Основные положения международного гуманитарного права

Современная военная доктрина Российской Федерации

Современная военная доктрина Российской Федерации утверждена и введена в действие Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146. Она базируется на положениях Конституции РФ, Законе РФ «Об обороне» 1996 г. и занимает центральное место в системе других концептуальных документов, регламентирующих вопросы обороны и обеспечения безопасности страны. К ним относятся:

· «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537);

· «Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2020 г.» (утверждены Указом Президента РФ от 17 августа 2002 г. №1428);

· «Государственная программа вооружения на 2007–2015 гг.» (утверждена Президентом РФ 14 октября 2006 г.);

· «Федеральная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»;

· «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р).

Текст военной доктрины РФ содержит четыре раздела. В первом разделе изложены общие положения военной доктрины. Во втором разделе анализируются военные опасности и военные угрозы Российской Федерации. Третий раздел посвящен военной политике государства, а четвертый – вопросам военно-экономического обеспечения военной безопасности страны.

В общих положениях значительное место отведено терминологии текста военной доктрины. Под военной безопасностью РФ понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз. Термин «военная опасность» трактуется как состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. В свою очередь под военной угрозой в документе понимается состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта.

В разделе дается четкая классификация войн и вооруженных конфликтов современности. Термин «Военный конфликт» подразумевает обобщенную форму разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы, то есть объединяет все виды вооруженного противоборства. Под вооруженным конфликтом понимается вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства.

Далее следуют определения трех видов войн: локальная война – война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств; региональная война – война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны преследуют важные военно-политические цели; крупномасштабная война – война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны преследуют радикальные военно-политические цели.

Под военной политикой подразумевается деятельность государства по организации и осуществлению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Термин «военная организация государства» трактуется как совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, а также части производственного и научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Под военным планированием понимается определение порядка и способов реализации целей и задач развития военной организации, строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения и всестороннего обеспечения.

Во втором – четвертом разделах текста излагаются основы военной доктрины Российской Федерации:

· военно-политические (военно-политическая обстановка, основные угрозы военной безопасности, мероприятия по обеспечению военной безопасности, военная организация, руководство военной организацией государства);

· военно-стратегические (характер войн и вооруженных конфликтов, основы применения Вооруженных Сил и других войск);

· военно-экономические (военно-экономическое обеспечение военной безопасности, международное военно-экономическое и военно-техническое сотрудничество РФ).

Военно-политические основы военной доктрины. К основным внешним военным опасностям государства военной доктриной отнесены:

· стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов блока к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;

· попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;

· развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;

· развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере;

· милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;

· территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;

· распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

· нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;

· применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;

· наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;

· распространение международного терроризма;

· возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников;

· наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.

Внутренними военными опасностями Российской Федерации в настоящее время считаются:

· подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности государства;

· попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

· дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и инфраструктуры страны.

Основными военными угрозами Российской Федерации являются:

· резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;

· воспрепятствование работе систем государственного управления Российской Федерации, нарушения функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;

· создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;

· демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;

· активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Военной доктриной определены мероприятия по обеспечению военной безопасности Российской Федерации. При этом основными задачами по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов определены:

· оценка и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в военно-политической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий;

· нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами;

· поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне;

· поддержание Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в заданной степени готовности к боевому применению;

· укрепление системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках СНГ, ОБСЕ и ШОС, развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными организациями (ЕС и НАТО)[2];

· расширение круга государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права:

· соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений;

· заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а также осуществление мер по укреплению взаимного доверия;

· создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны;

· заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

· участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН и в рамках взаимодействия с международными (региональными) организациями;

· участие в борьбе с международным терроризмом.

В военной доктрине констатируется, что Российская Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил и других войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта является важнейшей задачей Российской Федерации.

Для сдерживания и предотвращения военных конфликтов военной доктриной намечены основные приоритеты развития военной организации Российской Федерации. К ним отнесены:

· совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования;

· развитие мобилизационной базы военной организации и обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и других войск;

· обеспечение необходимой степени укомплектования, оснащения, обеспечения соединений, воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого уровня их подготовки;

· повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала.

При анализе оперативно-стратегических основ в военной доктрине Российской Федерации отмечается, что современные военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей. Далее подчеркивается, что для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружения и военной техники.

В современной военной доктрине дана четкая оценка роли и места ядерного оружия в военных конфликтах. Ядерное оружие, указывается в документе, будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В случае же возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящей под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Военные конфликты характеризуются целями, способами и средствами достижения этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами и способами вооруженной борьбы, применяемыми вооружением и военной техникой. Характерные черты современных военных конфликтов:

· комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

· массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

· расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

· усиление роли информационного противоборства;

· сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

· повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

· создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны боевых действий.

