XIV_XVII вв.

1. Прорыв человечества в новое время

Возвышение Москвы, освобождение Руси от монгольских завоевателей совпало по времени с важными изменениями в Европе и мире. В 1453 г. Константинополь был завоеван турками-османами. Перестала существовать крупнейшая империя Средневековья — Византия. Русь, таким образом, оставалась единственным крупным самостоятельным православным обществом. В 15-16 вв. Европа переживала эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. Колумб открыл Америку. В Европу хлынуло американское серебро, инициировавшее в старом свете так называемую «революцию цен», развитие торговли, становление промышленной реальности. Стало выгодным и возможным изготовление продуктов для продажи на рынке. Центры экономической жизни переместились из Средиземноморья на Атлантическое побережье, в Антверпен, а затем в Амстердам. Расцвели торговые и промышленные города. Одновременно в Европейских странах развернулось движение за реформирование католической церкви. С резкой критикой Римской церкви выступили чех Ян Гус (1373-1415), немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546), женевский проповедник Жан Кальвин (1509-1564) и другие. Реформаторы требовали демократизации церкви, возвращения к Библии как источнику христианского вероучения. Они переводили священное писание на национальные языки. М. Лютер предлагал упростить церковную службу, отменить многочисленные праздники, отвлекавшие христиан от трудов праведных, распустить нищенствующие монашеские ордена, превратившиеся, по его мнению, в настоящих паразитов на теле народа. Новая религиозная идея не осуждала труд и накопление богатства. Наоборот, люди, добившиеся успеха, объявлялись угодными Богу. Лютеранская община в Германии росла быстро и стала именоваться протестантской церковью (название произошло от документа — Протеста — подписанного немецкими князьями в поддержку Лютера). Несомненно, протестантская идея пробуждала дух предпринимательства. Таким образом, в 15-16 веках в Европе активно развивался процесс ломки традиционного средневекового строя жизни и формирования промышленной реальности с её специфическими ментальными, политическими и социально-экономическими институтами. Набирали силу институты рыночной частной собственности, формировались национальные и европейские рынки, росли мануфактуры, обозначились органы городского самоуправления и сословного представительства.

2. Возвышение Москвы

Развитие Руси в 15-16 вв. шло в другом направлении. Московские князья прекрасно усвоили «уроки» монгольских ханов. Их правление всё более приближалось к деспотическому. Дмитрию Донскому наследовал его старший сын Василий I 1389-1425. Борьба Москвы с Новгородом. В 1408 г. Москву осадил Едигей. Откупились. Против Василия II выступил его дядя Юрий (Галицкий). Он дважды захватывал Москву, но не мог там удержаться. Василий Косой был ослеплен. Василий II попал в плен к татарам. Откупился. Шемяка захватил и ослепил московского князя и сослал в Углич. В 1447 г. войска Василия II (Темного) вступили в Москву. Шемяка бежал в Новгород.

Московский князь Иван III (1462-1505) женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог и тем самым показал, что Московия является наследницей Великой империи. Иван понимал под объединением Руси подчинение земель воле московского князя. Надо отметить, что он располагал уже значительными территориями, а, следовательно, и властью. Площадь Московского княжества за 150 лет увеличилась в 20 раз и составила к середине 15 века 400 тыс. кв. км.

Иван III сократил дань Орде почти вдвое, а с 1475 г. вообще перестал платить. Иван III разорвал грамоту хана Ахмата с требованием дани за прошлые годы. Ахмат двинулся на Москву. Семью и казну Иван III убрал из Москвы. Войско татар и русских стояли друг против друга на реке Угре с лета до ледостава. Татары так не решились нападать и ушли. Иван III совершил три карательных похода на Новгород, два похода на Тверь. При Иване III было три орды: Золотая, Казанская и Крымская. В 1395 г. Тамерлан не дошел до Оки и от города Ельца повернул назад.

