Управление риском

Управление риском – процесс обеспечения устойчивости предприятия, его способности противостоять неблагоприятным ситуациям.

По своему содержанию процесс управления рисками включает в себя:

· анализ риска (обнаружение областей повышенного риска, оценка степени риска);

· прогноз наступления рисковых событий;

· анализ приемлемости данного уровня риска для предприятия (предпринимателя);

· оценку возможности снижения уровня риска;

· разработку в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска (выбор методов воздействия на риск);

· оценку целесообразности вариантов снижения риска – принятие решений;

· непосредственное воздействие на риск;

· принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба, в случае, когда рисковое событие произошло;

· контроль и корректировку результатов процесса управления риском.

Главные причины неопределенности, а, следовательно, и риска – это незнание, случайность и противодействие. Отсюда главные направления борьбы с риском:

· повышение информационной обеспеченности;

· компенсация риска;

· активное воздействие на факторы риска.

1. Повышение информационной обеспеченностивключает в себя сбор дополнительной информации, прогнозирование, создание информационных служб, систем мониторинга. Информационное обеспечение процесса управления риском служит не только в качестве источника данных для анализа риска, но и само по себе является важным средством снижения уровня риска. Полученная информация должна быть достоверной, полной и своевременной.

2. Методы компенсации рискавключают в себя:

А ) избежание, уклонение или отказ от риска;

Б ) принятие риска;

В ) снижение степени риска.

А. Избежание риска – это исключение для предприятия контактов с собственностью, видом деятельности или лицами, с которыми этот предполагаемый риск связан. Такой способ реакции на вероятный риск является наиболее простым и радикальным. Избежание риска применимо в отношении наиболее серьезных и крупных рисков. В настоящее время в условиях динамично меняющейся рыночной экономики становится экономически неэффективно избегать риска. Одно из главных правил поведения современного предпринимателя гласит: «Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня». Уклонение от риска, как отмечают многие исследователи, в долгосрочной перспективе ведет к сокращению масштабов деятельности.

Б. Принятие риска на себя – это непринятие мер по защите от него. Многие регулярные мелкие риски предприятия сознательно принимают на себя, периодически списывая потери. Такая политика возможна только в отношении рисков, защита от которых стоит дороже вполне предсказуемых потерь. При возникновении реальных потерь, последние покрываются либо из специальных резервных фондов, либо из любых ресурсов предприятия, оставшихся после потерь. Если ресурсов недостаточно, то происходит сокращение бизнеса. При принятии риска стает вопрос о его приемлемом уровне. Управленческое решение должно быть равноудалено как от авантюры, так и от перестраховки и тем самым должно содержать в себе определенный уровень риска. Определение этого уровня, умение успешно, расчетливо рисковать, дает предпринимателю значительные преимущества.

Правомерным можно считать риск при одновременном наличии следующих четырех условий:

· риск должен соответствовать значению той цели, для которой он предпринимается.

· цель эта не может быть достигнута обычными не рискованными средствами.

· риск не должен переходить в заведомое причинение ущерба.

· объектом риска, как правило, должны являться материальные, вещественные факторы, но не жизнь и здоровье человека.

Нарушение хотя бы одного из этих условий исключает правомерность риска.

В. Снижение степени риска включает в себя такие методы, как:

· анализ финансовой состоятельности и платежеспособности заемщика, а также получение залога или других видов гарантий выполнения условий кредитного соглашения;

· распределение риска между участниками проекта;

· страхование; самострахование; создание системы резервов;

· предупредительные организационно-технические мероприятия;

· диверсификация – увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п.;

· хеджирование – операция купли-продажи специальных финансовых инструментов, с помощью которой (полностью или частично) компенсируют потери от изменения стоимости или денежного потока, олицетворяемого с хеджируемой сделкой (статьей); хеджерские операции обычно выполняются в отношении сделок с товарами, валютой или ценными бумагами.

3. Активное воздействие на факторы рискахарактерно для современного стратегического управления.

Одно из наиболее важных направлений количественной оценки предпринимательских рисков – оценка финансового состояния предприятия. Это направление тем более важно, что в конечном итоге, все рассмотренные выше типы рисков приводят к двум основным видам риска для предпринимателя:

- риску прямых финансовых потерь (потери средств, вложенных в предприятие),

- риску снижения доходности (уменьшения реальной отдачи от вложенных средств по сравнению с ожидаемой величиной).

Реальные изменения доходности, убытков и сопутствующие им изменения в деятельности предприятия фиксируются в финансовой и управленческой документации. Поэтому – это одно из самых доступных направлений относительной оценки риска, как для предпринимателя – владельца предприятия, так и для его партнеров и контрагентов.

Следует заметить, что оценка риска и принятие решений в условиях риска имеет не только объективную, но и субъективную (психологическую) составляющую. В связи с этим управление риском не может быть сведено только к формальным вычислениям, оно выступает сегодня не только как наука, но и как искусство.