС, ряд функциональных подсистем имеют одно н то же наименование (напри­мер, бухгалтерский учет и отчетность), однако их внутреннее содержание для различных объектов значительно отличается друг от друга. Специфические осо­бенности каждой функциональной подсистемы содержатся в так называемых «фун­кциональных задачах» подсистемы (см. рис. 1.2). Обычно управленческий пер­сонал или связывает это понятие с достижением определенных целей функции управления, пли определяет его как работу, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период. Однако с появлением новых информационных технологий понятие «задача» рассматривается шире как за­конченный комплекс обработки информации, обеспечивающий либо выдачу пря­мых управляющих воздействий на ход производственного процесса, либо выдачу необходимой информации для принятия решений управленческим персоналом. Таким образом, задача должна рассматриваться как элемент системы управления, а не как элемент системы обработки данных.

Выбор состава функциональных задач функциональных подсистем управления осуществляется обычно с учетом основных фаз управления: планирования; уче­та, контроля и анализа; регулирования (исполнения).

Планирование — это управленческая функция, обеспечивающая формирование планов, в соответствии с которыми будет организовано функционирование объекта управления. Обычно выделяют перспективное (5-10 мес.), годовое (1 год) и оперативное (сутки, неделя, декада, месяц) планирование.

Рис. 1.3. Укрупненная функциональная декомпозиция информационной системы промышленного предприятия

 

Учет, контроль и анализ — это функции, обеспечивающие получение данных о состоянии управляемой системы за определенный промежуток времени; определе­ние факта и причины отклонений фактического состояния объекта управления от се планируемого состояния, а также нахождение величии этого отклонения. Учет ведется по показателям плана в выбранном диапазоне (горизонте) планирования (оперативный, среднесрочный и т. д.).

Регулирование (исполнение) — это функция, обеспечивающая сравнение плани­руемых и фактических показателей функционирования объекта управления и реализацию необходимых управляющих воздействий при наличии отклонений от запланированных в заданном диапазоне (отрезке).

В соответствии с выделенными функциональными подсистемами (см. рис. 1.3 и 1.4) и с учетом фаз управления и определяется состав задач функциональных подсистем. Например, информационная система управления персоналом банка может содержать следующие функциональные подсистемы:

· планирование численности персонала банка;

· расчет фонда заработной платы персонала;

· планирование и организация обучения персонала;

· управление кадровыми перемещениями;

· статистический учет и отчетность;

· справки по запросу.

 

 

Рис. 1.4. Укрупненная функциональная декомпозиция информационной системы банка

Выбор и обоснование состава функциональных задач является одним из важ­нейших элементов создания информационных систем и подробно приводится в главе 18 учебника. Здесь же мы отметим, что именно задача (функциональная подсистема) является объектом разработки, внедрения и эксплуатации конечным пользователем.

Анализ функциональных задач показывает, что их практическая реализация в условиях использования информационных систем многовариантна. Одна и та же задача может быть решена (реализована) различными математическими методами, моделями и алгоритмами (см. рис. 1.2). Иногда эту функциональную подсистему называют подсистемой математического обеспечения.

Среди множества вариантов реализации, как правило, имеется наилучший, опреде­ляемый возможностями вычислительной системы и системы обработки данных в целом,

В современных системах автоматизации проектирования информационных сис­тем этот компонент входит в состав гак называемых банков моделей и алгорит­мов, из которых в процессе разработки информационных систем выбираются наиболее эффективные для конкретного объекта управления.