Вместе с тем, отсутствие весомых экономических оснований (единого рынка, выгодных обменных отношений, развитых коммуникаций, ремесленных городов и т.п.) осложняло процесс государственной централизации, не выводило его за рамки феодальной традиции, опиравшейся на войны, насилие, подчинение, внеэкономическое определение государственных центров и тому подобное. Подобного типа централизация грозила провинциализацией прежде всего торгово-ремесленным городам. Вот почему, скажем, Новгород так долго сопротивлялся подчинению Москве. Новгородская аристократия ориентировалась на Запад. Московский князь пытался расколоть новгородскую общину популистскими обещаниями. В 1478 г. Новгород был покорён московскими войсками и потоплен в крови. Убитые и пленные составили почти половину населения города. Возглавлявшая оборону жена новгородского посадника Марфа Борецкая была пленена и казнена. Новгород заселялся московскими купцами. Земли новгородских бояр и епархии были конфискованы и переведены в фонд московского государя, а также розданы московским дворянам (служилым людям при дворе князя). Появляется не только новое сословие - дворяне, но и новая для Руси форма землевладения поместье — временное, обусловленное несением государственной службы земельное держание. Помещики, естественно превратились в основную опору правителей. Связанные военной службой дворяне должны были кормиться со своих земель, обеспеченных рабочей силой. Вот почему поместное право с неизбежностью дополнялось крепостным правом. В1497 г. право перехода крестьян от одного помещика к другому ограничивалось двумя неделями вокруг христианского праздника осеннего Юрьева дня. Так начиналось введение на Руси крепостного права, сутью которого было лишение крестьян личной свободы и экономической самостоятельности. Через 150 лет, в середине 17 века, крепостное состояние крестьян станет полным, наследуемым социальным статусом, практически идентичным рабству. Крепостного крестьянина помещик мог женить по своему усмотрению, продать, наказать и даже убить.

В 1480 г. Иван III перестал выплачивать дань монголам. В 1484-1485 годах была покорена Тверь, в 1489 г. к Московии присоединены отдельные волжские земли. Всё это позволило Ивану III принять титул «Государя всея Руси». Единое Московское государство было, в основном, создано. Сложилась новая, по сравнению с удельным периодом, социальная структура общества. На вершине социальной пирамиды находился московский великий князь, знатные сословия — бояре и дворяне, церковные иерархи. В её основании расположились купцы, ремесленники, крестьяне (смерды) и потерявшие свободу холопы. Место каждого сословия в государстве определял всесильный князь. В 1497 г. Иван III составил единый судебник для Московии. Бывшие удельные княжества превратились в уезды-регионы, подчинённые Москве и возглавлявшиеся наместниками великого князя. Государственная машина не была ещё вполне отлаженной, поэтому наместники не получали жалования, а «кормились», то есть жили за счёт подношений и части судебных пошлин с местного населения. Наместники наделялись разными полномочиями.

Московский государь пытался подняться над всеми сословиями. Создаётся суд великого князя. В 5 раз снизились судебные пошлины и составили 10% от стоимости разбираемого дела. Взятки (посулы) были запрещены законом. Боярский суд на местах ставился под контроль московских государственных людей (дьяков) и представителей местного населения («лучших», то есть известных в округе людей). Церковный суд ограничивался. Смертная казнь устанавливалась за разбой, убийство господина, поджоги, святотатство, подстрекательство к бунту. Суровые наказания (битие кнутом) вводились за попытку приватизации княжеской земли. Нарушителей границ частного крестьянского владения наказывали штрафом. Таким образом, московский князь, ограничивая права сословий, начинает путь к единодержавию. Дворянство, видимо не стало ещё массовым сословием, поэтому его социальный статус не определён.

