Формула воздействия имиджа

Принципы создания рекламы

 

В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы:

1. Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется.

2. Принцип непрерывного усиления воздействия. Постепенное наращивание усилий воспринимается более положительно (именно постепенное, а не взрывное). Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам информации.

Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и переработки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведёт к желаемым сдвигам.

3. Принцип «двойного вызова» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют подсознательные психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.

Согласно психоанализу З. Фрейда разум (или собственно «Я») в психической жизни людей играет довольно скромную роль. Над человеком властвуют глубинные структуры психики, вместилища прошлого опыта («Оно» – подсознание). Чтобы побудить человека к действию, надо сделать ему «двойной вызов», т.е. обратиться к сознанию и к подсознанию.

Следовательно, секрет воздействия имиджа, как и рекламы вообще, – в обращении к бессознательному – недоступному, но реальному.

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направлении, а затем осуществить управление поведением человека.

 

Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где:

A – (attention – от англ. «внимание») – привлечение внимания;

I – (interest – от англ. «интерес») – пробуждение интереса к имиджу;

D – (demand – от англ. «требование», «потребность») – возбуждение потребности осуществить действие;

A – (action – от англ. «действие») – побуждение к совершению действий.

Из этой формулы вытекает схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа:

Привлечение внимания Пробуждение интереса Создание потребности Спровоцированное действие.

Человек, согласно И.П. Павлову, наделён рефлексом «Что такое?». Наэтапе привлечения внимания пользуются тем, что реакция человека сильнее на новизну, контрастность, интенсивность чего-либо.

Исследователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и «звучит». Поэтому многие политики и менеджеры осваивают актёрский ликбез, изучая:

– искусство улыбаться;

– постановку голоса;

– технику жестов, мимики, поз.

Помочь в этом могут имиджмейкеры – специалисты по формированию имиджа.

Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т.е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий. Руководители же часто настолько психически зажаты, что не способны это делать. Поэтому руководителю (менеджеру) необходимо пройти тренинги на релаксацию (расслабление), приобрести коммуникативные навыки, освоить технологии «личного ортобиоза», «визуального имиджа» и др. (см.: Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера: управленческая гуманитарилогия).

Во многих случаях имидж менеджера – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.

Один из секретов имиджирования – необходимость осваивать те модели поведения, которые приносят успех. Каждый человек ответственен за своё поведение. Мера осознания этой ответственности прямо пропорциональна нашей духовной зрелости.

Критерии выбора моделей поведения (см.: Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния):

1. Модель поведения должна соответствовать закону и не противоречить установленному в обществе правопорядку.

2. Нравственная безупречность.

3. Значимость цели, которую ставит перед собой человек. Чем более значима его цель, тем большей побудительной силой она обладает. Можно дробить цель на подцели (задачи), чтобы достигая их, постепенно приближаться к главной цели.

4. Самокритичная оценка собственного выбора модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля опасно.

5. Половая отнесённость личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщины, либо от мужчин.

Как говорил И.П. Павлов «самые сильные раздражители – это люди» Оптимальный выбор модели поведения способен ослабить этот раздражитель. Модель поведения жизненно оправдана тогда, когда она признаётся достойным способом взаимодействия с людьми, оптимально задействуя личностные качества.