Кроме того, в качестве особенностей современных военных конфликтов в военной доктрине отмечаются: непредсказуемость их возникновения; наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей; возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы; заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации. «Российская Федерация, – подчеркивается в военной доктрине, – считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, для поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами». Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры. Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена ОДКБ как агрессию против всех государств – членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.

В рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового характера Российской Федерацией предусматривается применение высокоточного оружия. Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская Федерация выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования на военные угрозы государствам – членам ОДКБ и решения иных задач, определенных Советом коллективной безопасности ОДКБ. Их применение будет осуществляться в порядке, предусмотренном Соглашением о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности.

Для осуществления миротворческих операций по мандату ООН или мандату СНГ Российская Федерация предоставляет воинские контингенты в порядке, установленном федеральным законодательством и международными договорами государства. В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами страны в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.

Основными задачами Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в мирное время военной доктриной определены:

· защита суверенитета государства, целостности и неприкосновенности его территории;

· стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

· поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующим нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;

· своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;

· поддержание способности Вооруженных Сил и других войск к заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;

· обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов страны и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения противника;

· развертывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации;

· охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;

· оперативное оборудование территории страны и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и подготовка объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;

· защита граждан Российской Федерации за ее пределами от вооруженного нападения;

· участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных организаций, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;

· борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;

· обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;

· борьба с терроризмом;

· подготовка и проведение мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;

· участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

· участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановлении объектов специального назначения;

· участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.

В период непосредственной угрозы агрессии на Вооруженные Силы Российской Федерации возлагаются следующие задачи:

· осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;

· поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;

· участие в обеспечении режима военного положения;

· осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;

· выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооруженное нападение на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.

Главными задачами Вооруженных Сил Российской Федерации в военное время являются:

· отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников;

· нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны страны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей ее военно-экономического и военно-технического потенциалов на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. В качестве других задач военно-экономического обеспечения обороны военной доктриной Российской Федерации определены:

· достижение уровня финансового и материально-технического обеспечение военной организации страны, достаточного для решения возложенных на нее задач;

· оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;

· своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;

· концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;

· интеграция в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, координация военно-экономической деятельности государств в интересах обороны;

· обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

· выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.

Основная задача мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций заключается в заблаговременной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил и других войск, а также в обеспечении государственных нужд и нужд населения в военное время. В перечне других задач мобилизационной подготовки в военной доктрине указываются:

· совершенствование мобилизационной подготовки и повышение мобилизационной готовности Российской Федерации;

· совершенствование нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики и организаций на работу в условиях военного времени;

· подготовка системы управления экономикой к устойчивому и эффективному функционированию в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

· разработка мобилизационных планов экономики государства, его субъектов и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов организаций;

· создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей страны, Вооруженных Сил и других войск, а также нужд населения в военное время;

· создание и подготовка специальных формирований, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие войска при объявлении мобилизации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

· подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации;

· создание, сохранение и обновление запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов;

· создание и сохранение страхового фонда и документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

· подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

· создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления;

· организация воинского учета;

· бронирование граждан на период мобилизации и на военное время;

· организация совместной мобилизационной подготовки органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, имеющих мобилизационные задания, а также обеспечивающих мобилизационные мероприятия по переводу Вооруженных Сил и других войск на организацию и состав военного времени.

Значительное внимание в военной доктрине уделено задачам и приоритетам военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами. В комплекс задач военно-политического сотрудничества включены:

· укрепление международной безопасности и выполнение международных обязательств Российской Федерации;

· формирование и развитие союзнических отношений с государствами – членами ОДКБ и государствами – участниками СНГ, дружественных и партнерских отношений с другими государствами;

· развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации;

· развитие отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях;

· сохранение равноправных отношений с заинтересованными государствами и международными организациями для противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки.

Основными приоритетами военно-политического сотрудничества Российской Федерации в современных условиях являются:

· с Республикой Беларусь – координация деятельности в области развития национальных вооруженных сил и использования военной инфраструктуры; выработка и согласование мер по поддержанию обороноспособности Союзного государства в соответствии с Военной доктриной Союзного государства;

· с государствами – членами ОДКБ – консолидация усилий и создание коллективных сил в интересах обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны;

· с другими государствами – участниками СНГ – обеспечение региональной и международной безопасности, осуществление миротворческой деятельности;

· с государствами ШОС – координация усилий в интересах противодействия новым военным опасностям и военным угрозам на совместном пространстве, а также создание необходимой нормативно-правовой базы;

· с ООН, другими международными, в том числе региональными, организациями – вовлечение представителей Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в руководство миротворческими операциями, в процесс планирования и выполнения мероприятий по подготовке операций по поддержанию мира, а также участие в разработке, согласовании и реализации международных соглашений в области контроля над вооружениями и укрепления военной безопасности, расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил и других войск в операциях по поддержанию мира.