Велико было желание московского государя поставить церковь под свой контроль. Иосиф Волоцкий отстаивал право монастырей на земельную собственность. Нестяжатели (Нил Сорский) проповедовали нестяжательский образ жизни и отрицали право монастырей на душевладение. Иван Ш сжигал в клетке еретиков. Князь подключился к дискуссии по внутрицерковным делам. Инициатором спора выступил Нил Сорский, духовный наставник так называемых нестяжателей. Он осуждал стремление официальной церкви к роскоши, богатству, душевладению, проповедовал аскетизм христианской жизни, праведность трудового подвижнечества монахов, идею о независимости церкви от государства. Оппонентом Нила Сорского выступил настоятель Волокаламского монастыря Иосиф Волоцкий. Его идеалом была сильная богатая церковь, союзником которой нарекалась государственная власть. Именно среди иосифлян (так стали называть последователей Волоцкого) была поддержана идея о «Москве как третьем Риме». Верховная власть, не заинтересованная в сильной церкви, поддержала нестяжателей и, прикрываясь их идеалами, пыталась осуществить секуляризацию (отчуждение) монастырских земель. Однако пока это было ей не под силу. Правление Ивана III отмечено укреплением союзнических отношений с европейскими странами; русские посольства впервые посетили Италию и другие европейские страны. Вместе с Софьей Палеолог на Русь прибыли архитекторы, художники. В Москве строились Успенский и Благовещенский соборы. Появилась первая казённая мануфактура — Пушечный двор. Новая технология изготовления пушек из бронзы потребовала изыскательских геологоразведочных работ. Начинается разработка Уральских руд.

Иван III принимает новую государственную символику. Место Георгия Победоносца с его копьём, который остался символом Москвы, занимает византийский двуглавый орёл, распростёрший крылья на Запад и Восток. К 16 веку в России (это название появилось в конце 15 века) проживало 7 млн. человек. Плотность населения была в 2- 6 раз ниже европейской и составляла 5 человек на 1 квадратный километр. Только 2% населения проживало в городах, которых насчитывалось около 170. Но лишь в 16 городах было по 500 дворов. В Москве проживало около 100 тысяч человек, в Пскове и Новгороде – по 30 тысяч. Практически на протяжении всего 16 в. Московия расширялась территориально. В 1510 году к Москве был присоединён Псков. В 1514 г. Смоленск был отвоёван у Литвы. В честь этого события в Москве построили Новодевичий монастырь, куда была перевезена икона Смоленской Богоматери. В 1521 г. Рязанское княжество прекратило независимое существование. Объединение русских земель, в основном, завершилось. После проникновения в Сибирь в середине 17 века русские цари управляли самым большим в мире государством (1,5 млн. кв. км.). За 150 лет России пришлось провести более 160 войн с иноземными вооруженными силами Швеции, Литвы, Ливонии, Монголии. Это вынуждало содержать огромную армию. Разрасталось служилое сословие. В Московском государстве 16-17 веков усиливалось значение армии, всеобщего подчинения, закрепощения, а также централизации власти. Страна всё больше становилась похожей на военный лагерь. Всякие ростки гражданского общества, свободомыслия искоренялись. Ограничениям подвергалась частная собственность и частные собственники. В 16 в. царская власть максимально приблизилась к деспотии. Достаточно вспомнить деятельность московского великого князя Ивана IV Грозного (1547-1584 гг.). В 17-летнем возрасте он венчался на царство, переняв титул «царя» у византийских императоров и монгольских ханов.

При Иване III были сооружены стоящие до наших дней кирпичные стены и башни Кремля. Строительство велось более 100 лет. Сын Ивана III умер. Лекарь Леон, прибывший в Москву по рекомендации Папы римского, не смог спасти царевича и лишился головы. Два претендента на трон: от русской жены Елены и от Софьи из Византии. Иван III передал власть сыну Софьи Василию III. Ему было 26 лет. Он устроил смотр русским невестам. Отбирали из 500 девиц. Соломония Сабурова. Детей не было.

Иван III «наложил опалу» на Псков. С третьего захода взял Смоленск. В память об этом событии был построен Новодевичий монастырь. В современной Москве это недалеко от стадиона «Лужники».

Самодержавная идея получила развитие в сочинениях И. Грозного. Главный порок демократии он усматривал в раздорах, проистекавших от индивидуальных прав граждан. Грозный любил повторять фразу из писания: «Горе мужу, которым управляет жена, горе городу, которым управляют многие». По мнению царя, привлечение к власти представителей даже высших сословий (боярства, церкви) неминуемо ведёт к усобицам, изменам, а значит к распаду государства. Практически вся государственная политика Ивана Грозного была направлена на ограничение и ликвидацию прав (вольностей) боярства. В этой борьбе царь опирался на Земский Собор, созванный им впервые в 1549 году. Это было собрание представителей русских земель для обсуждения государственных дел. Земские соборы были популистским прикрытием укрепившегося самодержавия. Выполнив свою задачу, они стали лишними в политической системе и не созывались уже с середины 17 века.

