Акционерной собственности.

Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Современная денежно-кредитная система страны и ее структура. Банковская система Республики Беларусь.

Источником уплаты ссудного процента является прибыль, получаемая заемщиком от использования ссудного капитала. Ссудный процент обычно выражается через норму (ставку), исчисляемую как отношение суммы годового дохода от ссудного капитала к величине капитала, отданного в ссуду, в процентах.

Например, если в ссуду отдан капитал размером 1 млн. руб., годовой доход с этого капитала составит 130 тыс. руб., то норма процента – 13.

Ставка ссудного процента показывает, какую часть прибыли предприниматель должен отдать заемщику за предоставленную ссуду. Следовательно, величина ссудного процента не может быть больше нормальной прибыли, а его минимальная граница не может равняться нулю, так как в этом случае предоставление ссуды теряет смысл.

Норма процента зависит от величины займа и соотношения спроса и предложения на ссудный капитал, которые определяются:

· масштабами производства;

· размерами денежных накоплений всех слоев общества;

· соотношением между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью. В период относительной экономической устойчивости государство в большей степени является кредитором, чем заемщиком, при напряжении в экономике оно усиленно прибегает к кредитам, конкурируя с частными заемщиками;

· циклическими колебаниями производства;

· сезонными условиями;

· степенью инфляции: при усилении инфляции процентные ставки растут, если обесценивание денег, обгоняет рост процентов, последние становятся отрицательными, т.е. фактически снимаются с депозитов в банках;

· государственным регулированием процентных ставок;

· международными факторами – неуравновешенностью платежных балансов, колебаниями валютного курса, движением капиталов и валют между странами.

Таким образом, норма процента определяется рыночной конъюнктурой и в определенной мере государственным регулированием. Процент играет важную роль в определении банковской прибыли, маржи, которая является разницей между суммой взимаемых и суммой уплачиваемых банком процентов. Кроме того, в банковскую прибыль входят доходы на собственный капитал банка, помещенный в ссуды и инвестиции.

Необходимо различать номинальную ставку процента, выраженную в деньгах по текущему курсу, и реальную, выраженную в неизменных денежных единицах или с поправкой на инфляцию. Если номинальная ставка процента, например, составляет 15 %, а уровень инфляции за этот период 4%, то реальная процентная ставка будет составлять 11 %.

В действительности существует не одна, а целый ряд процентных ставок. Диапазон их колебаниязависит от следующих факторов:

· риска: чем меньше шансов у заемщика выплатить ссуду в срок, тем выше кредитор устанавливает ставку за пользование ссудой;

· срочности: при прочих равных условиях долгосрочные ссуды даются под более высокую норму процента, чем краткосрочные;

· размера: для двух ссуд равной срочности и одинакового риска выше ставка процента за меньшую ссуду;

· конкуренции: из-за ограниченности конкуренции банк в небольшом городке может брать более высокие проценты за ссуду, чем в крупном городе;

· налогов: ставка налога может дифференцироваться в зависимости от ставки ссудного процента и способна повышать или снижать ее.

Национальный банк Республики Беларусь

Современная кредитно-денежная система является составной частью всей экономической системы государства. Она призвана оказывать целенаправленное воздействие на денежный оборот страны и внутренний кредит для реализации основных направлений экономической политики по обеспечению устойчивой динамики экономического роста, всеобщей занятости и стабильности цен.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.

Поэтому эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется, с одной стороны степенью доверия правительства к политике Национального банка, а с другой - степенью независимости Национального банка от исполнительной власти. Стабильная денежно-кредитная политика не может успешно осуществляться без учета состояния бюджетной политики, особенно в условиях растущего дефицита госбюджета, поскольку в этих условиях возникают ограничения возможностей финансовых вложений в экономику и правительству трудно удержаться от давления на Национальный банк с целью увеличения дополнительной денежной массы. Значительное влияние на состояние денежно- кредитной политики оказывает и рынок ценных бумаг. Для осуществления эффективной экономической политики в стране и формируется денежно-кредитная система. С институциональной точки зрения, денежно-кредитная система представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования денежного обращения и осуществления государственной экономической политики.

В структуре современной денежно-кредитной системы выделяют два основных уровня:Центральный банк (применительно к Республике Беларусь это Национальный банк) и коммерческие банки, а также специализированные кредитно-финансовые институты. Два первых уровня вместе образуют банковскую систему, а специализированные кредитно-финансовые институты – парабанковскую систему (см. рис. 14.3.1.)