Главной задачей военно-технического сотрудничества Российской Федерации является реализация целей и основных принципов государственной политики в этой области, которые определены федеральным законодательством.

Таким образом, военная доктрина Российской Федерации является основополагающим документом в области оборонного строительства. В ней раскрываются военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические условия, цели, задачи и направления обеспечения военной безопасности государства. Военная доктрина исходит из того, что непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России и ее союзников в настоящее время невелика. Вместе с тем социально-политические, экономические, территориальные, национально-этнические и другие противоречия в международном сообществе обусловливают наличие для страны ряда военных опасностей.

Основными целями, для достижения которых Российская Федерация может использовать военную силу, военная доктрина определяет: защита суверенитета и территориальной целостности государства в случае совершения агрессии против Российской Федерации или ее союзников; проведение операций по восстановлению и поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; пресечение вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия, угрожающих интересам страны и жизни ее граждан.

Международное гуманитарное право – применяемая в период вооруженных конфликтов система правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий. Нормы международного гуманитарного права вступают в действие с началом вооруженного конфликта и прекращаются с общим окончанием боевых действий, а на оккупированной территории – по окончании оккупации.

Война с точки зрения международного права – это исключительное состояние, которое характеризуется тем, что, пока она продолжается, прекращается действие международного права, призванного регулировать отношения между субъектами в мирное время; воюющие руководствуются нормами и принципами права вооруженных конфликтов. Грань между «войной» и «вооруженным конфликтом»[3] весьма условна, хотя такое деление имеет определенное значение для права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

Любая война ведет к качественному изменению состояния общества. Многие государственные институты начинают выполнять специфические функции, порожденные войной. Вся жизнь и весь быт общества, экономика перестраиваются для обеспечения победы над врагом. Усиливается централизация власти, концентрация материальных и духовных сил страны с целью обеспечения победы. При вооруженном конфликте обычно преследуются более ограниченные, чем на войне, политические цели, которые не требуют кардинальной перестройки всего государственного механизма на военные рельсы, а общество в целом не переходит в особое состояние, состояние войны.

Современное международное право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования споров, а сам факт объявления войны рассматривается как агрессия и влечет за собой международно-правовую ответственность. Однако Устав ООН не ограничивает права прибегать к насилию, когда государство осуществляет свое право на самооборону. Это же право закреплено за третьими странами, приходящими на помощь государству-жертве агрессии (право на коллективную самооборону). И, наконец, ООН имеет право потребовать предпринять военные или иные акции для восстановления мира.

Юридический фундамент права вооруженных конфликтов составляют основополагающие принципы международного права:

Принцип Гуманности военная необходимость и поддержание общественного порядка должны сочетаться с уважением к человеку. При ведении военных действий и поддержании общественного порядка необходимо строго придерживаться неизменных норм гуманитарного права.

Принцип Соразмерности – воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника.

Принцип Международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов – лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях, имеют право на уважение, защиту и гуманное обращение.

Принцип Ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения боевых действий – право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным.

Принцип Неприкосновенности – каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности.

Принцип Безопасности личности предполагает, что каждый имеет право и на личную безопасность.

Существует также группа принципов, относящихся к международно-правовой защите жертв вооруженных конфликтов.

Принцип нейтральности имеет свои особенности применения. Так, всегда находятся под защитой медицинские работники. В ответ на гарантированную неприкосновенность медицинский персонал должен воздерживаться от любых враждебных действий по отношению к противнику. Ни одно лицо, выполняющее медицинские функции, не может принуждаться к предоставлению кому бы то ни было какой-либо информации относительно больных и раненых, которые находились или находятся на его попечении. Никто не должен также подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными.

Принцип международно-правовой защиты военнопленных предполагает, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в плену. Ведь пленный находится во власти не войск, захвативших его, а именно государства, которому служат войска. Государство несет ответственность за лиц, захваченных им в плен, а на оккупированной территории – за поддержание общественного порядка и функционирование общественных служб. Жертвы конфликтов должны быть обеспечены международной защитой, так как они лишены естественной защиты.

Принцип ограничения по лицам.Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. «Право Гааги» основано на строгом различении между комбатантами и некомбатантами[4]. В то время как первые по своему характеру являются объектами войны, вторые не должны быть вовлечены в военные действия и, по сути, даже не имеют права принимать в них участие.