Опираясь на земских деятелей, Иван Грозный в своём Судебнике 1550 г. существенно ограничил имущественные права феодалов — бояр и князей. У них было отнято право определять устройство и порядок деятельности органов местного управления, взимания местных пошлин, освобождения от повинностей и другие льготы. В противовес боярству создаётся новая армия, состоявшая из дворян, военная служба которых становится наследственной, обязательной и поддерживается государём. Дворянам давали поместный оклад в 150-450 десятин земли и жалование 4-7 рублей в год (это столько, сколько имело дохода хорошо работавшее крестьянское хозяйство). Помимо дворянского войска, создавались стрелецкие части, которые формировались из всех желающих , свободных людей. Содержание армии требовало расходов. Вводился новый принцип налогообложения, когда размер податей зависел от размеров землевладения («соха»). Росли единовременные налоги («пищальные», «полоняничные» и тому подобное).

Однако самым мощным ударом по боярству и другим общественным силам, претендовавшим на роль советников царя и активное участие в государственном управлении, стала опричнина — специальный репрессивный режим, нацеленный на укрепление деспотической власти царя. Иван Грозный создал карательные отряды, которые обрушили репрессии на боярство, горожан и другие социальные слои, в которых царь видел угрозу своей единодержавной власти. Страх наводил даже внешний вид опричника. Это был всадник в тёмной одежде, к седлу которого привязывалась собачья голова и метла. Таким образом опричники должны были «вымести» из России всех, неугодных государю. Вся страна была поделена на две части. Обширные территории на западе и юге страны (Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Белев, Малоярославец, Суздаль, Галич и другие города) составили особое царское личное владение. Здесь было создано как бы государство в государстве, со своим судом, Думой. С этих земель насильственно выселялись бояре, не пожелавшие стать карателями. Конфискованные вотчины были пожалованы опричникам на правах условного держания (за службу). Все остальные территории стали называться «земщиной». Земщина содержала и кормила опричников. В 1569 г. опричники совершили карательную экспедицию в Новгород. Расправа с остатками новгородской вольности длилась 40 дней. Из церквей и монастырей были изъяты все ценности. Около 15 тысяч новгородцев было казнено. Подобная террористическая акция была повторена в Пскове. Таким образом, были разграблены наиболее развитые экономические районы России. По законам деспотии сами опричники не могли избежать удела своих жертв. В 1570 г. были казнены вожди опричников А. и Ф. Басмановы, А. Вяземский и другие. Им вменялось в вину связь с новгородскими изменниками. Опричнина стала средством укрепления единодержавия, удельным сепаратизмом ценой огромных жертв, разрушения экономики страны. Опричное войско не смогло предотвратить один из самых опустошительных набегов крымских татар на Москву в 1571 году. В 1572 г. , после семи лет жуткого террора, карательная акция, названная «опричниной», была отменена. Печать греховности лежала на личной судьбе Ивана Грозного. Будучи ещё ребёнком, он вынес свой первый смертный приговор. За свою жизнь он сменил 7 жён, что противоречило православной традиции. В порыве гнева Иван убил своего любимого сына, которому прежде хотел передать власть. Неутешительными были итоги правления Ивана Грозного. Даже военная машина России давала трещины. Поражением закончилась 25-летняя война с Ливонией. Россия так и не получила выхода к Балтийскому морю.

Через 8 дней после погребения первой супруги уже искал себе другую. Не удалось сватовство царя к польской принцессе. Король Сигизмунд-Август не отдал свою сестру. Иван Грозный предавался разврату с Федором Басмановым. В 1563 г. царь захватил у поляков Полоцк. Поляков выпустил с добром, а евреев перетопил в Двине. Грозный брал со своих бояр письменные обязательства не убегать в Литву и иные государства. Заставлял одних поручаться за других, с обязанностью уплатить 10 тыс. рублей в случае измены. В Литву бежали Алексей и Гаврило Черкасские[1].

