Расчет статически неопределимых рам на устойчивость методом перемещений

 

Рассмотрим раму, нагруженную силами, приложенными в узлах.

Пренебрегая изменением длин стержней и их весом, можно считать, что при достаточно малых значениях сил все стержни остаются прямыми и в них возникают только продольные усилия. При достижении нагрузкой критического значения наряду с исходным появляется смежное, деформированное состояние равновесия.

Такой подход является идеализированным (как и при расчете центрально сжатых стержней), т.к реальные нагрузки имеют эксцентриситет приложения, а также имеется начальный прогиб элементов от их собственной массы.

Для расчета рам на устойчивость можно использовать те же методы, что и для расчета на прочность: метод сил, метод перемещений, смешанный метод и т.др.

Смысл расчета рам на устойчивость заключается в определении для всех сжатых элементов критических сил Ркр и их расчетных длин

Расчету на устойчивость предшествует расчет рамы на прочность любым из известных методов. Затем рама рассчитывается на устойчивость под действием только узловых сжимающих нагрузок, которые берут из эпюры N расчета на прочность.

 

Порядок расчета рам на устойчивость методом перемещений

 

Порядок расчета рам на устойчивость аналогичен расчету на прочность.

1. Определяют степень кинематической неопределимости рамы

,

где степень угловой подвижности рамы, равна числу жестких узлов; степень линейной подвижности, равна числу возможных независимых перемещений узлов рамы.

 

 

 

2. Выбирают основную систему метода перемещения, для чего в каждый жесткий узел вводят упругоподатливые защемления (связи 1го рода), а по направлению возможных перемещений - дополнительные опорные стерженьки (связи 2го рода).

Например:

 

P1 P2 P1 P2

       
   
 
 

 


1 2 3

 

h

 

                           
     
   
       
   
 
 
 
   
 
 

 

 


l1 l2

 
 

 


Заданная система Основная система

 

3. Составляют систему канонических уравнений. В отличие от аналогичных уравнений расчета на прочность (поперечный изгиб) грузовые коэффициенты Rip равны нулю, т.к. узловые нагрузки не вызывают реактивных усилий в дополнительных связях. Система канонических уравнений записывается :

 

Действие внешней нагрузки в данном случае учитывается при вычислении единичных коэффициентов rik = rki , т.к. при единичных смещениях дополнительных связей деформируемые элементы, в пределах которых действуют сжимающие усилия, находятся в условиях продольно-поперечного изгиба.

4. Порядок определения опорных реакций с учетом сжимающих сил покажем на примере балки, у которой один конец жестко защемлен, другой шарнирно оперт.

 

MA jA=1 N

N

A RA B

i RB где

N N

MA

       
   
 


RA RB Для того, чтобы основная система и

заданная были равноценны необходимо чтобы МА имел такую величину, при которой jА=1.

 

,

отсюда

.

Обозначим:

, где

 

т.е.

 

 

 

Аналогично получают реакции опор и в других случаях.

 

 

Схемы и эпюры Коэффициенты
  Z=1 P i EI      
P P     l      
  P Z=1   l    
  Z=1 P P     l      
Z=1 P     l        

 

5. Строят эпюры от единичных смещений наложенных связей. В пределах элементов, которые сжаты внешней нагрузкой, эпюры криволинейны и строятся в соответствии с приведенной выше таблицей. В пределах элементов не подверженных сжатию, эпюры прямолинейны и строятся по таблицам обычного метода перемещений (как при расчете на прочность) .

 

P1 P2 P1 P2

1 2 3

 


 

A B C

 

Z3=1

P1 P2

 

 

 

 


 

6. Коэффициенты системы канонических уравнений определяют как и в обычном методе перемещений.

r11

 
 

 

 


и т.д.

           
   
   
 


r33

 

           
   
   
 


 

 

7. Для заданной системы уравнений (без свободных членов), возможны два решения: первое, когда все zi = 0, такое решение нас не устраивает, т.е не соответствует условиям задачи; и второе решение, когда детерминант системы, составленный из единичных коэффициентов = 0.

Раскрывая этот определитель, получаем сложное трансцендентное уравнение, для решения которого необходимо вначале выразить все параметры vi через один. Затем уравнение решается:

1) методом подстановки;

2) графическим методом.

Метод подстановки самый примитивный способ решения. Применяется для простейших характеристических уравнений.

Сущность графического способа заключается в следующем:

- выбираем произвольное значение параметра vi и находим det1 = f (v)

 

v1 => det1

v2 => det2

v3 => det3

и т.д.

 

На основании полученных значений строим график функции det = f (v).

 

det

 

det = f (v)

 

 

v1 v2 v3 v4 v5 v

 

vкр

 


Наименьшее значение параметра v, при котором det = 0 называется vкр.

 

8. Для стойки, параметры которой мы принимаем за исходные определяем критическую силу:

 

 

и расчетную длину стержня:

, отсюда

где: l0 - расчетная длина стержня;

l - геометрическая длина стержня

 

или коэффициент приведения геометрической длины к расчетной:

 
 


 

9. Зная соотношение между параметрами остальных элементов и исходным элементом, определяют vкр для всех остальных сжатых стержней.

10. Затем для всех сжатых стержней определяют Ркр и l0..