 

Рис. 14.3.1. Современная денежно-кредитная система Республики Беларусь.

Современная банковская система Республики Беларусь начала складываться в 1990 г. на основе законов Верховного Совета БССР «О национальном банке Белорусской ССР» и «О банках и банковской деятельности в Белорусской ССР». Цели, функции, принципы деятельности банковской системы, правовой статус банков страны определяет Банковский кодеке Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г. Он является основополагающим документом, обеспечивающим правовое регулирование банковской системы Республики Беларусь.

Двухуровневый характер банковской системы подчеркивается в ст. 136 Конституции РБ. Двухуровневая структура банковской системы подчеркивает не только властный характер отношений между Национальным банком и другими банками, но и равноправие (горизонтальный характер отношений) между банками одного уровня, т.е. между всеми иными банками кроме Национального. Отношения между банками регулируются частным правом и в первую очередь гражданским правом.

В практике банковской деятельности иногда используется термин «системообразующие банки», под которыми понимаются крупные банки, доминирующие на рынке банковских услуг и имеющие существенное значение для банковской системы. Банковский кодекс не предусматривает установления специального (например, более льготного) правового режима для такой категории банков. Банки являются «системообразующими» лишь в экономическом смысле, а с юридической точки зрения обладают равноправным правовым статусом со всеми остальными банками.

· Банковская деятельность в Республики Беларусь подлежит обязательному лицензированию.

Кроме того, Банковский кодекс определяет и перечень операций, которые вправе осуществлять банки и небанковские кредитно-финансовые учреждения:

· активные (предоставление средств клиентам и другим банкам - банковский кредит, факторинг);

· пассивные (привлечение организацией средств - вклад, депозит, банковский счет, доверительное управление денежными средствами);

· посреднические (содействие осуществлению банковской деятельности – расчеты, инкассация, банковское хранение).

Высшим органом управления центральным банком страны является Правление Национального банка – коллегиальный орган, состоящий из Председателя и 10 членов, которые назначаются на пять лет.

Главенствующее положение в системе занимает Центральный банк, который называют «банком банков». В разных странах Центральные банки исторически выделились из массы коммерческих банков, как главные эмиссионные центры, поскольку государство предоставило им исключительное право эмиссии банкнот. Его главные цели следующие:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля;

· укрепление и развитие банковской системы страны;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В Кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью Национального банка.

В соответствии с Законом Республики Беларусь на Национальный банк возложены следующие функции:

· монополия на эмиссию банкнот и их изъятие из обращения;

· хранение государственных золотовалютных резервов;

· хранение обязательных резервов других кредитных учреждений;

· денежно-кредитное регулирование национальной экономики посредством: а) изменения ставки банковского процента (ставки рефинансирования); б) установления нормы обязательных резервов других кредитных учреждений; в) проведения операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

· регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением ими банковского законодательства и издаваемых Национальным банком нормативных актов;

· межбанковские расчеты и кассовое обслуживание коммерческих банков;

· организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета;

· поддержание обменного курса национальной валюты;

· проведение расчетов и переводных операций;

· валютное регулирование;

· контроль за созданием и работой филиалов и представительств иностранных банков на территории республики;

· регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;

· контроль за соблюдением единых правил бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.

Обычные банки в Республике Беларусь представлены коммерческими организациями. Как правило, это акционерные общества или унитарные предприятия, которые имеют свой устав. Подавляющее большинство банков — универсальные.

По уровню технической оснащенности банковская система Республики Беларусь занимает лидирующие позиции среди стран СНГ, чего не скажешь о ее ресурсной базе. Капитал банков составляет менее 40 % ВВП, в то время как приемлемым уровнем считается 100 %.

Особенностью банковской системы Республики Беларусь является высокий уровень концентрации банковского капитала: на долю шести крупнейших банков, уполномоченных обслуживать государственные программы (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк»), приходится более 80 % собственного капитала банковской системы.

Коммерческие банкипредставляют собой главные «нервные» центры кредитно-денежной системы. На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки осуществляют доверительные операции (т. е. банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этом качестве операции по управлению имуществом, ценными бумагами клиентов). Вместе с тем важнейшими их функциями являются прием и хранение депозитов (вкладов) населения и предприятий и кредитование самых различных сфер деятельности. Современные коммерческие банки могут быть как универсальными, так и специализированными.

Универсальные банки выполняют все банковские операции (по некоторым оценкам от 100 до 300 видов) для своих клиентов.

Таблица 14.3.1.