В конце 1564 г. царь приказал собрать в Москву дворян и детей боярских с женами, выбрав их поименно. 31 декабря 1564 г. Иван Грозный отбыл из столицы. Дворяне последовали за ним. Если у какого знатного человека была красивая жена, то Иван IV распоряжался похитить ее и привезти к нему. Потом женщину отдавали опричникам и возвращали мужу. Опричники насиловали девиц. Митрополит Филип (Колычев) не благословил царя, критиковал его. Грозный сместил митрополита и поставил другого. В 1569 г. Иван начал выводить из Новгорода и Пскова жителей с их семьями: из Новгорода взял 150, из Пскова – 500. В декабре 1569 г. царь предпринял карательный поход на Север: Новгород, Псков, Тверь. Опричники убивали всех подряд. Под Тверью стояли 5 дней. Ограбили всех духовных лиц, начиная с епископа. После Твери устроили погром в Торжке. Убили 1490 человек. В январе 1570 г. опричники дорвались до Новгорода. Нахватали знатных людей, заковали, поставили на правеж. Дворяне из опричнины заковывали знатных новгородцев, а сами захватывали их дома. С января в город приехал сам царь. На другой день перебили всех стоявших на правеже монахов. Всех богатых людей, арестованных ранее, пытали вместе с семьями. Их поджигали специальным составом, выдуманным царем. Опричники волочили арестованных по дороге за санями и швыряли с моста в реку Волхов. Опричники объезжали монастыри, сжигали хлеб, убивали скот, истребляли купеческие товары, разрушали лавки, дома. Последовал страшный голод, мор. Трупы умерших свозили в кучу. Новгородцы превратились в нищих и стали плодить нищие поколения.

Вернувшись из северного похода, царь продолжил зверства в Москве. 25 июля 1570 г. на Красной площади было поставлено 18 виселиц и разложены различные орудия казни: печи, сковороды, острые железные когти (кошки), клещи, иглы, веревки для перетирания тела пополам, котлы с кипящей водой, кнуты и прочее. Нард бежал. Купцы бежали, бросив лавки. Выехал царь с опричниками. За ними вели 300 осужденных на казнь. После пыток люди выглядели ужасно; они едва передвигались на ногах. 180-ти царь даровал жизнь, остальных замучили на площади. На следующий день после насиловали и топили жен казненных[2].

В 1571 г. татары напали на Москву и сожгли все слободы. Иван Грозный бежал из Москвы. Уцелел только Кремль, куда не пускали народа; там сидел митрополит Кирилл с царской казной. Тогда в Москве погибло около 80 тыс. людей. Польский король писал Грозному, что московские цари служили подножкой для ханов, когда те садились в седло. В 1581 г. Иван Грозный побил беременную сноху. На следующую ночь последовал выкидыш. Сын заступился за свою жену, а царь его убил. Неврастеник Иван IV завещал престол полоумному Федору.

Историк Ф.С. Платонов считал, что при Иване IV погибла добрая половина бояр. В 1550 г. в новый двор Грозного отобрали тысячу лучших дворян для службы по Москве. Опричнина охватила полгосударства и разорила все удельные гнезда.

Конец династии рюриковичей наступил со смертью трех сыновей Грозного: Ивана, Федора и Дмитрия. В 1591 г. царевичу Дмитрию перерезали горло. Якобы дело дьяка Битяговского. Битяговского, его сына и племянника убили тут же.

