Тема 14. Советское государство и право в период Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 гг.)

Начавшаяся 22 июня 1941 г. в связи с нападением на СССР фашистской Германии Великая Отечественная война сделала необходимой перестройку государственного аппарата на военный лад. Суровые условия войны потребовали создания чрезвычайных органов (схема 27).

 

Схема 27. Развитие органов власти и управления СССР в 1941-1945 гг.

 

 

30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР был образован Государственный Комитет Обороны. В ГКО сосредотачивалась вся полнота власти в государстве. Все граждане, партийные, советские, комсомольские и военные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО.

В ряде областных центров и городов, где возникала угрожающая обстановка, создавались местные (городские) комитеты обороны. Условия войны потребовали создания других органов. В сентябре 1941 г. был образован Наркомат танковой промышленности СССР, в ноябре 1941 г. - Наркомат минометного вооружения СССР.

Захват врагом больших территорий в первый период войны вызвал перемещение людей и материальных ценностей на восток страны. Для организации этой работы были учреждены Совет по делам эвакуации и Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров, предприятий промышленности.

Для управления вооруженными силами были образованы Ставка Верховного Главнокомандующего и командование фронтами и армиями. Для руководства партизанской борьбой в мае 1942г. ГКО создал при Ставке Центральный штаб партизанского движения, а также штабы при военных советах фронтов.

В годы Великой Отечественной войны (в феврале 1944 г.) были расширены права союзных республик в области внешних сношений и обороны. Союзные республики получили право вступать в непосредственные связи с иностранными государствами и иметь национальные войсковые формирования.

Вместе с тем в годы войны были допущены произвол и беззаконие в отношении ряда народов (немцы Поволжья, балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, чеченцы), была ликвидирована их государственность, а сами они депортированы в восточные районы страны.

Правовая система, сложившаяся в довоенный период в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении». Заметно была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- и административно-правовым. Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отношений устанавливались военно-мобилизационные принципы.

Уже 26 июня 1941 г. был принят Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время». Существенные изменения произошли в области наследственного, семейного, жилищного права, где особым вниманием пользовались военнослужащие и их семьи, специальной защитой – другие имущественные права этих субъектов.

В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления, как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогона в больших количествах). Проявилась общая тенденция к расширению гипотез многих статей Уголовного кодекса. Так, в ст. 59 УК РСФСР в редакции 1926 г. включались деяния, связанные с уклонением от разного рода государственных повинностей. «Разбазаривание продуктов» должностными лицами подпадало под действие закона (август 1932 г.) о хищениях социалистической собственности. В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму.

В июне 1943 г. принимается Указ об ответственности за хищения горючего. Закон 1932 г. стали применять к случаям хищения продуктов. Вводились нормы, предусматривавшие наказания за убой скота, поломку сельхозтехники и пр.

В июле 1944 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (пособия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот указ (как ноябрьский 1944 г. и мартовский 1945 г.) предусматривал порядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений, имевших место до июля 1944 г. В этих случаях дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде второй инстанции.

В марте 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вносятся изменения в порядок наследования по закону. Круг наследников расширяется – в порядок очередности после наследников первой группы (дети, супруг, нетрудоспособные иждивенцы) вводятся наследники второй (трудоспособные родители) и третьей (братья, сестры) групп. В случаях наследования по завещанию определенная доля гарантировалась несовершеннолетним детям и нетрудоспособным иждивенцам.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров. Сужалась сфера договорных отношений, и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воздействие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отношениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замещалась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Вместе с тем распределительные (относительно ресурсов, оборудования, сырья и пр.) права наркоматов расширялись, так же как и «внутренний хозрасчет» предприятий. Упрощался порядок подрядного строительства и составления сметной документации.

В принятом в августе 1943 г. постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» предусматривались меры, направленные на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам.

Вместе с тем главным направлением в политике правового регулирования экономики была мобилизация всех возможных ресурсов. В феврале 1942 г. был принят указ «О мобилизации всего трудоспособного населения для работы в производстве и строительстве», трудовая повинность была введена еще в июне 1941 г. В сфере сельскохозяйственного производства в апреле 1942 г постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников (как взрослых, так и подростков). Тогда же принимается другое постановление о мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС. Ранее установленный порядок обязательных поставок государству колхозами в годы войны был дополнен: создавались специальные фонды (для поставок Красной Армии и т.п.). Закон, с одной стороны, стимулировал более интенсивное использование земель (в частности, пустующих) колхозами, а с другой - проводил политику огосударствления колхозов.

В ряде западных районов страны в 1941 –1943 гг. существовал оккупационный режим. Немецкие военные власти практиковали три формы административной организации на захваченных территориях СССР: присоединение к другим государствам (районы Западной Белоруссии были присоединены к Восточной Пруссии, Западная Украина – к Польскому генерал-губернаторству, районы между Днепром и Бугом – к Румынии); гражданскую администрацию (образована Остланд, включавшая прибалтийские государства, Белоруссию и Украину); военную администрацию (на территориях России, Крыма и Кавказа). В районах гражданской администрации на низших уровнях (уезд, деревня) сохранялись довоенные структуры управления; в районах военной администрации все посты занимали представители оккупационных властей.

В феврале 1942 г. германская администрация опубликовала аграрный закон, который преобразовывал колхозы в коммуны общинного типа. В ряде районов деколлективизация вовсе не проводилась (Украина), в других была восстановлена частная собственность на землю (Белоруссия, Кавказ). На оккупированных территориях России увеличивались размеры индивидуальных наделов, но колхозы сохранялись. Однако основу оккупационной экономической политики составляли реквизиции и массовое перемещение трудоспособного населения в Германию. Национальная политика допускала существование в некоторых регионах (Прибалтике) коллаборационистских правительств, но не допускала их политической автономии. На Северном Кавказе германская администрация признала права и автономию (политическую, экономическую, религиозную) местных комитетов нескольких горных мусульманских народов (карачаевцев, кабардинцев, балкарцев). В 1942 г. в Симферополе был образован Центральный мусульманский комитет крымских татар не получивший, однако, политической автономии, неудачной оказалась политика германизации на Украине.

В ходе войны укреплялся блок государств «антигитлеровской коалиции», в который входил СССР. В октябре 1943 г. в Москве было проведено совещание министров иностранных дел США, Великобритании и СССР и создана Консультативная комиссия для определения условий капитуляции противника. В ноябре 1943 г. состоялась конфедерация глав трех государств в Тегеране, в феврале 1945 г. в Ялте. На этих встречах обсуждались вопросы национально-государственного размежевания послевоенной Европы (наряду с другими были признаны притязания СССР на Кенигсберг и балтийские территории) и репараций, которые внесли существенный вклад в восстановление послевоенной экономики СССР.