Особенности налоговой системы Франции

Местные налоги Франции

Центральные налоги и сборы

Особенности налоговой системы Франции

Тема 1 Налоговая система Франции

 

Налоговая система Франции отличается своеобразием. На­логи и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны. К особенностям французской налоговой системы можно отнести:

- стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

- социальную направленность;

- учет территориальных аспектов;

- широкую систему льгот и скидок;

- открытость для международных налоговых соглашений.

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений в ВВП (46,3 %).

Для налоговой системы Франции характерна высокая доля взносов в фонды социального назначения. По данной категории взносов Франция занимает 1 место среди развитых стран. Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны, так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Помимо этого Францию характеризует низкий уровень прямого и одновременно высокий уровень косвенного налогообложения

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Ге­неральным налоговым кодексом и Книгой фискальных проце­дур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Ге­неральный налоговый кодекс.

Среди стран - членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговые соглашения в террито­риальном аспекте, можно выделить три региона основных эко­номико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. Всего Франция ра­тифицировала более 900 налоговых соглашений. В отношении этих соглашений действует принцип превосходства норм евро­пейского права над внутренним законодательством. Этот прин­цип, называемый принципом Nikolo, установлен 20 октября 1989 г. К Конституции Франции он применяется следующим образом. Если Конституционный совет, запрошенный прези­дентом республики, премьер-министром или одним из предсе­дателей палат парламента, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Консти­туции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции. В Конститу­ции Франции также содержится норма о том, что международ­ные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу за­конов, с момента их опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.

В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышлен­ных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности.

Реформа предусматривала уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью на­логовых льгот инвестиций.

Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обес­печивающие около 95 % доходов, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. В доходах бюджета центрального правительства налоговые поступления составляют свыше 93 %. Среди них косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов. Основным косвенным налогом во Франции является налог на добавленную стоимость. Далее по своей доходности - внутренний налог на нефтепродукты.

Среди прямых налогов, которые занимают 40 % от всех налоговых поступлений, основным является подоходный налог с физических лиц. На его долю приходится 20 % налоговых доходов центрального бюджета. Вторым по значению является налог на прибыль акционерных компаний. Его доля – 10 %.

В целом налоговая система Франции двухуровневая. Доля налогов, поступающих в местный бюджет от общей доходной части местного бюджета, составляет около 54 %. То есть можно отметить, что при высоком уровне поступления налогов в центральный бюджет наблюдается невысокий уровень поступлений в местный бюджет, т.е. налоговая политика направлена на централизацию налоговых поступлений.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Именно Национальной Ассамблеей принимаются законы о налогах, им же ежегодно уточняются ставки. Вопросы налоговой политики находятся в введении министерства экономики, финансов и бюджета.

Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок налогов с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Генеральное налоговое управление. Генеральное налоговое управление является органом, отвечающим за сбор всех видов налогов, как центральных, так и местных. Кроме того, в его ведение входит контроль за управлением государственным имуществом, регистрация и учет объектов недвижимости (ведение земельного када­стра), регулирование производства и оборота подакцизных товаров (табака, вина, сахара и др.).

Центральный аппарат главного управления составляют управления учета и отчетности, налоговой статистики, нало­гового контроля и налоговых проверок, административно-информационного обеспечения, кадров, а также земельного кадастра.

Главному управлению подчинены региональные дирек­ции, которые непосредственно руководят работой местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции включают в себя подразделения, ведущие учет налогоплательщиков, сбор и проверку налоговой отчетности, и непосредственно сбор налоговых платежей.