Теории неполной (олигопольной и монопольной) конкуренции.

Олигопольная конкуренция (на рынке мало продавцов и много покупателей) предполагает внутриотраслевую международную торговлю строго идентичными товарами, различающимися по качеству изготовления. Теоретическая модель включает в себя две монопольные фирмы, расположенные в двух разных странах и выпускающие аналогичный товар. Каждая из фирм может расширить рынок сбыта только через внешний обмен. Тогда каждая фирма займет часть рынка в стране-партнере. В основе такой встречной торговли лежит стремление каждой фирмы увеличить свой рынок сбыта за счет конкурента в другой стране. Для потребителей такая торговля означает расширение возможности выбора более качественного товара. Международная торговля, таким образом, находится в состоянии динамичного равновесия, т.е. движется вокруг того идеального пункта, когда каждая из фирм захватывает ровно половину рынка данного товара в другой стране.

В теории монопольной конкуренции внутриотраслевая торговля представляет собой обмен сходными, но не идентичными, а дифференцированными товарами. В основе такого обмена лежит дифференцированный спрос потребителей. Причем возможности дифференциации одних и тех же товаров практически безграничны. Считается, что каждый человек ищет единственно приемлемый для него вид товара. Из-за бесконечности индивидуальных вкусов и предпочтений спрос на разнообразие товаров выходит на всеобщий уровень. А этот спрос легче удовлетворить в условиях открытой экономики, чем в условиях автаркии.

Но в обоих случаях мотивом поведения фирм является расширение своего потенциального рынка.