Классификация коммерческих банков

По форме собственности По сфере деятельности По территории деятельности
  • государственные
  • акционерные
  • кооперативные
  • частные
  • с участием иностранного капитала
  • иностранные
  • универсальные
  • специализированные
  • отраслевые
· муниципальные · региональные · общегосударственные · международные

 

Специализированные банки либо обслуживают определенную отрасль, сферу хозяйствования, группу клиентов, либо выполняют небольшое число операций. Например, инновационные банки финансируют научно-технические разработки.

Коммерческие банки можно классифицировать как по форме собственности, сфере деятельности, так и по территориальному признаку (см. табл. 14.3.1.).

Основные операции коммерческих банков можно классифицировать следующим образом (см. рис. 14.3.2.).

 
 

 


Рис. 14.3.2.Основные операции коммерческих банков.

Особое место в современной рыночной экономике занимает парабанковская система, которая представлена совокупностью специализированных кредитно-финансовых институтов.К ней относятся пенсионные фонды, страховые компании, взаимные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки, кооперативные банки, ссудно-сберегательные ассоциации, лизинговые компании и т. п. Эти институты, аккумулируя громадные денежные ресурсы, активно участвуют в процессах накопления и эффективного размещения капитала.

Согласно Банковскому кодексу, они имеют право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности. Вместе с тем закон не разрешает данным организациям привлекать денежные средства физических и юридических лиц на депозиты, предоставлять привлеченные средства от своего имени и за свой счет в кредит, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. В настоящее время этот уровень денежно-кредитной системы в республике развит крайне слабо и практически не выполняет роли финансового посредника. В перспективе ожидается расширение сети специализированных кредитно-финансовых организаций.

Банковский сектор Беларуси должен совершенствоваться. Основная стратегическая цель – укрепление устойчивости банковской системы, приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграция банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковские системы. Это требует решить следующие задачи:

· создать эффективную институциональную и функциональную структуру банковской системы;

· увеличить ресурсную базу банков;

· оптимизировать структуру активов и пассивов банков;

· расширить состав и качество банковских услуг, приблизив их к уровню развития европейских банков;

· повысить капитализацию банков и увеличить их уставные фонды;

· создать действенный механизм аккумулирования денежных средств населения и предприятий и др.

Пенсионные фонды аккумулируют средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, которые отчисляются предпринимателями и наемными работниками. Избыток накопленных средств над пенсионными выплатами вкладывается в государственные облигации и акции надежных компаний. Инвестиции пенсионных фондов, как правило, долговременные, ибо деньги в них накапливаются десятилетиями.

Страховые компании являются важнейшими из небанковских кредитных учреждений. Их денежные средства формируются за счет взносов за страхование жизни, имущества; выплат на медицинское страхование и т. д. Компании используют их для покупки ценных бумаг корпораций, государственных облигаций, предоставляя тем самым долгосрочные кредиты.

Кредитные союзы представляют собой кооперативы, организованные группой частных лиц, профсоюзами, религиозными организациями и т.д. Их капитал формируется путем продажи особого рода акций, по которым выплачивается процент. Привлеченные средства используются для предоставления краткосрочных потребительских и индивидуальных ссуд своим членам.

Инвестиционные банкиспециализируются на аккумуляции денежных средств на длительные сроки и предоставлении долгосрочных ссуд.

Ипотечные банкиосуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Они кредитуют строительство (недвижимость).

Кооперативные банки обслуживают кооперативы, выдавая им ссуды главным образом под залог имущества.

Сберегательные учреждения представлены взаимно-сберегательными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и кредитными союзами. Взаимно-сберегательные банки привлекают мелкие вклады на срок. Аккумулированные средства в основном используются для предоставления ссуд под залог жилых строений, покупки государственных ценных бумаг, муниципальных облигаций. Ссудно-сберегательные ассоциации привлекают средства путем открытия сберегательных счетов и используют их для предоставления целевых кредитов под залог недвижимости, покупки ценных бумаг.

Лизинговые компании, которые предоставляют в долгосрочную аренду технические средства; сложное оборудование, суда, самолеты и т.д. Этот способ финансирования инвестиций имеет сходство с кредитом, предоставляемым на покупку оборудования.

Так, суммарные активы всех этих специализированных кредитно-финансовых учреждений США почти вдвое превышают активы коммерческих банков.

Роль банков и парабанковской системы в экономике определяется тем, что они обеспечивают рыночную экономику деньгами, а также системой каналов оперативного перечисления денег на основе широкого использования электронно-вычислительных средств.