Принцип ограничения по объектам нападения предусматривает запрет на: нападение на не обороняемые местности; совершение каких-либо враждебных актов, направленных против зданий, где расположены благотворительные учреждения, и тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; нападение на установки и сооружения, если таковое может вызвать высвобождение опасных для гражданского населения сил; грабежи.

Принцип ограничения средств и методов ведения военных действийпредполагает запрещение на использование против кого бы то ни было оружия или методов ведения военных действий, способных причинить излишний вред или чрезмерные страдания. Он не допускает нападения неизбирательного характера. Поэтому запрещается использование: оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние страдания; методов или средств ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде; голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Запрещается также применять военные действия, основанные на вероломстве.

Среди международно-правовых актов, регламентирующих поведение государств и других участников во время вооруженных конфликтов, находятся:

· Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны, об обращении торговых судов в военные и др.;

· Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны (об обращении с военнопленными, об улучшении участи раненых и больных, о защите гражданского населения и др.), которые впервые распространили правила ведения войны на национально-освободительные и гражданские войны, признали права сражающихся с оружием в руках за партизанами и участниками движения сопротивления;

· Два Дополнительных протокола 1977 г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и жертв конфликтов немеждународного характера.

В число основополагающих международно-правовых актов, запрещающих некоторые средства ведения войны, входят:

· Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

· Женевский Протокол 1925 г. о запрещении применения химического и бактериологического оружия;

· Конвенция о запрещении разработки и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

· Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г.

Международное гуманитарное право содержит принципы, целью которых является предотвращение или ослабление разрушительного воздействия вооруженной борьбы:

· право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;

· запрещается нападать на гражданское население как таковое;

· следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.

Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям 1949 г. запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинять излишние повреждения или страдания, либо делающие смерть сражающихся неизбежной, а также средства и методы, ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей. Вместе с тем, в международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы применение ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его пространственного распространения[5]. Не выработано и универсальных норм, исключающих возможность применения так называемыхновых видов оружия массового уничтожения (радиологического, инфразвукового, лучевого и т.п.).

Большое значение в праве о вооруженных конфликтах придается защите гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения, таких как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой, а также ирригационные сооружения. Особое внимание в международных правовых актах уделяется защите установок и сооружений, содержащих опасные силы, а именно плотин, дамб и атомных электростанций. Запрещается также применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. К объектам, нуждающимся в правовой защите во время вооруженных конфликтов, относятся храмы, здания, служащие целям науки, искусства и благотворительности, исторические памятники и т.п., но при условии, чтобы они не служили одновременно военным целям.

Запрещается отдание приказа «не оставлять никого в живых» или вести военные действия на такой основе, уничтожать солдат, сложивших оружие, подвергать нападению членов экипажа, покидающих на парашютах терпящий бедствие самолет и т.п. Однако это не относится к спускающимся на парашютах воздушно-десантным войскам: на них можно нападать, когда они находятся в воздухе. Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству, под которым понимаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту согласно нормам международного права. Вместе с тем международное право не запрещает использование военной хитрости с целью ввести противника в заблуждение, побудить его действовать опрометчиво, например, посредством маскировки, ложных операций и дезинформации.

В международном праве содержится специальное правило, запрещающее незаконное использование отличительных эмблем Красного Креста, Организации Объединенных Наций, а также флагов, эмблем, форменной одежды нейтральных стран или государств, не участвующих в конфликте. Использование эмблем не по назначению предосудительно тем, что такие действия подрывают доверие к эмблеме и усиливается опасность, что после этого эмблема не будет уважаться и при ее законном использовании.

Соблюдение норм международного гуманитарного права возможно только при твердом знании военнослужащими его норм и умении их применять при подготовке и в ходе боевых действий. В результате подготовки военнослужащие должны:

· солдаты и матросы – знать и соблюдать Кодекс поведения военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации – участника боевых действий, уметь отличать международные эмблемы, знаки и сигналы;

· офицеры, сержанты и старшины – знать основные нормы международного гуманитарного права в пределах своих должностных обязанностей, уметь учитывать их при управлении подчиненными, обучать подчиненных практическим действиям, обеспечивающим соблюдения указанных норм в боевой обстановке.

К жертвам вооруженных конфликтов относятся: военнопленные, раненные и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях. Каждая из этих категорий имеет право пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания военнопленных. К ним может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может осуществляться и до окончания войны.

В случае ранения или болезни лица из состава вооруженных сил воюющих сторон обеспечиваются медицинской помощью. Раненных и больных противника категорически запрещают убывать и оставлять без помощи. Воюющие стороны должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненных, больных и военнопленных, находящихся у них, а также об их смерти.

Под международно-правовой защитой от последствий военных действий находятся гражданское население и гражданские(невоенные)объекты. Основной нормой здесь является требование проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов.