Телекоммуникационная

Техническая

Бумажная технология

Вербальные технологии (устная речь)

Проповедники.

Аристотель в 4 в. до н.э. выделил 3 составляющие психики человека, которые являются объектом информационного противодействия и по сегодняшний день:

1. Сознание

2. Воля

3. Чувства

 

Начался с распространением грамотности. Появились листовки, грамоты, книгопечатание (середина 16 в.), газеты (начало 17в), листовки. Физические средства информационного противоборства: поджоги, разрушения

Начался с появления фотографии, телефона, телеграфа. Увеличились возможности накапливания информации. Возникли средства воздействия на технические комплексы, давали возможность получать информацию.

С появлением ПЭВМ, появления сетей (локальных, глобальны и т.д.). Появился Интернет. Таким образом, появление новых программно-технических возможностей у человечества, обусловило разработку особого вида оружия – информационного. На 4 этапе противоборства характерны следующие обязательные условия:

1. Наличие у противостоящей стороны компьютерных систем и сетей.

2. Наличие компьютеризированного уровня знаний и грамотности.

3. Свободный доступ к глобальным сетям (и к Интернету).

4. Наличие у нападающей стороны соответствующих программно-технических средств нападения и средств обеспечения собственной защиты.

 

История информационного противоборства насчитывает 3000 лет.

 

Информационное противоборство в древние времена и средневековье.

 

Философские основы информационного противоборства были высказаны и зафиксированы впервые китайскими мудрецами Конфуцием и Суньцзы 4-5 вв. до н.э., которые используют до настоящего времени.

 

В частности Суньцзы поставил психологическое воздействие на противника на одно из первых мест в военном противоборстве. В своем трактате о военном искусстве он писал: «Во всякой войне, как правило, наилучшая политика сводится к захвату государства целостными, без разрушения и нового рождения его, разрушить его значительнее легче, взять в плен армию противника лучше, чем ее уничтожить. Одержать сотню побед в сражениях это не предел искусства, а покорность противника без сражения – вот венец настоящего искусства!».

 

Суньцзы отмечал, что: «Война – это путь обмана, поэтому выигрывает тот, кто умеет вести войну не сражаясь».

Для этого нужно:

1. Разрушить планы противника

2. Расстроить его союзы.

3. Разрушить его войска.

 

Во 2 веке в Китае впервые применили прием пропагандистского воздействия.

Военный китайский мудрец 3 в н.э. отмечал, что суть великой китайской традиции всегда сводилась к тому, что мозг обманет мускульную силу. Он как и Суньцзы считает, что в военных действиях атака на умы – главная задача, атака на укрепления – второстепенная.

 

В России большую роль в воспитании граждан и поддержании традиций среди населения боевого духа воинов играли следующие факторы:

1. Религия

2. Народное творчество

3. Сказания

4. Легенды

5. Былины

6. Песни гусаров

 

Древнерусские мыслители исследовали информационно-психологичесую сторону ратного дела в таких произведениях литературы, как «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха».

 

Т.о. идея дезинформации и психологического воздействия на противника, обеспечение психологической устойчивости своего населения и армии, в трудах теоретиков древнего мира послужили тем фундаментом, на котором выросли современные теории и практика информационного противоборства, его наступательная и оборонительная составляющие. Основными наступательными методами информационного воздействия с древних времен были устрашение и дезинформация противника, особенно в предвоенный и военный период. Т.е. с целью обеспечения внезапности нападения и ослабления воли врага к сопротивлению.

 

В древние времена были разработаны и такие наступательные методы и способы информационного воздействия, как:

1. Дезинформация противника

2. Компрометация его руководства

3. Дискредитация его действий

4. Использование аспектов дезинформации и других способов.

 

И те и другие из названных наступательных методов выполняли функцию принуждения противника в определенным действиям. Идеальная борьба с противниками велась в том числе открыто, способами убеждения, также под религиозными лозунгами. Убеждение собственных войск и населения основывалось на имперских идеях.

 

Основными формами доведения информации до объектов воздействия были:

1. Устная информация (слухи, проповеди, сказания, выступления)

2. Письменная информация (письма, рукописи, свитки и т.д.)

3. Наглядно-демонстрационная информация (настенные рукописи, литография, устрашающая раскраска и т.д.)

 

Все вышеперечисленное появилось, в том числе и в древней Руси. Русские князья и цари с древних времен лично уделяли значительное внимание вопросам патриотического воспитания своих войск и др. мирного населения в целях формирования их психологической устойчивости и даже готовности отдать жизнь за страну царя и отечество.