В тесном взаимодействии с денежным рынком находится рынок ценных бумаг. Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка специфическим характером обращающегося товара.

Ценная бумагасовершенно особый товар. Это одновременно и титул собственности, и долговое обязательство. Это право на получение дохода и обязательство этот доход выплачивать. Это товар, который, имея мизерную собственную стоимость, может быть продан по очень высокой рыночной цене. Ценная бумага – это «фиктивный капитал», но в то же время она представляет определенную величину реального капитала. Таким образом, ценная бумага представляет собой денежный документ, удостоверяющий право владения или отношения займа и определяющий взаимоотношения между лицом, выпустившим этот документ, и его владельцем. Ценные бумаги предусматривают, как правило, выплату дохода в виде дивиденда или процента, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.

На рынке ценных бумаг продаются доли участия в собственности предприятия. Это рынок капитала. Его основной институт – «фондовая биржа». Объектами продажи этого рынка выступают ценные бумаги. Субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты – те, кто выпускает ценные бумаги, и инвесторы – те, кто их покупает. К субъектам рынка ценных бумаг относятся: государства, хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия и частные лица).

Развитие рынка ценных бумаг обусловлено развитием акционерных обществ и кредитных отношений. Крупное производство требует больших капиталовложений. Акционерные общества исторически создаются для осуществления крупных проектов, требующих больших капиталовложений на основе объединения нескольких капиталов. С развитием товарного производства усиливаются процессы его концентрации и централизации, а вместе с ними возрастает потребность в деньгах. Происходит формирование акционерных обществ, которые постоянно привлекают деньги, увеличивая свои активы путём выпуска и продажи ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является основной частью финансового рынка, представляет собой систему отношений купли-продажи ценных бумаг и выполняет ряд важнейших макро- и микроэкономических функций;

Во-первых, рынок ценных бумаг играет роль регулировщика инвестиционных потоков, обеспечивающего оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Через этот рынок происходит основной приток капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений.

Во-вторых, рынок ценных бумаг обеспечивает массовый характер инвестиционного процесса, позволяя любым экономическим агентам, имеющим свободные денежные средства, осуществлять инвестиции в производство путем приобретения ценных бумаг.

В-третьих, рынок ценных бумаг очень чутко реагирует на происходящие и предполагающиеся изменения в политической, социально-экономической, внешнеэкономической и других сфера жизни общества. Основными индикаторами, по которым судят о состоянии экономики страны, являются обобщающие показатели состояния этого рынка (индексы Доу-Джонса в США, ДАКС в Германии и др.).

В-четвертых, с помощью ценных бумаг реализуются принципы демократизма в управлении экономикой на микроуровне, когда решение принимается путем голосования владельцев акций.

В-пятых, через куплю-продажу ценных бумаг отдельных предприятий государство реализует свою структурную политику, приобретая акции необходимых предприятий и совершая, таким образом, инвестиции в производства, важные с точки зрения развития общества в целом.

В-шестых, рынок ценных бумаг выступает важным инструментом государственной финансовой политики, посредством которой государство воздействует на денежную массу и, следовательно, на увеличение или сокращение уровня ВВП.

Цена фиктивного капитала определяется, во-первых, соотношением спроса и предложения на капитал и, во-вторых, величиной капитализированного дохода по ценным бумагам. Разница между размерами фиктивного и действительного капитала составляет учредительскую прибыль, которую получают прежде всего основатели высокодоходных предприятий. Один из способов ее получения — разводнение капитала — выпуск акций на сумму, значительно превышающую капитал, реально вложенный в предприятия.

Наиболее распространенными видами ценных бумаг на финансовом рынке являются акции и облигации.

 
 

 


Рис. 14.4.1. Виды акций по форме участия в

Акция это ценная бумага, эмитируемая акционерным обществом, отражающая долю инвестора в уставном капитале общества и дающая право владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибыли общества и право на управление (см. рис. 14.4.1.)

Акции подразделяются на обыкновенные (простые),привилегированные, именные или предъявительские(см. рис. 14.4.2.).

Привилегированные акции приносят владельцам гарантированный доход, не зависящий от результатов хозяйственной деятельности компаний и дают право на первоочередное получение дивидендов, а также возмещение вложенных денежных средств при ликвидации АО. Простые акции продают и покупают. По простым акциям при неблагоприятном финансовом состоянии АО дивиденд может вообще не выплачиваться, более того, может происходить полная потеря вложенных средств и даже дополнительное возмещение на сумму допущенного убытка в случае банкротства.

