Становление системы защиты информации в советском государстве после революции

 

1. Информационное противоборство советского государства с иностранными спецслужбами и эмигрантскими организациями в период 20-30-х годов ХХ столетия;

2. Информационное противоборство СССР перед Второй Мировой Войной;

3. Роль СМИ в ходе пропаганды в годы войны.

Информационное противоборство советского государства с иностранными спецслужбами и эмигрантскими организациями в период 20-30-х годов ХХ столетия

 

В 1923-1929 годах в органах контрразведки в России появилась служба политконторя, которая осуществляла функции защиты от информационных акций иностранных спецслужб и организаций.

 

В задачи этой службы входили:

· Просмотр ввозимых в СССР и вывозимых за границу печатных произведений, фото, кинопленок и другой продукции;

· Контроль за типографиями, деятельностью театров, кино и других учреждений культуры;

· Надзор за книжными магазинами и складами;

· И другие.

 

Т.о. советская контрразведка в начале 20-х годов взяла на вооружение теоретические подходы русских контрразведчиков и применяла их подходы к оценке тайных информационных акций иностранных разведок, а также противодействовало подрывной деятельности зарубежных государств против СССР. Полученный опыт органами госбезопасности на основе наследия русских контрразведчиков, а также теоретический опыт зарубежных специалистов в области дезинформации, собственный большевистский опыт пропагандистской деятельности дали им возможность выстоять в послереволюционный период в информационном противоборстве с иностранными спецслужбами и эмигрантскими организациями, а также активно способствовал укреплению советского государства средствами и методами информационной борьбы. Однако преимущественно внутренняя направленность деятельности пропагандистских структур и органов госбезопасности в 30-е годы негативно сказалось на подготовке СССР к войне с Германией.

 

Информационное противоборство СССР перед Второй Мировой Войной

 

В 1933 Германия первая в мире создала министерство пропаганды.

После успешного присоединения Австрии в состав рейха Гитлер начал создавать специальные воинские формирования – войска пропаганды, в августе 1938 года.

 

Советская военная пропаганда накануне ВОВ

 

Главная роль к концу 30-х годов отводилась печатному слову.

В связи с недостатками в организации пропаганды с применением печатных изданий были приняты меры по централизации руководства партийной пропаганды.

ЦК ВКПб постановил объединить отделы партийной пропаганды и агитации и отделы печатных издательств, создав тем самым единые отделы пропаганды и агитации.

 

Т.о. журналисты, работники печати под полным контролем и руководством партийных комитетов не могли высказывать свое несогласие линией партии в печатных изданиях.

Т.о. накануне войны управление печатью и литературой, как главным решающим оружием пропаганды было централизовано, что в конечном итоге послужило целям и задачам укрепившегося в стране в этот период тоталитарного режима. Главные установки советской пропаганды в предвоенный период определялись Сталиным, с привлечением таких специалистов, секретарей ЦК как Жданов и Щербаков.