А. Борщов

Еще одним аспектом международно-правового урегулирования вооруженных конфликтов в настоящее время являются так называемые операции по поддержанию мира, или миротворческие операции. Они способствуют прекращению вооруженных конфликтов, снижению числа жертв и разрушений в ходе вооруженных столкновений, как между государствами, так и во внутренних вооруженных конфликтах. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций поддержание международного мира и безопасности должно строиться на базе общепризнанных принципов и норм международного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере четко разграничена.

Генеральная Ассамблея ООН может обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества в этой области и давать в отношении их рекомендации государствам и Совету до или после обсуждения.

Совет Безопасности ООН – важнейший постоянно действующий орган ООН, обеспечивающий международный мир и безопасность. Он является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать действия, превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединенными вооруженными силами государств-членов ООН. Такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе, как в общих интересах», в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу ООН. Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет Безопасности или Генеральная Ассамблея ООН. Для направления их на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого государства.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной Советом Безопасности ООН программе, которая исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира и миростроительства.

Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН.

Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала, как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Устав ООН дает право Совету Безопасности ООН прибегнуть к временным мерам для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Такие меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон и должны быть направлены на предотвращение ухудшения ситуации. Как правило, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации Объединенных Наций.

Операции ООН по поддержанию мира обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, состоящие из невооруженных офицеров, – «голубые береты» и силы по поддержаниюмира, включающие национальные контингенты войск, имеющие легкое стрелковое оружие, используемое только для самообороны – «голубые каски». С 1988 года эти операции стали применяться не только в межгосударственных, но и во внутригосударственных конфликтах.

В межгосударственных конфликтах использовался в основном военный персонал для выполнения функций военного характера, в частности: разъединения противоборствующих сторон в конфликте, создания и патрулирования зон разъединения, буферных и демилитаризованных зон, наблюдения за прекращением огня, за выводом войск, за развитием ситуации, за передвижением вооруженного персонала и оружия в районах напряженности и др.

Во внутригосударственных конфликтах на межнациональной, этнической, религиозной и других почвах операции по поддержанию мира приобрели многофункциональный характер. Помимо военных им стали поручаться функции, связанные с контролем административных органов, организацией и проведением выборов, содействием экономическому и социальному развитию, наблюдением за соблюдением прав человека, оказанием помощи в государственном строительстве и др.

В большинстве случаев операции ООН по поддержанию мира воспрепятствовали эскалации региональных конфликтов и внесли элемент стабильности в опасные ситуации во многих регионах.

Заключение

В военной доктрине Российской Федерации раскрываются задачи и основы применения Вооруженных Сил и других войск, направления и приоритеты их строительства и развития. Военно-экономические основы военной доктрины Российской Федерации определяют своевременное оснащение и материальное обеспечение Вооруженных Сил и других войск эффективными системами и образцами вооружения, военной и специальной техники и имуществом в количествах, необходимых и достаточных для защиты жизненно важных интересов общества и государства. Значительное место в военной доктрине отводится военно-политическому и военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с другими субъектами мирового сообщества. Содержание военной доктрины Российской Федерации не выходит за рамки основных положений международного гуманитарного права.

Профессор военной кафедры

 

 


[1] Имеются в виду древнекитайский государственный и военный деятель Сунь-Цзы («Трактат о военном искусстве», VI-V вв. до н. э.), древнегреческие писатели и историки Ксенофонт («Анабазис», V-IV вв. до н. э.) и Полибий («История», в 40 книгах, II в. до н. э.), древнеримский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь («Записки о галльской войне», I в. до н. э.), византийский военный историк и писатель Псевдо-Маврикий («Стратегикон», VI-VII вв.) и др. На Руси военно-доктринальные положения впервые изложил Владимир Мономах в работе «Поучения» (XI-XII вв.).

[2] ОДКБ – Организация договора о коллективной безопасности; СНГ – Содружество Независимых Государств; ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе; ШОС – Шанхайская организация сотрудничества; ЕС – Европейский Союз; НАТО – Организация Североатлантического договора.

[3] Термин «вооруженный конфликт» был впервые использован в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. – Гаага, 14 мая 1954 г. Он охватывает любую ситуацию, независимо от ее правовой квалификации, в которой две или более сторон противостоят друг другу с оружием в руках.

[4] Комбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон и непосредственно участвующие в боевых действиях, то есть сражающиеся. В международном праве комбатантами признаются военнослужащие сухопутных, морских, воздушных регулярных сил, а также участники иррегулярных вооруженных формирований – военные ополчения, организации Движения Сопротивления, партизанских и добровольческих отрядов. Лица из состава вооруженных сил, которые не принимают участия в боевых действиях, являются некомбатантами (несражающимися). К ним относят интендантский, медицинский, военно-юридический состав, духовный персонал, а также лиц хотя и сопровождающих вооруженные силы, но не входящих в их состав (военные корреспонденты, члены экипажей самолетов гражданской авиации, судов торгового флота, личный состав рабочих команд и т.п.).

[5] См., например, Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.; Договор по исследованию и использованию космического пространства от 27 января 1967 г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия от 11 февраля 1971 г.