Биосоциальные основы поведения

 

Этот вопрос в сущности, сводится к следующему: рождается ли человек «безморальным», и только воспитание прививает ему принципы морали, или же человек появляется на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо, и что плохо. Нельзя сводить целиком человеческую мораль к врожденным программам (редукционизм), поскольку она продукт длительного социального развития, культуры (в том числе – религии), однако следует признать, что многие признаки, присущие человеку, генетически обусловлены. Эти поведенческие признаки рассматриваются в настоящее время с позиций биоэтики.

Биоэтика, или сложные поведенческие программы, присущие животному миру, рассматриваются как естественное обоснование человеческой морали. Поведение животных рассматривается в рамках специальной науки – этологии. Этологи открыли у животных большой набор инстинктивных запретов, необходимых и полезных в общении с сородичами.

Впервые глубокий анализ поведенческих программ животных провел в своей книге «Агрессия» выдающийся австрийский этолог Конрад Лоренц. К. Лоренц рассматривает мораль животных как создание естественным образом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения в определенных случаях, возникающих при общении с себе подобными. То есть в тех случаях, когда проявление инстинкта может оказаться вредным, вводится в действие механизм его торможения. Интересно, что аналогичным образом происходит и культурно-историческое развитие человеческого общества. Действительно, важнейшие требования моральных заповедей в большинстве своем не предписания, а запреты.

Врожденные запреты создаются под жестоким давлением отбора ради выполнения задачи сохранения вида. К важнейшим из таких запретов относятся следующие:

1) «не убей своего»,

2) «нельзя нападать неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки» – этот запрет непосредственно вытекает из предыдущего;

3) у хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своими. У «слабо вооруженных природой» существ, к которым относится и человек, этот врожденный запрет развит плохо.

4) «нельзя бить того, кто принял позу покорности» – этот запрет также более всего выражен у сильно вооруженных животных (в основном хищников). Более слабое, проигравшее в схватке животное останавливает победителя, подставляя ему самое уязвимое место. (Сходная ситуация встречается у людей – «на бей!»).

5) «победа с тем, кто прав»; животное, защищающее свою территорию, свою нору, самку, детенышей, чаще выигрывает в конфликте даже у более сильного и агрессивного соперника. Это происходит не только потому, что противник заранее психически ослаблен. Его агрессивность также сдерживается запретом. Аналоги этого запрета в человеческом обществе – неприкосновенность жилища, личной жизни и имущества.

Разумеется, у животных возможны и сбои, поломки этого врожденного механизма. Такое животное, по существу, «выродок» становится опасным для своих сородичей.

К. Лоренц пишет, что можно лишь пожалеть, что человек не имеет «натуры хищника», поскольку большая часть опасностей, которые ему угрожают, происходят от того, что по натуре он сравнительно безобидное и всеядное существо, и у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убить крупное животное. Именно поэтому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают сильных животных от применения оружия против сородичей.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как иммунология и биохимия помогают установить родство человека с другими видами отряда приматов?

2. Можно ли сказать, что человекообразные обезьяны являются предками человека? Поясните Ваш ответ.

3. Перечислите основные доказательства единства происхождения человечества.

4. Правильно ли такое понимание человеческой эволюции, когда каждый предыдущий вид наших предков дает начало следующему виду, а тот следующему, пока дело не доходит до современного человека? Поясните Ваш ответ.

5. Изложите гипотезу широкого моноцентризма.

6. Опишите кратко историю формирования рас.

7. Объясните понятия расы, этноса, нации. Какие понятия связаны с биологическими особенностями, а какие - с социально-культурными?

8. Как проявляются факторы эволюции по отношению к человечеству в настоящее время? Какие эволюционные факторы при этом наиболее существенны?

9. В чем заключаются процессы грацилизации и акселерации?

10. Что такое биоэтика?

11. Что изучает этология?

12. Что подразумевается под биосоциальными основами поведения человека?

13. Что такое «мораль животных»?

 

Литература

 

1. Общая биология //под общей ред. акад. В.К.Шумного, проф. Г.М. Дымшица, проф. А.О. Рувинского, 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.

  1. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.

3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 1998.

4. Вартбург М. Чьи же мы потомки, в конце-то концов? - «Знание — сила», 2001, № 10.

5. Ефремов К. СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека. -«Знание — сила», 2001, № 6.

  1. Силкин Б. Наше генеалогическое древо сотрясается.- -«Знание — сила», 2001, № 6.