Телекоммуникационная
Техническая
Бумажная технология
Вербальные технологии (устная речь)
Проповедники.
Аристотель в 4 в. до н.э. выделил 3 составляющие психики человека, которые являются объектом информационного противодействия и по сегодняшний день:
1. Сознание
2. Воля
3. Чувства
Начался с распространением грамотности. Появились листовки, грамоты, книгопечатание (середина 16 в.), газеты (начало 17в), листовки. Физические средства информационного противоборства: поджоги, разрушения
Начался с появления фотографии, телефона, телеграфа. Увеличились возможности накапливания информации. Возникли средства воздействия на технические комплексы, давали возможность получать информацию.
С появлением ПЭВМ, появления сетей (локальных, глобальны и т.д.). Появился Интернет. Таким образом, появление новых программно-технических возможностей у человечества, обусловило разработку особого вида оружия – информационного. На 4 этапе противоборства характерны следующие обязательные условия:
1. Наличие у противостоящей стороны компьютерных систем и сетей.
2. Наличие компьютеризированного уровня знаний и грамотности.
3. Свободный доступ к глобальным сетям (и к Интернету).
4. Наличие у нападающей стороны соответствующих программно-технических средств нападения и средств обеспечения собственной защиты.
История информационного противоборства насчитывает 3000 лет.
Информационное противоборство в древние времена и средневековье.
Философские основы информационного противоборства были высказаны и зафиксированы впервые китайскими мудрецами Конфуцием и Суньцзы 4-5 вв. до н.э., которые используют до настоящего времени.
В частности Суньцзы поставил психологическое воздействие на противника на одно из первых мест в военном противоборстве. В своем трактате о военном искусстве он писал: «Во всякой войне, как правило, наилучшая политика сводится к захвату государства целостными, без разрушения и нового рождения его, разрушить его значительнее легче, взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить. Одержать сотню побед в сражениях это не предел искусства, а покорность противника без сражения – вот венец настоящего искусства!».
Суньцзы отмечал, что: «Война – это путь обмана, поэтому выигрывает тот, кто умеет вести войну не сражаясь».
Для этого нужно:
1. Разрушить планы противника
2. Расстроить его союзы.
3. Разрушить его войска.
Во 2 веке в Китае впервые применили прием пропагандистского воздействия.
Военный китайский мудрец 3 в н.э. отмечал, что суть великой китайской традиции всегда сводилась к тому, что мозг обманет мускульную силу. Он как и Суньцзы считает, что в военных действиях атака на умы – главная задача, атака на укрепления – второстепенная.
В России большую роль в воспитании граждан и поддержании традиций среди населения боевого духа воинов играли следующие факторы:
1. Религия
2. Народное творчество
3. Сказания
4. Легенды
5. Былины
6. Песни гусаров
Древнерусские мыслители исследовали информационно-психологичесую сторону ратного дела в таких произведениях литературы, как «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха».
Т.о. идея дезинформации и психологического воздействия на противника, обеспечение психологической устойчивости своего населения и армии, в трудах теоретиков древнего мира послужили тем фундаментом, на котором выросли современные теории и практика информационного противоборства, его наступательная и оборонительная составляющие. Основными наступательными методами информационного воздействия с древних времен были устрашение и дезинформация противника, особенно в предвоенный и военный период. Т.е. с целью обеспечения внезапности нападения и ослабления воли врага к сопротивлению.
В древние времена были разработаны и такие наступательные методы и способы информационного воздействия, как:
1. Дезинформация противника
2. Компрометация его руководства
3. Дискредитация его действий
4. Использование аспектов дезинформации и других способов.
И те и другие из названных наступательных методов выполняли функцию принуждения противника в определенным действиям. Идеальная борьба с противниками велась в том числе открыто, способами убеждения, также под религиозными лозунгами. Убеждение собственных войск и населения основывалось на имперских идеях.
Основными формами доведения информации до объектов воздействия были:
1. Устная информация (слухи, проповеди, сказания, выступления)
2. Письменная информация (письма, рукописи, свитки и т.д.)
3. Наглядно-демонстрационная информация (настенные рукописи, литография, устрашающая раскраска и т.д.)
Все вышеперечисленное появилось, в том числе и в древней Руси. Русские князья и цари с древних времен лично уделяли значительное внимание вопросам патриотического воспитания своих войск и др. мирного населения в целях формирования их психологической устойчивости и даже готовности отдать жизнь за страну царя и отечество.