Система

«Урок-факультатив»

1.

Целевые установки

Углубление интереса к предмету

Активизация познавательной деятельности через индивидуализацию и дифференциацию обучения;

развитие творческих способностей;

повышение качества знаний

2.

Принципы

Свободы выбора;

практической направленности

Гуманизации;

свободы выбора;

самоопределения;

индивидуализации;

личностной ориентации;

практической направленности;

вариативности;

преемственности;

дифференциации на индивидуальном (субъектном) уровне

 

3.

Форма

Внутришкольная

Модель дифференцированного обучения;

внутришкольная;

межшкольная;

сетевая

 

4.

Методы

Иллюстративные,

репродуктивные

Исследовательский;

метод проектов

5.

Участие в работе факультатива

Добровольное

Обязательное

6.

Мониторинг

+

 

Расширение, углубление и коррекция знаний учащихся в соответствии с их запросами – главная целевая направленность факультативных занятий гуманитарного цикла. Предлагаемый Национальным институтом образования Беларуси факультативный курс «Художественный образ в литературе, живописи, музыке» по русской литературе для учащихся IX классов общеобразовательных учреждений базировался на коммуникативно-деятельностном (1) и интегративном (2) подходах [1; 2].

Эффективность работы на данном факультативе, по мнению авторов, во многом зависит, во-первых, от выбора произведений, их идейно-эстетической значимости, тематического и жанрово-стилевого разнообразия и, во-вторых, от разумного сочетания различных приемов работы с художественным текстом: исторического экскурса, стилистического эксперимента, различного рода сопоставлений, комментированного чтения, анализа сюжета, тематики, проблематики, композиции, образной системы, языка художественного произведения. Объектом исследования здесь являются художественные произведения и авторы, не включенные программой в список для обязательного изучения. Интегративный характер факультативного занятия позволяет не только выявить внутрипредметные типологические связи литературных монографических тем, но и расширяет возможности межпредметного изучения курса русской словесности XIX века. «Человеческое ядро искусства в его историческом развитии и изменчивости» постигается учащимися через эстетические категории «художественный метод» и «художественное направление» [6, с.3].

Цель факультатива:расширить знания школьников о концепции мира и человека в каждом из литературных методов и способах её художественного воплощения в литературных текстах первой половины XIX века и их интерпретаций в смежных видах искусства, совершенствовать возможности применения межпредметных и внутрипредметных связей в эстетическом воспитании учащихся старших классов.

Задачи факультатива:

1. дать понятие категориям “художественный метод” и “литературное направление”, показать их историческую обусловленность и идейно-художественное своебразие;

2. формировать у учеников представление о художественных методах (классицизм, романтизм, реализм), показать их генезис, эволюцию и диалектическую взаимообусловленность, дать понятие о константах художественного метода (идеал, пафос, герой, доминирующие конфликты и т. д.);

3. научить школьников анализировать художественные тексты в единстве содержания и формы; производить целостный анализ поэтических текстов различных жанровых форм, выявлять художественные средства изображения героев и жизненных обстоятельств;

4. формировать умения создавать научно-исследовательские и литературно-творческие работы на основе прочитанных произведений русских писателей XVIII–XIX веков и их художественных интерпретаций в смежных видах искусства.

Культурная модель первой половины XIX века на факультативном курсе «Художественный образ в литературе, живописи, музыке» может быть выстроена с помощью эстетических категорий «художественный метод» и «художественное направление», выполняющих систематизирующую и интегрирующую функции. Каждый из методов, создавая свою картину мира и человека, исторически закрепляет идеалы своего времени и тем самым подчеркивает их непреходящее значение.

Первая половина XIX века – это уникальное время, синтезировавшее в себе существование множества интеллектуальных течений, художественных методов и систем. Бок о бок соседствовали творения классицизма, романтизма и реализма: нормативность одних давала толчок к развитию других и возникновению третьих. Именно в этот период появляются удивительные жанровые формы, никогда не существовавшие ранее: роман в стихах «Евгений Онегин» и стихотворная повесть «Медный всадник» А. С. Пушкина, поэма в прозе «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

Это столетие родило столько «культурных загадок», столько знаменитых произведений, что до сих пор мир удивляется их совершенству и неповторимости и до сих пор сверяет качество литературной продукции своего времени «с координатами культурной жизни России» первой половины XIX века. Золотой век русской культуры останется в памяти многих читателей как время знаменитых артефактов и мировых шедевров, как столетие рождения уникальной плеяды литераторов, художников, композиторов, философов и историков, как период обновления русского языка и формирования непревзойденной русской литературы, отличавшейся бурным расцветом жанровых форм и стилей, художественных методов и направлений.

Русская литература активно изучала жизнь и находила в ней своих героев, вырабатывала новые средства их создания в художественном пространстве (тип «лишнего человека», модель «маленького человека»). Характеристика динамического развития литературных направлений (философских идей, изобразительных средств, типологии героев, сквозных тем) в русской словесности первой половины XIX века поможет разобраться школьникам с особенностями литературного процесса, историко-литературными тенденциями, а разработка межпредметных связей позволит конкретизировать взаимовлияние литературы и музыки, театра и живописи, психологии и философии, истории и религии.

Дидактическая целесообразность интегративного подхода к изучению литературных произведений обосновывается стремлением педагога включить русскую классику первой половины XIX века в современную систему культурных ценностей, удовлетворить потребности учащихся в общении с лучшими образцами изобразительного, музыкального и словесного искусства. Художественная интерпретация классического произведения в глазах современных школьников становится источником обостренного интереса: возникает, по И. П. Павлову, «эффект отстранения», превращающий известное в «странное», а «познанное до конца» в объект новых размышлений. У подростков возникает желание сверить собственные представления о любимых героях с их живописными и музыкальными аналогиями, идентифицировать личностные переживания и жизненные идеалы.

Самопознание, самовыражение и самоутверждение – главные мотивационные признаки личностного развития девятиклассников. Именно в этот период закладываются основы нравственности и социального поведения, формируется стратегическая модель существования подростка в окружающем мире, вырабатываются сценарии межличностных отношений со сверстниками и взрослыми. Школьник ищет образцы для подражания не только в жизни, но и в искусстве. Поэтому так важно на факультативных занятиях познакомить учащихся с сильными личностями, которые своим собственным трудом, целеустремленностью, преданностью выбранному делу достигли успеха, оставили достойный след в истории культурного человечества (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и др.).

Диалектика Золотого века русской культуры – плод изучения многих исследователей. Бесчисленные тайны искусства этого периода еще не раскрыты, их можно лишь обозначить, увидеть, прикоснуться к ним – и этим уже обогатиться. Общение с произведениями русских мастеров слова и живописи, музыки и театра врачует душу, укрепляет ум, формирует художественную зоркость, закладывает фундамент культурной памяти, а в целом, воспитывает эстетически грамотного читателя, развивает его литературно-художественные интересы.

Программа факультатива «Художественный образ в литературе, живописи, музыке» связана с основными темами курса русской литературы девятого класса и служит их творческим продолжением. Первый раздел «В начале было Cлово…» посвящен истории древнерусской культуры, исследованию духовного наследия Древней Руси X – XII веков. «XVII век – блистательный век Просвещения» (второй раздел) рассказывает школьникам об особенностях развития классицизма как художественного метода, помогает увидеть отличительные признаки западноевропейского искусства, раскрывает общественно-исторические предпосылки возникновения русского классицизма. Третий раздел «Сие к далекому стремленье…» знакомит учащихся с ролью романтизма в мировой литературе, живописи, музыке, показывает развитие романтических тенденций в творчестве В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, Е. А. Баратынского. «Золотой век русской культуры» (раздел четвертый) исследует реалистические признаки изображения действительности в искусстве первой половины XIX века. Раздел пятый «Петр Великий бросил вызов России, а она ответила ему Пушкиным» посвящен изучению родословной поэта, ее творческому отображению в поэме «Езерский», стихотворении «Моя родословная», повести «Арап Петра Великого». Интерес А. С. Пушкина «к чудесам немых искусств» позволяет интегрировать на факультативных занятиях интерпретации многих пушкинских шедевров в изобразительном искусстве, скульптуре, музыке, кинематографе и пр. Раздел шестой «Пускай истории страстей и дел моих хранят далекие потомки» раскрывает перед школьниками историю творческих и духовных исканий М. Ю. Лермонтова. Седьмой раздел «Нашим современникам открывается подлинный лик Гоголя как великого духовного писателя России» знакомит современных старшеклассников с христианскими исканиями и духовными основами творчества Н. В. Гоголя.

«Произведения великих поэтов, – справедливо замечал Ф. Шеллинг, – нередко дышат духом смежных искусств». Как и другие изобразительные виды искусства, литература, подобно живописи и скульптуре, предметно воссоздает единичные явления (событие, вещь, лицо). Экспрессивные виды искусства (музыка, танец) запечатлевают общий характер переживаний человека вне прямых связей с какими-либо явлениями действительности. В противовес иерархическому возвышению какого-то одного вида над всеми иными, русская словесность первой половины XIX века «под сенью дружных муз» соединила в себе «все элементы других искусств». Это художественное единство, с одной стороны, раскрывало особую концепцию мира и человека в произведениях живописи, музыки, архитектурных ансамблях, лучших образцах словесного искусства и, с дугой стороны, вырабатывало особую «совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов», закреплявшихся в художественных методах (классицизм, романтизм, реализм).

В результате изучения факультатива «Художественный образ в литературе, живописи, музыке» учащиеся должны овладеть следующими теоретико-литературными понятиями:

– основные факторы литературного процесса первой половины XIX века (направление, метод, стиль);

– отличительные признаки классицизма, романтизма, реализма как художественных методов;

– художественный образ и способы его создания (портрет, речь, пейзаж, вещный мир);

– стилевая доминанта как наиболее общее свойство художественной формы.

В процессе овладения знаниями учащиеся должны выработать следующие умения:

определять авторскую концепцию (идею-замысел) произведений различных видов искусства;

– активно использовать в анализе поэтических текстов основные признаки художественных направлений (классицизм, романтизм, реализм);

– определять приемы создания художественных образов, выявлять их общие и отличительные черты в процессе целостного анализа поэтических текстов, а также сопоставления литературных произведений со смежными видами искусства;

– находить элементы идиостиля в произведениях А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др.;

– создавать различные по жанру литературно-художественные работы на основе прочитанных произведений и их творческих интерпретаций в других видах искусства.

В новых образовательных условиях организация факультативного обучения меняет подходы к изучению литературных произведений, трансформирует порядок проведения занятий, их технологическое обеспечение и таким образом расширяет свои образовательные ресурсы. Сочетание коммуникативно-деятельностного и интегративного подходов на факультативных занятиях повышает уровень развития креативных способностей учащихся, воспитывает культуру устной и письменной речи, формирует умения анализировать художественные явления с различных точек зрения.