 

 

3. Кризис деспотической монархии. «Смутное время»

Ослабленная вседозволенностью, самодурством Ивана царская семья не смогла дать престолу достойного хозяина. В 1598 г. после смерти сына Ивана Грозного Фёдора престол оказался вакантным. Россия вступила в «Смутное время» то есть «тёмное время» (конец 16-начало 17 веков). В народном сознании оно ассоциировалось с безвластием, отсутствием правителей «царской крови», борьбой боярских кланов за власть, разгулом лихих людей (разбойников), развалом традиционной государственности, иностранной интервенцией, активностью казачества, земщины, самозванством и тому подобным. Однако ослабление центральной деспотической власти необычайно плодотворно сказалось на развитии общественной активности. Возобновились Земские соборы. Роль их выросла, ибо на этих собраниях избирались цари (Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов). Общество и, прежде всего, аристократия приходили к пониманию того, что государственная власть должна носить договорный характер. Были сделаны реальные шаги к общественному договору. Появились популярные лидеры. Достаточно вспомнить князя В. М. Скопин-Шуйского, нижнегородского князя Д. М. Пожарского и К. А. Минина, сыгравших выдающуюся роль в изгнании интервентов, крестьянского вожака И. Болотникова и других. Порой трон занимали «цари» из народа (Лжедмитрии). Вместе с тем борьба различных группировок за власть носила верхушечный характер и не избавляла народ от разорения. В обществе не хватило сил и желания сделать Россию конституционной монархией. Вот почему и народ и аристократия приветствовали решение Земского Собора 1613 г. об избрании царём, без всяких ограничений его власти, Михаила Романова. Легитимность его претензий на трон не вызывала сомнения, ибо он был из боярского рода, связанного с предыдущей династией по линии жены Ивана Грозного — А. Романовой.

Слабоумный Федор (сын Грозного), умер не назначив себе преемника. Осталась его жена Ирина. Она была замужем за Годуновым. Ирина уехала в Новодевичий монастырь. За ней последовал Борис Годунов. Годунов долго не соглашался на царство. Его уговаривали с февраля по сентябрь. Годунов требовал созыва по 8-10 человек от каждого города, чтобы весь народ решил, кого надо избрать царем. После венчания на царство Федора последовала обычная раздача подарков вельможам. Годунов, как брат жены царя Федора, получил Важскую область, луга на берегах Москвы реки, доходы с Рязани, Твери, Торжка, с Северной земли, со всех московских бань. Ежегодный доход Бориса Годунова составлял 93 700 рублей. Он мог выставить стотысячное войско. Борис приказал строить крепости по берегам Волги: Цивильск, Уржум, Саратов[3], Царицын. Астрахань была обведена каменной стеной. В 1584 г. построили Архангельскую крепость, а через два года восстановили Курск.

По мнению В. Ключевского, смуту начало боярство. Борис Годунов перемолчал бояр и был выбран без всяких условий. Этим он дал чрезвычайно фальшивую постановку своей власти. Ему надо было держаться идеи земского избранника, а он старался пристроиться к старой династии. Будто Федор, умирая, вручил царство Годунову. Когда бояре увидели, что Годунов правит не сообща с ними, а как Иван Грозный, они стали тайно действовать против него.

Годунов развелся со своей бесплодной женой и взял себе другую. В 1591 г. Борис прогнал крымского хана от Москвы. Годунов уничтожил Юрьев день. Продолжалась колонизация Сибири. В 1604 г. был заложен Томск. Борис Годунов составил особый отдел войска из иноземцев. Он впервые направил четырех дворян учиться за границу. Никто из них не вернулся. Доносительство друг на друга было в Москве чрезвычайно развито. Три года подряд неурожай. Голод. В Москве погибло 127 тыс. человек. Бориса ненавидели как потомка татарина. Слух о «чудесном спасении» царевича Дмитрия. В 1604 г. Лжедмитрий с поляками и казаками вступил в пределы Московского государства. Годунов заболел и умер. А. Пушкин устами одного из героев своей трагедии сказал о Годунове: «…вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Или в другом месте: «Зять палача и сам в душе палач».

Годунову наследовал его сын Федор, которому было 16 лет. Во время присяги войско заколебалось и присягнуло Лжедмитрию. Шуйский публично заявил, что Годунов послал его убить царевича Дмитрия, но царевич спасся. Толпа убила семью Годуновых. Дочь Годунова, Ксения, лишилась чувств и осталась жива. Гроб Бориса выбросили из Архангельского собора. Лжедмитрий страстно рыдал на могиле Грозного. Бывшая царица Марфа признала сына Дмитрия. Оба рыдали. Отличная игра на публику.