Именные акции не подлежат обращению. По количеству голосов, предоставляемым акционерам на общем собрании, акции бывают: «безголосыми», «одноголосыми» и «многоголосыми».

Облигация– ценная бумага, свидетельствующая о том, что её держатель предоставил заём тому, кто выпустил облигацию в обращение. Но в отличие от акций облигация не предоставляет ее обладателю права голоса и выпускается на определённый срок, по истечении которого она должна быть выкуплена, тогда как акции бессрочны. Владелец облигаций вне зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры, получает ежегодный доход (купонные платежи) и номинальную стоимость при погашении.

 

 
 

 


Рис. 14.4.2. Виды акций.

Облигации также как и акции классифицируются по ряду признаков (см. рис. 14.4.3.)

Рис. 14.4.3.Виды облигаций.

 

Облигации могут выпускать центральные и местные органы власти, а также предприятия, для того чтобы получить кредит на срок больший, чем при банковском кредитовании.

Акции, облигации и другие ценные бумаги используются как форма и инструмент формирования инвестиционных ресурсов, регулирования денежного обращения.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – это форма существования внутреннего государственного долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Источник дохода по фиктивному капиталу полностью скрыт, кажется, что ценные бумаги обладают способностью приносить доход сами по себе. Особенно это проявляется в облигациях государственных займов. Эта форма фиктивного капитала не только не имеет стоимости, но часто не представляет и никакого реального капитала, так как проценты по облигациям в основном выплачиваются за счет налогов.

Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:· финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение;· финансирование целевых государственных программ области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;· регулирование экономической активности: денежной массы в обращении,· воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования,· экономический рост, платежный баланс и так далее.Преимущества государственных ценных бумаг:· это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;· наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами.Размещение государственных ценных бумаг осуществляется:· через центральный банк или министерство финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды;· в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях);· разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и так далее.Помимо акций и облигаций на финансовом рынке обращается достаточно большое количество других ценных бумаг. К ним относятся: вексель, депозитные и сберегательные сертификаты, чеки и коносаменты, а также производные ценные бумаги - опцион, фьючерсный контракт, варрант Вексель является одним из древнейших расчетных инструментов. Главная особенность векселя как ценной бумаги заключается в его определении:· вексель – это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте в определенный срок; · вексель – это абстрактное долговое обязательство, т. е. оно не зависит ни от каких условий. Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги.Выделяют два вида векселей:· простые;· переводные.Простой вексель (соло-вексель) выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок в определенном месте.Переводной вексель (тратта) выписывает и подписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лику (ремитенту).В свою очередь простые и переводные векселя делятся на процентные (на их вексельную сумму начисляются проценты) и дисконтные (выписываются или продаются с дисконтом).Депозитные и сберегательные сертификаты – ценные бумаги, право выпускать которые представлено только коммерческим банкам.Депозитный (сберегательный) сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка.Чеки коносаменттакже можно отнести к классу первичных ценных бумаг. Но, с точки зрения рынка ценных бумаг, обе эти бумаги можно было бы назвать не рыночными, так как самостоятельно они, как правило, не продаются и не покупаются как акции, облигации и т.п. Они обслуживают расчеты за товары и услуги или их обращение (передвижение, транспортировку).Чек – это письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег. По своей экономической сути чек является переводным векселем.Коносамент – это документ (контракт) стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение.Производные ценные бумаги:· Опцион- это право, оформляемое договором, купить, продать (или отказаться от сделки) на протяжении договорного срока и по фиксированной договорной цене определенный объем валюты, любых товаров, ценных бумаг (включая производные бумаги) либо получить определенный доход от финансового вложения или денежного займа (в виде разностной величины, фиксированного размера, процента).· Фьючерсный контракт – это стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения. Поскольку фьючерсный контракт имеет своей целью получение положительной разности в ценах от операции по ее купле-продаже, то это контракт на разность в ценах.· Варрант – это опцион на приобретение определенного числа акций (варрант акций) или облигаций (варрант облигаций) по цене исполнения в любой момент времени до истечения срока действия варранта.

Ценные бумаги отвечают следующим фундаментальным требованиям:

· обращаемость на рынке,

· доступность для гражданского оборота,

· стандартность и серийность,

· документальность,

· признание государством

· регулируемость,

· ликвидность,

· рискованность,

· обязательность исполнения.

Спрос на ценные бумаги зависит от величины доходов покупателей ценных бумаг, от распределения их сбережений между различными видами финансовых активов, от степени риска активов, ликвидности ценных бумаг, ожидаемого изменения уровня цен в экономике и т.д.

