Принятие христианства на Руси

Киевские князья восхищались процветанием Византии, которое они связывали прежде всего с религией греков. Славянское же многобожие ослабляло и без того зыбкое единство государства Рюриковичей, не позволяло Киевской Руси стать частью цивилизованного мира, объединенного монотеистическими религиями — христианством, исламом, иудаизмом и др. В 980 г. киевский князь Владимир Святославович (980-1015) предпринял «языческую реформу», которая предполагала повсеместное насаждение культа Перуна. Реформа не удалась. Племена были слишком привязаны к своим божествам. Владимир в молодости также был ревностным язычником, любил жертвоприношения, заканчивавшиеся шумными пирами. В его гаремах было много жен и наложниц. Однако он понимал, что Русь не могла более оставаться варварской страной. Легенда гласит, что однажды после удачного похода, князь, как обычно приказал принести Перуну человеческую жертву, которая выбиралась по жребию. Жребий пал на сына одного варяга, который к тому времени уже был христианином. Но варяг не отдал сына и надругался над языческими богами. «Бог один,— сказал он, — Творец неба и земли, а ваши боги — дерево (дело в том, что язычники изготовляли статуи своих божеств из дерева и поклонялись деревянным истуканам)». Отец и сын были растерзаны. Но вера в богов, не отомстивших за поругание, была поколеблена.

Владимира посетили религиозные миссии от разных вер и церквей: мусульмане – от волжских болгар, римские католики – из Германии, хазары, проповедовавшие иудаизм, и, наконец, проповедник греческой православной веры. Ислам отбрасывал Россию в круг культуры Ближнего Востока. Римское христианство от немцев делало Россию страной латинской и европейской культуры. Утверждение иудаизма или православного христианства обеспечивало России культурную независимость и от Востока и от Запада. Выгода культурного союза с Византией, с которой у Руси уже имелись тесные связи. Христианство было введено как официальная религия не только в княжеском доме, но и во всем русском народе. Более раннее крещение княгини Ольги такого результата не имело. В 10 в. сложились благоприятные условия для принятия православия из Византии. Русские князья одержали военную победу над империей. В 988 г. Владимир принял крещение по православному обряду, женился на византийской принцессе Анне и сделал православное христианство государственной религией Руси. Православие привлекало правителей Руси тем, что несло понятие о верховной власти, поставленной от бога. Византийские патриархи, в отличие от католических Пап, никогда не оспаривали пальму первенства у светских государей. Укрепление власти было особенно актуально для Владимира, который будучи сыном Великого князя Святослава от ключницы-рабыни Малуши, по представлениям того времени не мог быть законным наследником престола. Крещение Руси было трудным и длительным процессом. В Новгороде, например, людей насильно вталкивали в реку Волхов. После этого долгое время сохранялась пословица «Путята крестил мечом, а Добрыня огнём» (Путята и Добрыня — имена дружинников князя). Из Византии на Русь прибыли священники, миссионеры, просветители. Получила распространение славянская письменность. Появилась русская литература. Продолжалось строительство православных храмов. Владимир вызвал из Византии мастеров, которые построили в Киеве Церковь Пресвятой Богородицы. Церковь назвали Десятинной, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов. Владимир причислен православной церковью к лику святых, а в народных былинах он назван «красным солнышком».

Православие принесло глубокий нравственный переворот в русскую жизнь. Началась общая гуманизация общественных отношений. Владимир Мономарх, например, не осаждал городов по воскресеньям, не воевал в великий пост, что напоминало дни «Божьего мира» в Европе. Люди отказывались от мучительных наказаний (садить на кол и тому подобное). Укреплялись семейно-брачные отношения. Христианство рассматривало семью как священный религиозный союз мужчины и женщины. Многожёнство категорически запрещалось. Княжеские уставы, вслед за церковными, закрепляли положение, по которому законным считался только первый брак, второй разрешался лишь при немощи природной, а третий приравнивался к блуду и строго наказывался. Церковь опекала слабых: нищих, калек, убогих. Утверждалась традиция милосердия. Библейские заповеди несомненно способствовали духовному росту наших предков.