Режимах
Организация информационных технологий в различных
УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ
Основные вопросы лекции:
1. Организация информационных технологий в различных режимах.
2. Интегрированные информационные технологии.
3. Новые информационные технологии в управленческой деятельности.
Информационная технология – это системно-организованная
последовательность операций, выполняемых над информацией с ис-
пользованием средств и методов автоматизации. Операциями являют-
ся элементарные действия над информацией.
Процедура передачи информации включает кроме самой переда-
чи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из циф-
ровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений,
контроль ввода и вывода, защиту данных. Процедуры обработки ин-
формации являются главными в информационных технологиях. Ос-
тальные процедуры носят вспомогательный характер. Процедура
анализа, прогноза, принятия решений – это наиболее сложная, ин-
теллектуальная процедура выполняется человеком на базе подготов-
ленных данных, знаний, их моделей, правил работы со знаниями и
моделями, альтернативных решений.
Работа с базами данных наиболее распространенная и эффек-
тивнее всего реализуется в конфигурации «клиент-сервер». Клиент-
сервер – это модель взаимодействия компьютеров в сети. Как правило,
компьютеры в такой конфигурации не являются равноправными. Каж-
дый из них имеет свое, отличное от других, назначение, играет свою
роль.
Технология формирования документов включает процессы со-
здания и преобразования документов. Их обработка заключается во
вводе, классификации, сортировке, преобразовании, размещении, по-
иске и выдаче информации пользователям в нужном формате. Обра-
ботке подлежат документы, понятные человеку и компьютерной система.
Технология обработки изображений в общем виде строится на
анализе, преобразовании и трактовке изображений. Сначала изобра-
жения вводятся через видео или другие устройства. В результате ска-
нирования изображения вводится большой объем информации.
Видеотехнология строится на разработке и демонстрации движу-
щихся изображений, что открыло широкие возможности в возникно-
вении мультисреды. Видеотехнология применяется для создания
видеосюжетов, фильмов, деловой графики и др.
Технология визуализации – процесс многооконного представле-
ния данных в виде изображений (обратный сжатию). Визуализация
позволяет преобразовать любой тип данных в разноцветные движущи-
еся или неподвижные изображения.
Технология виртуальной реальности используется в конструк-
торской, рекламной деятельности, в создании мультипликационных
фильмов. Этот процесс именуется мультипликацией.
Обработка изображений как направление связано с развитием
электронной техники и технологий. При обработке изображений тре-
буются высокие скорости, большие объемы памяти, специализирован-
ное техническое и программное оснащение. Изображения относятся к
разного рода объектам, выделению их контуров, перемещению, рас-
познаванию и т.д.
Обработка текстов является одним из средств электронного
офиса. Наиболее трудоемким является ввод текста; следующими эта-
пами являются подготовка текста, его оформление и вывод. При рабо-
те с текстами пользователь должен иметь разнообразные функции
(инструментарий), повышающие эффективность и производительность
его деятельности.
Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных про-
грамм в составеэлектронного офиса и дополняется рядом аналити-
ческих возможностей. Работа с электронной таблицей позволяет
вводить и обновлять данные, команды, формулы, определять взаимо-
связь и взаимозависимость между клетками, данными в виде функ-
ций, аргументами которых являются записи в клетках. В клетках таблицы
могут размещаться записные книжки, календари, справочники, спис-
ки мероприятий.
Гипертекст формируется в результате представлений текста как
ассоциативно связанных блоков информации. Ассоциативная связь –
это соединение, сближение представлений, смежных, противополож-
ных, аналогичных и т.д. Гипертекст значительно отличается от обычно-
го текста. Обычные (линейные) тексты имеют последовательную
структуру и предусматривают их чтение слева направо и сверху вниз.
Технология обработки речи является многоплановой проблемой,
охватывающей широкий круг задач. В их перечень прежде всего вхо-
дят распознавание и синтез речи. Распознавание речи преобразует ее в
текст, открывает возможность использования ее в качестве источника
информации. Обратной распознаванию является задача синтеза речи,
т.е. преобразования текста в речь.
Технология обработки и преобразования сигналов выполняется
при решении многих информационных задач. Сигналы обрабатывают-
ся различными методами (аналоговыми и дискретными). Обработка
сигналов используется в распознавании образов, телеобработке дан-
ных и опирается на методологию искусственного интеллекта.
Технология электронной подписи осуществляется с помощью
идентификации пользователя путем сличения реальной подписи с под-
писью в компьютерной системе, где создается ее электронный шаб-
лон. Он формируется по группе подписей одного и того же лица.
Сетевой режим определяется необходимостью быстрой передачи
информации и оперативного взаимодействия пользователей. Любая сеть
характеризуется множеством связанных друг с другом систем, уз-
лов, элементов. Первоначально сетевой режим возник для передачи
данных. Затем он стал использоваться как эффективное средство рас-
пределенной обработки данных. Особенности сетевого режима связа-
ны с архитектурой сети.
Обработка данных в пакетном режиме означает, что каждая
порция несрочной информации (как правило, в больших объемах) об-
рабатывается без вмешательства извне, например, формирование от-
четных сводок в конце периода. Этот режим называют еще фоновом.
Фоновой режим запускается, когда свободны ресурсы вычислитель-
ных систем. Он может прерываться более срочными и приоритетными
процессами и сообщениями, по окончании которых возобновляется
автоматически.
Режим реального времени – это технология, которая обеспечива-
ет такую реакцию управления объектом, которая соответствует дина-
мике его производственных процессов. Время реакции играет
доминирующую роль. Оно может измеряться секундами, минутами,
часами. На основе таких технологий создаются системы реального
времени, которые более сложны и дороги в реализации. В системах
реального времени обработка данных по одному сообщению (запро-
су) завершается до появления другого. Этот режим применяется для
объектов с динамическими процессами. Например, обслуживание кли-
ентов в банке по любому набору услуг должно учитывать допустимое
время ожидания клиента, одновременное обслуживание нескольких
клиентов и укладываться в заданный интервал времени (время реак-
ции системы).
Режим разделения времени – технология, которая предусматри-
вает чередование во времени процессов решения разных задач в од-
ном компьютере. В режиме разделения времени для оптимального
использования ресурсы компьютера (системы) предоставляются сра-
зу группе пользователей (или их программам) циклично, на короткие
интервалы времени.
Интерактивный режим осуществляется в системах реального
времени. Он может использоваться для организации диалог (диалого-
вый режим). Интерактивный режим – это технология выполнения об-
работки или вычислений, которая может прерыватьсядругими
операциями. Время взаимодействия или прерывания является настоль-
ко малым, что пользователь может работать с системой практически
непрерывно. Во время взаимодействия вычислительных процессов в
сети осуществляются транзакции. Транзакции – это короткий во вре-
мени цикл взаимодействия (объектов, партнеров), включающий зап-
рос, выполнение задания (или обработку сообщения), ответ.
Диалоговый режим – технология взаимодействия процессов ре-
шения задач со скоростью, достаточной для осмысления и реакции
пользователей. Наиболее характерный пример диалога – взаимодей-
ствие с базой данных. Диалог в сетевых системах основывается на
интерактивном режиме.