ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ВИТАМИНЫ

 

При характеристике витаминов отметить важную роль исследований русского ученого Н.И. Лунина, который один из первых в 1880 г. доказал, что жизнь невозможно обеспечить только белками, жирами, углеводами и минеральными веществами. Есть и другие важные вещества. В начале XX века они были названы витаминами.

Рассказать о свойствах витаминов:

· являются низкомолекулярными органическими соединениями;

· очень непрочные;

· биологическую активность проявляют в малых концентрациях;

· входят в состав небелковой части многих ферментов;

· являются катализаторами разных биохимических реакций.

Отметить, что витамины, в основном, поступают в организм с пищей, но некоторые из них могут синтезироваться в организме (привести примеры).

Показать, что все витамины делятся на две большие группы: жирорастворимые (А, Д, Е, К) и водорастворимые (В, В3, В2, В6, В12, С, РР).

Рассказать о суточной потребности для взрослого человека, основных источниках и физиологической роли витаминов.

Отметить, что длительное голодание, недостаточное поступление витаминов с пищей, употребление в пищу продуктов после длительного хранения, неправильной переработки, нарушения работы пищеварительной системы могут привести к недостаточному поступлению витаминов в организм и развитию гиповитаминоза. Полное прекращение поступления витаминов - к более серьезным изменениям - авитаминозу определенного витамина, избыточное поступление витаминов - к гипервитаминозу.

Привести примеры болезней человека, связанных с авитаминозами жиро- и водорастворимых витаминов.

 


 

При характеристике дыхательной системы необходимо:

Подчеркнуть ее главное значение - обеспечение процесса дыхания. Отметить важность защитной (согревание атмосферного воздуха, увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха, рефлекторное замедление дыхания, защитные рефлексы в виде кашля и чихания) и выделительной функции (удаление летучих метаболитов, СО2, аммиака, ацетона, воды, продуктов обмена дыхательной системы).

Дать определение дыхания как совокупности процессов, обеспечивающих поступление во внутреннюю среду организма кислорода его использование для окисления в клетках органических веществ и удаление из организма углекислого газа.

Отметить, что функция дыхания обеспечивается внешним и внутренним дыханием, а также системой кровообращения, осуществляющей транспорт газов.

Рассказать о строении дыхательной системы, выделив в ее составе воздухоносные пути и респираторную зону, представленную альвеолами легких, где непосредственно осуществляется газообмен.

При характеристике воздухоносных путей отметить:

· их главную функцию - доставку воздуха в респираторную зону;

· входящие в их состав органы (носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, ветвление бронхов до дыхательных бронхиол легких, где начинает осуществляться газообмен) и рассказать об особенностях их строения;

· на связь носовой полости с околоносовыми пазухами; назвать пазухи и привести примеры некоторых связанных с ними болезней;

· роль голосовых связок гортани в формировании звуков.


При характеристике легких:

· указать на их местоположение, границы и парность органа;

· описать форму, назвать поверхности, строение корня, особенности разделения каждого легкого на доли, сегменты и дольки; рассказать о структурно-функциональной единице легких - ацинусе;

· подчеркнуть, что легкие являются частью воздухоносных путей и главным органом для внешнего дыхания; отметить большую дыхательную поверхность легких (около 100 м2);

· рассказать о наружной соединительнотканной оболочке легких плевре, ее листках и плевральной полости; указать на роль небольшого количества жидкости и отрицательного давления в плевральной полости; назвать органы средостения.

Рассказывая о дыхании, следует:

· указать на сложность и трехфазность процесса (внешнее дыхание, транспорт газов кровью, внутреннее дыхание);

· раскрывая механизмы внешнего дыхания:

· рассказать о ритмических движениях грудной клетки (вдох и выдох), обеспечивающих вентиляцию воздуха в легких и поддержание постоянства его состава; назвать число дыхательных движений в минуту в состоянии покоя;

· раскрыть роль дыхательного центра продолговатого мозга и дыхательных мышц в регуляции вдоха и выдоха; перечислить основные и вспомогательные мышцы;

· обратить внимание на особенности процентного состава кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе и крови легочных капилляров при дыхании; раскрыть механизмы законов диффузии при переходе газов из легких в кровь и наоборот;

· дать общее понятие о сурфактанте альвеолярного эпителия и его важной роли в дыхании;

· дать понятие об общей емкости легких (4200-6000 мл) жизненной емкости легких (3300-4800 мл), остаточном воздухе (1200 мл); раскрыть, из каких объемов складывается жизненная емкость легких и каким прибором она измеряется;

· раскрывая механизмы транспорта газов кровью, подчеркнуть, что перенос кислорода кровью к тканям осуществляется в составе оксигемоглобина (соединения О2 с гемоглобином эритроцитов); транспорт СО2 от тканей к легким осуществляется, в основном, в химически связанном состоянии (в виде бикарбонатов и карбаминогемоглобина - соединение СО2 с гемоглобином эритроцитов) и в свободном состоянии (менее 10%);

· раскрывая механизм обмена газов между кровью и тканями, отметить, что он осуществляется на основе концентрационного градиента этих газов между кровью капилляров и интерстициальной жидкостью; назвать показатели напряжения СО2 и О2 в крови и отметить более быструю диффузию СО2 в кровь (примерно в 20 раз) по равнению с О2.

Раскрывая вопрос о регуляции дыхания, отметить:

· главную роль регуляции дыхания в обеспечении оптимального газового состава, внутренней среды организма;

· решающее значение в этом процессе нервной системы, работающей на основе рефлекторных реакций, возникающей при возбуждении рецепторов легких, хеморецепторов дуги аорты, разветвления сонных артерий, продолговатого мозга, терморецепторов кожи, болевых рецепторов и др.;

· роль центральных отделов нервной системы (продолговатый мозг, кора больших полушарий головного мозга, спинной мозг) в регуляции дыхания; привести примеры экспериментов, доказывающих их участие в этом процессе; объяснить механизмы автоматизма и произвольности управления дыханием;

· взаимодополняющую роль центральных и периферических рецепторов в регуляции дыхания (раскрыть на примерах):

· доказательства важной роли блуждающего нерва в регуляции дыхания.

Рассказать об особенностях дыхания в особых условиях: при повышенном атмосферном давлении (например, в кессоне) или пониженном атмосферном давлении (например, в верхних слоях атмосферы).

Привести примеры некоторых болезней органов дыхания (грипп, ангина, туберкулез, дифтерия и др.). Рассказать о причинах их возникновения и мерах предупреждения. Остановиться на вредной роли курения, вредных выбросов промышленных предприятий,