Предложение ценных бумаг также определяется целым рядом факторов. Корпорации, принимая решения о выпуске ценных бумаг, учитывают величину банковского процента, возможный уровень дивиденда.

На решение выпускать те или иные ценные бумаги влияет также общая экономическая ситуация в стране. Например, если прогнозируется рост общего уровня цен, компании предпочтут выпуск облигаций, рассчитывая погасить долг обесцененными деньгами.

Современный рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный.

Рис. 14.4.4.Современный рынок ценных бумаг.

Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг и их первичного размещения. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, причем неоднократно, среди последующих инвесторов. Вторичный рынок, в свою очередь, подразделяется на биржевой и внебиржевой (см. рис. 14.4.4.). На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, по каким-либо причинам не котирующихся на бирже. Среди способов определения цен сделок с ценными бумагами кроме обычных переговоров следует выделить различного рода аукционы. Внебиржевой рынок действует на основе использования телефона, телекса, компьютерной сети, объединяющих в единый организм тысячи инвестиционных фирм. Если биржевой рынок доступен только для солидных корпораций, то внебиржевой – практически для любой компании. Для этого достаточно найти брокерскую фирму, которая согласна поддержать вторичный рынок по данному виду бумаг, где непременной фигурой является профессиональный посредник в торговле ценными бумагами – финансовый брокер. Объединившись, финансовые брокеры создали наиболее строго организованный «регулярный» сектор вторичного рынка – фондовую биржу.

***

Фондовая биржа – это учреждение, где осуществляется купля-продажа ценных бумаг. В рыночных условиях фондовые биржи играют важную роль в формировании инвестиционного климата в стране. Поэтому биржи часто называют барометром рыночной экономики, поскольку они свидетельствуют об уровне инвестиционной активности: бума (подъема) или падения. На фондовой бирже осуществляются как кассовые, так и срочные (фьючерские) операции. По кассовым операциям расчёт осуществляется в день осуществления сделки или в течение ближайших трёх дней, по фьючерским – через определённый период и по заранее обусловленным ценам. Это создаёт условия для возникновения биржевых спекуляций в части прогноза, обусловленных в договорах цен. В одних странах срочные операции разрешены (США, Швейцария), в других – запрещены.

Фондовые биржи различаются по размерам проводимых операций. Наряду с фондовыми биржами национальных масштабов, такими как Нью-Йоркская, Токийская, Лондонская, Торонтская, Франкфуртская и др., существует много менее крупных бирж. Это биржи региональные, осуществляющие операции с акциями мелких и средних компаний.

Основной функцией биржи является посредничество. Следует подчеркнуть, что посредничество биржи состоит не в совершении биржевых сделок, а в оказании ряда услуг, связанныхпрежде всего с организацией и проведением торгов: разработка типовых биржевых контрактов; выработка правил заключения биржевых сделок; разрешение возникающих споров (биржевой арбитраж); гарантирование исполнения биржевых сделок и т.д.

В качестве наиболее важной функции биржи рассматривают ценообразующую. Так, высокая концентрация спроса и предложения на бирже, заключение большого числа сделок и их огромные масштабы исключают влияние нерыночных факторов на цену товара и делают ее максимально приближенной к реальному спросу и предложению. Биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки. При этом современная биржа имеет возможность не только выявить цену на тот или иной товар, но и прогнозировать ее, определять тенденции в изменении спроса и предложения.

Кроме того, биржа выполняет ряд стабилизирующих функций в экономике, а именно, обеспечивает стабилизацию цен и издержек, валютных курсов, денежного обращения и кредита. Достигается это, в частности, с помощью страховых (механизм хеджирования) и спекулятивных операций.

Еще одна функция биржи – информационная. Она реализуется через сбор, регистрацию данных о биржевых ценах, спросе и предложении по каждому биржевому товару и т.д. Регулярная их публикация в газетах, справочниках, биржевых бюллетенях позволяет обеспечить достаточную информированность участников как биржевого, так и внебиржевого рынков о конъюнктурной ситуации на рынке того или иного товара.

На состояние дел на фондовых биржах может влиять Национальный банк, регулируя процентную ставку. Если он будет стремиться понизить процентные ставки, это, скорее всего, приведёт к росту количества реализуемых акций и облигаций. И наоборот.

На котировку (установление курса) ценных бумаг на фондовой бирже могут также влиять особенности складывающейся политической ситуации, психологические и другие самые разные причины. В силу столь многочисленных влияний трудно предсказать динамику курса конкретных ценных бумаг, а это создаёт условия для спекулятивных операций с ними, в результате которых за считанные дни и даже часы могут быть созданы и потеряны крупные состояния.

Тем не менее, анализ изменения курсов ценных бумаг позволяет достаточно надёжно прогнозировать общие тенденции уровня деловой активности в экономике. Для этого на крупнейших фондовых биржах исчисляются показатели биржевых индексов, характеризующие динамику курсов крупнейших компаний, зарегистрированных на бирже. Увеличение индексов свидетельствует о предполагаемом повышении деловой активности, их падение – о её понижении.

Биржевой индекс – это то же самое, что индекс динамики экономики, он служит для измерения степени интенсивности развития социально-экономических явлений во времени. Падение фондовых индексов приводит к падению национальной валюты

Биржевые индексы на основе показателей ряда крупных компаний показывают общее экономическое положение мира, региона, страны или определенной отрасли и ее развитие. Сейчас индексы бирж выполняют много функций, они стали ориентиром для покупки ценных бумаг. Также стали продаваться акции самих бирж. Индекс представляет собой ценность для получения общей картины. Вместо того чтобы проанализировать огромное количество информации, достаточно изучить индексы. Это удобный и важный инструмент исследования состояния экономики, который применяется на современных биржевых рынках.

В настоящее время известны три самых серьезных и старых биржевых индекса, которые служат основными показателями основной части мировой экономики:

1) Индекс Доу-Джонса (Dow-Jones) - являестя средним показателем курсов ценных бумаг (а, в частности, акции) основной группы крупнейших компаний Америки. Этот индекс отображает среднюю арифметическую ежедневных котировок компаний именно на момент закрытия биржи. Существует 4 индекса Доу-Джонса: промышленный индекс Доу-Джонса, транспортный индекс Доу-Джонса, коммунальный индекс Доу-Джонса, составной индекс Доу-Джонса.

2) Индекс Насдак (NASDAQ - national assosiation of securities dealers automated quotations) – индекс, отражающий показатели внебиржевого рынка, ежедневно публикуется национальной ассоциацией торговцев ценными бумагами и соответственно основан на ее котировках (в США).

3) Индекс Никкей-Доу Джонс (Nikkei-Dow Jones) - специальный индекс курсов ценных бумаг, отражающий ситуацию на Токийской фондовой бирже.

Немецкая биржа проводит операции на рынке ценных бумаг уже около 400 лет. Тренды на немецких рынках иллюстрируются семейством индексов DAX: DAX, MDAX, HDAX, CDAX, VDAX, SDAX. Также среди лучших европейских индексов можно отметить SMAX, NEMAX 50, STOXX и др. Наиболее популярным является DAX. Этот индекс является показателем, исходным пунктом немецкого фондового рынка и важнейшим барометром, отражающим движение немецкой экономики в целом.

***

Экономические реформы, начавшиеся в начале 90-х годов, существенно изменили структуру экономики Беларуси. Одним из таких изменений стало формирование уже в условиях независимого белорусского государства национального финансового рынка, приведшее к преобразованию традиционных форм организации торговли и послужившее объективной основой возрождения бирж. В это время появились закрытое акционерное общество «Межбанковская валютная биржа» и открытое акционерное общество «Белорусская фондовая биржа», специализирующиеся, соответственно, на торговле иностранными валютами и ценными бумагами. Создание в 1998 г. единой валютно-фондовой биржи послужило новым толчком к развитию биржевой деятельности. На сегодняшний день ОАО «Белорусская валютно-фондовой биржа» (БВФБ) – единственная в республике целостная структура, на основе которой создана общенациональная система биржевых торгов на всех основных сегментах финансового рынка – валютном, фондовом и срочном.

В Беларуси, как и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей.

В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства.

Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Процесс государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

· создание нормативной правовой базы функционирования рынка;

· лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

· страхование инвесторов и защита их прав;

· аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

· постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

· контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

К числу основных государственных органов, определяющих правила деятельности на рынке ценных бумаг, относятся Президент, Национальное собрание, Совет Министров, Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, которые формируют фондовый рынок на основе принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг, осуществляют контроль за его развитием.

В РБ установлены девять основных рекомендаций или практических предложений по процедурам и стандартам совершения операций на фондовых рынках. К ним относятся:

1. Социальная справедливость – создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений, дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

2. Надежная защита инвесторов – создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

3. Регулирование – образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

4. Контролирование – создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.

5. Эффективность – максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленная на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения.

6. Правовой порядок – создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.

7. Прозрачность и открытость – обеспечение инвесторов полной информацией, касающейся условий выпуска и оборота ценных бумаг на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

8. Конкурентность - обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; создание условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установление немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

9. Целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются Республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь.

Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов:

· корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций);

· государственных ценных бумаг (государственные казначейские обязательства - ГКО, государственные долговые обязательства - ГДО);

· муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов),

· ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов);

· именных приватизационных чеков (ИПЧ) «Имущество».

Инфраструктуру рынка ценных бумаг Республики Беларусь в настоящее время представляют:

· около 5000 акционерных обществ;

· 65 профессиональных участников рынка ценных бумаг, основная часть из которых является банковскими организациями;

· ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

двухуровневой депозитарной системы.

В настоящее время рынок ценных бумаг в Беларуси активно развивается. Объем эмиссии акций по состоянию на 1 июня 2010 года составил 46,4 трлн. BYR, в обращении находились 328 выпусков корпоративных облигаций 80 эмитентов - 19 банков и 61 небанковской организации.

Из общей суммы эмиссии корпоративных облигаций ценные бумаги банков в стоимостном выражении составляют 91%, а небанковских организаций - 9%. Предприятия небанковского сектора стали более активно привлекать ресурсы самостоятельно, выпуская корпоративные облигации. В обращении в настоящее время находятся облигации таких предприятий, как БМЗ, "Белкоммунмаш", "Криница", "Гродно Азот", "Белпочта", "Гомсельмаш", "Савушкин продукт", универмаг "Гомель" и т. д.

Также на рынке появился сегмент муниципальных облигаций, выпускаемых обл-, гор- и райисполкомами. Число выпусков муниципальных ценных бумаг, находящихся в обращении, на 1 июня 2010 года составило 3,3 трлн. BYR. Количество эмитентов - 53.

За последние два года количество профессиональных участников рынка ценных бумаг в Беларуси выросло с 59 до 74. На 1 июня 2010 года на рынке присутствовали 28 банковских организаций, и 46 - небанковских. На сегодняшний день на финансовом рынке Беларуси преобладает банковский сектор, в то же время необходимо, чтобы и другие сегменты развивались более активно, и их надо подтягивать к уровню банковского.

В течение последних 10 лет присутствовал некоторый дисбаланс между первичным и вторичным рынками ценных бумаг. Выпуск акций был значительным, а объемы операций на вторичном рынке - небольшими. Но в последние 2 года объем вторичных торгов ценными бумагами заметно возрос. Рынок акций сконцентрировался на бирже после того как в 2008 году было принято решение о том, что сделки купли-продажи акций ОАО совершаются на биржевом рынке. С того времени заключались сделки с акциями более 200 ОАО. С 1 января 2011 года начинается третий этап отмены моратория на продажу акций физическими лицами, когда полностью будут сняты ограничения на отчуждение этих акций.

Разрабатывается проект концепции развития финансового рынка Беларуси на 2011-2015 годы. В ней рассматриваются банковский рынок, рынок ценных бумаг, рынки страхования, лизинга, микрофинансирования, а также инфраструктура рынка.

Значительно улучшить условия работы на рынке ценных бумаг Беларуси должны изменения законодательства. Ведется разработка проекта закона о ценных бумагах и фондовых биржах, новой концепции построения расчетных систем.
Под эгидой Минэкономики разрабатывается проект закона об инвестиционных фондах. Планируется также масштабное обновление технологической базы.

Важным направлением развития РЦБ является интеграция финансовой системы Республики Беларусь в мировое инвестиционное пространство путем выхода на рынок евробумаг, как наиболее перспективного источника инвестиций для эмитентов стран с переходной экономикой, а также создание общего рынка ЦБ Союза Беларуси и России. Это должно создать благоприятные предпосылки для использования иностранного капитала с целью развития национального фондового рынка, технологического перевооружения и наращивания производственного потенциала страны.

Таким образом, в Республике Беларусь принимаются меры для создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка ценных бумаг в направлении повышения надежности и прозрачности проводимых операций с ценными бумагами. Принимаются меры по ускорению процесса их совершения, внедрения новых механизмов по снижению рисков при осуществлении клиринга и расчетов (риск неисполнения обязательств, риска ликвидности и других), интеграции расчетно-клиринговой системы Республики Беларусь в мировую систему расчетов по ценным бумагам.