Режимах

Организация информационных технологий в различных

УПРАВЛЕНИЯ

ЛЕКЦИЯ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ

Основные вопросы лекции:

1. Организация информационных технологий в различных режимах.

2. Интегрированные информационные технологии.

3. Новые информационные технологии в управленческой деятельности.

Информационная технология – это системно-организованная

последовательность операций, выполняемых над информацией с ис-

пользованием средств и методов автоматизации. Операциями являют-

ся элементарные действия над информацией.

Процедура передачи информации включает кроме самой переда-

чи операции ввода данных в систему, в сеть, преобразования из циф-

ровой формы в аналоговую и наоборот, операции вывода сообщений,

контроль ввода и вывода, защиту данных. Процедуры обработки ин-

формации являются главными в информационных технологиях. Ос-

тальные процедуры носят вспомогательный характер. Процедура

анализа, прогноза, принятия решений – это наиболее сложная, ин-

теллектуальная процедура выполняется человеком на базе подготов-

ленных данных, знаний, их моделей, правил работы со знаниями и

моделями, альтернативных решений.

Работа с базами данных наиболее распространенная и эффек-

тивнее всего реализуется в конфигурации «клиент-сервер». Клиент-

сервер – это модель взаимодействия компьютеров в сети. Как правило,

компьютеры в такой конфигурации не являются равноправными. Каж-

дый из них имеет свое, отличное от других, назначение, играет свою

роль.

Технология формирования документов включает процессы со-

здания и преобразования документов. Их обработка заключается во

вводе, классификации, сортировке, преобразовании, размещении, по-

иске и выдаче информации пользователям в нужном формате. Обра-

ботке подлежат документы, понятные человеку и компьютерной система.

Технология обработки изображений в общем виде строится на

анализе, преобразовании и трактовке изображений. Сначала изобра-

жения вводятся через видео или другие устройства. В результате ска-

нирования изображения вводится большой объем информации.

Видеотехнология строится на разработке и демонстрации движу-

щихся изображений, что открыло широкие возможности в возникно-

вении мультисреды. Видеотехнология применяется для создания

видеосюжетов, фильмов, деловой графики и др.

Технология визуализации – процесс многооконного представле-

ния данных в виде изображений (обратный сжатию). Визуализация

позволяет преобразовать любой тип данных в разноцветные движущи-

еся или неподвижные изображения.

Технология виртуальной реальности используется в конструк-

торской, рекламной деятельности, в создании мультипликационных

фильмов. Этот процесс именуется мультипликацией.

Обработка изображений как направление связано с развитием

электронной техники и технологий. При обработке изображений тре-

буются высокие скорости, большие объемы памяти, специализирован-

ное техническое и программное оснащение. Изображения относятся к

разного рода объектам, выделению их контуров, перемещению, рас-

познаванию и т.д.

Обработка текстов является одним из средств электронного

офиса. Наиболее трудоемким является ввод текста; следующими эта-

пами являются подготовка текста, его оформление и вывод. При рабо-

те с текстами пользователь должен иметь разнообразные функции

(инструментарий), повышающие эффективность и производительность

его деятельности.

Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных про-

грамм в составеэлектронного офиса и дополняется рядом аналити-

ческих возможностей. Работа с электронной таблицей позволяет

вводить и обновлять данные, команды, формулы, определять взаимо-

связь и взаимозависимость между клетками, данными в виде функ-

ций, аргументами которых являются записи в клетках. В клетках таблицы

могут размещаться записные книжки, календари, справочники, спис-

ки мероприятий.

Гипертекст формируется в результате представлений текста как

ассоциативно связанных блоков информации. Ассоциативная связь –

это соединение, сближение представлений, смежных, противополож-

ных, аналогичных и т.д. Гипертекст значительно отличается от обычно-

го текста. Обычные (линейные) тексты имеют последовательную

структуру и предусматривают их чтение слева направо и сверху вниз.

Технология обработки речи является многоплановой проблемой,

охватывающей широкий круг задач. В их перечень прежде всего вхо-

дят распознавание и синтез речи. Распознавание речи преобразует ее в

текст, открывает возможность использования ее в качестве источника

информации. Обратной распознаванию является задача синтеза речи,

т.е. преобразования текста в речь.

Технология обработки и преобразования сигналов выполняется

при решении многих информационных задач. Сигналы обрабатывают-

ся различными методами (аналоговыми и дискретными). Обработка

сигналов используется в распознавании образов, телеобработке дан-

ных и опирается на методологию искусственного интеллекта.

Технология электронной подписи осуществляется с помощью

идентификации пользователя путем сличения реальной подписи с под-

писью в компьютерной системе, где создается ее электронный шаб-

лон. Он формируется по группе подписей одного и того же лица.

Сетевой режим определяется необходимостью быстрой передачи

информации и оперативного взаимодействия пользователей. Любая сеть

характеризуется множеством связанных друг с другом систем, уз-

лов, элементов. Первоначально сетевой режим возник для передачи

данных. Затем он стал использоваться как эффективное средство рас-

пределенной обработки данных. Особенности сетевого режима связа-

ны с архитектурой сети.

Обработка данных в пакетном режиме означает, что каждая

порция несрочной информации (как правило, в больших объемах) об-

рабатывается без вмешательства извне, например, формирование от-

четных сводок в конце периода. Этот режим называют еще фоновом.

Фоновой режим запускается, когда свободны ресурсы вычислитель-

ных систем. Он может прерываться более срочными и приоритетными

процессами и сообщениями, по окончании которых возобновляется

автоматически.

Режим реального времени – это технология, которая обеспечива-

ет такую реакцию управления объектом, которая соответствует дина-

мике его производственных процессов. Время реакции играет

доминирующую роль. Оно может измеряться секундами, минутами,

часами. На основе таких технологий создаются системы реального

времени, которые более сложны и дороги в реализации. В системах

реального времени обработка данных по одному сообщению (запро-

су) завершается до появления другого. Этот режим применяется для

объектов с динамическими процессами. Например, обслуживание кли-

ентов в банке по любому набору услуг должно учитывать допустимое

время ожидания клиента, одновременное обслуживание нескольких

клиентов и укладываться в заданный интервал времени (время реак-

ции системы).

Режим разделения времени – технология, которая предусматри-

вает чередование во времени процессов решения разных задач в од-

ном компьютере. В режиме разделения времени для оптимального

использования ресурсы компьютера (системы) предоставляются сра-

зу группе пользователей (или их программам) циклично, на короткие

интервалы времени.

Интерактивный режим осуществляется в системах реального

времени. Он может использоваться для организации диалог (диалого-

вый режим). Интерактивный режим – это технология выполнения об-

работки или вычислений, которая может прерыватьсядругими

операциями. Время взаимодействия или прерывания является настоль-

ко малым, что пользователь может работать с системой практически

непрерывно. Во время взаимодействия вычислительных процессов в

сети осуществляются транзакции. Транзакции – это короткий во вре-

мени цикл взаимодействия (объектов, партнеров), включающий зап-

рос, выполнение задания (или обработку сообщения), ответ.

Диалоговый режим – технология взаимодействия процессов ре-

шения задач со скоростью, достаточной для осмысления и реакции

пользователей. Наиболее характерный пример диалога – взаимодей-

ствие с базой данных. Диалог в сетевых системах основывается на

интерактивном режиме.