Эпителиальная ткань

ТКАНИ

ЛЕКЦИЯ 8. ЦВЕТЕНИЕ И ОПЫЛЕНИЕ РАСТЕНИЙ. ТИПЫ СОЦВЕТИЙ. СТРОЕНИЕ СЕМЯН И ПЛОДОВ

МОДУЛЬ 2. ВЕГЕТАТИВНЫЕ И ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ. РАЗМНОЖЕНИЕ

Ботаника. Конспект лекций 85

гнезда или в специальные «кладовые» для запаса кормов. Агентами синзо-

охории являются птицы (кедровки, сойки, дятлы) и грызуны (белки, бурун-

дуки, мыши).

Прогрессивной формой синзоохории является мирмекохория. Муравьи

распространяют семена растений с мясистыми придатками – элайосомами

(разновидность ариллусов – фиалки, ожика, чистотел). Элайосомы богаты

маслами и другими питательными веществами. Выделяют летучие вещества,

привлекающие насекомых.

Эпизоохория – случайный перенос диаспор, снабженных различны-

ми прицепками, крючками, цепляющимися за шерсть животных (репейни-

чек, лопух, липучка).

6. Антропохория – распространение диаспор с помощью человека.

Так, благодаря трансконтитентальным первозкам в Европу были завезены

бодяк, элодея, овсюг, а в Америку – подорожник. С каждым годом растет ко-

личество заносных сорных растений, составляющих мощную конкуренцию

культурным.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково биологическое значение соцветий?

2. Какие признаки используют для описания и классификации соцве-

тий?

3. Назовите основные типы простых, сложных и составных соцветий.

4. В чем преимущества перекрестного опыления перед самоопылени-

ем? Какие приспособления используют растения для предотвращения само-

опыления?

5. Какие агенты могут выступать в качестве переносчиков пыльцы?

6. Чем характеризуются цветки энтомофильных растений?

7. Опишите строение цветка анемофильного растения.

8. Из каких основных частей состоит семя покрытосеменного расте-

ния? Какие элементы семязачатка участвуют в формировании семени?

9. Опишите строение зародыша двудольного и однодольного расте-

ний.

10. Какие условия необходимы для прорастания семян?

11. Что такое покой семян, и каковы его причины?

12. Опишите основные этапы прорастания семени.

13. Из каких элементов развивается плод покрытосеменных растений, и

каково его строение?

14. Какие признаки положены в основу морфологических классифика-

ций плодов?

15. Назовите основные типы апокарпных, синкарпных, паракарпных и

лизикарпных плодов.

 

Дать определение ткани, как эволюционно сложившейся системе клеток и неклеточных структур, обладающей общностью строения, развития и функции. Указать общепринятую классификацию тканей человека, в которой выделить: эпителиальную, соединительную, кровь и лимфу, мышечную и нервную ткани, а также дать их морфо-функциональную характеристику.

 

Характеризуя эпителий, необходимо отметить, что он располагается на границе внутренней и внешней среды организма, покрывая поверхность тела человека (эпидермис) и выстилая полости тела и органы. Эпителиальная ткань также входит в состав желез. Выделяют покровный эпителий и железистый. Рассказать о функциях эпителия (защитной, секреторной, экскреторной, выделительной, всасывательной).

Отметить общие свойства, присущие всем разновидностям эпителиальной ткани:

· состоят из клеток, которые образуют пласты,

· клеточный пласт располагается на базальной мембране,

· в эпителиальном пласте клеток отсутствуют кровеносные сосуды,

· питание клеток осуществляется диффузно через базальную мембрану из подлежащей рыхлой соединительной ткани,

· обладают высокой способностью к регенерации.

Дать классификацию покровного эпителия, указав, что он подразделяется на:

· однослойный (дать определение):

· плоский,

· кубический,

· цилиндрический,

· многорядный мерцательный;

· многослойный (дать определение):

· многослойный плоский неороговевающий,

· многослойный плоский ороговевающий,

· переходный.