Развитие политического знания в Новое время
В Новое время формируется уже не только гражданская, но и социальная концепция политики, создаются предпосылки для формирования политологии как самостоятельной науки. В XVII-XVIII вв. продолжается развитие гражданской трактовки политики в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, III.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона.
В Новое время политическая мысль развивается в рамках го-сударствоведения и правоведения. Политические теории отличаются рационализмом и практической ориентацией на решение жизненно важных проблем. Исследовательский интерес был направлен на выявление причин возникновения государства, сущности отношений между личностью, обществом и государством. В этот период создаются теории общественного договора, естественного права, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества и правового государства.
В основе теории общественного договора лежит идея о том, что государство является результатом добровольного соглашения людей. Они создали государство для защиты своих естественных прав и свобод: права на жизнь, свободу и собственность. Теорию общественного договора разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Однако они по-разному объясняли естественное догосударственное состояние, причины возникновения общественного договора, природу отношении, которые складываются между государством и личностью. Дж. Локк был основателем идеологии либерализма и мыслителем, который четко обосновал теорию естественных прав человека, необходимость разделения властей и конституционализм.
Развитие гражданской концепции политики содействовало процессу становления современных европейских государств. Теоретические политико-правовые разработки получили свое практическое воплощение в период Великой французской революции и были закреплены в Декларации прав человека и гражданина. Конституция США, принятая в 1787 г. и дополненная Биллем о правах в 1791 г., позволила обеспечить стабильность американскому обществу в течение длительного времени. У истоков американской государственности стояли Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Гамильтон, Дж. Вашингтон. Они были не только политическими мыслителями, которые хорошо знали идеи европейских просветителей, но и государственными деятелями. Республиканская форма правления, система сдержек и противовесов как дополнение к теории разделения властей Ш.Л. Монтескье - это основной вклад отцов-основателей США в политическую теорию и практику. Американская политическая мысль отличается повышенной прагматичностью, ориентацией на решение практических задач.
Новое время - это период, когда экономически крепнущий класс буржуазии вел активную борьбу с феодальными сословными привилегиями и деспотизмом абсолютных монархий. Направленность политической мысли была обусловлена выражением интересов этого класса, но реальное значение политических и правовых идей, выдвинутых в это время, выходило далеко за рамки классовых потребностей буржуазии. Политические теории обосновывали политический идеал общества, в котором господствуют правовое равенство и свобода всех граждан независимо от их социального происхождения и положения. Ценность человеческой личности, приоритет личных прав и свобод с этого времени становятся основой общепринятого мировоззрения западной цивилизации.
В XVII в. появляются социальные концепции политики, в которых политика анализируется через призму общественных отношений и интересов. Это стало реакцией на достаточную зрелость суверенного государства. Социальная концепция политики приходит на смену гражданской. На смену изучению индивида приходит изучение групп и объединений (ассоциаций).
Характеристики социальной концепции политики: 1) отправной точкой является не индивид, а социальная группа (нация, класс, человечество); 2) изучение государства переключается с правовых концепций на историю становления и развития государства; 3) большое внимание уделяется экономическим проблемам.
Радикальное выражение гражданской концепции политики и одновременно ее первая критика принадлежит Ж.-Ж. Руссо. Социальную концепцию политики в Новое время развивали Э. Берк, А. Токвиль, И. Бентам, Дж. Ст. Милль.
Руссо разработал концепцию народного суверенитета. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение придавал традициям в развитии политики и права, а также роли государства в обществе как гаранта стабильности и порядка. Токвиль в знаменитой работе «Демократия в Америке» рассматривал проблему соотношения политического равенства и политической свободы в демократическом обществе. Он утверждал, что именно широкое участие масс в политике посредством создания гражданских и политических ассоциаций - гарантия демократии. И. Бентам создал учение о позитивном законе, обосновал необходимость крупных прогрессивных реформ в Англии. Дж.Ст. Милль был последовательным защитником представительного правления. В работе «Размышления о представительном правлении» он высказывался за пропорциональное представительство; против подавления образованных людей; за повышение социальных функций государства.
Развитие политической мысли XIX в. во многом было связано с победой Великой французской революции, утверждением индустриального общества и буржуазной государственности, возникновением рабочего движения. В это время окончательно оформляются основные современные идеологии - либерализм, консерватизм, социализм. Политическая проблематика становится объектом идеологической борьбы.
В политических и правовых исследованиях этого периода широкое распространение получает позитивизм. Основоположником социологического позитивизма был французский философ О. Конт. Он считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться следует только на наблюдения и факты.
В этот период большое внимание уделяется анализу социальных основ политики и взаимодействию политики и экономики. В середине 40-х гг. XIX в. возникает марксизм. К. Маркс (1818-1883) обосновал материалистическое понимание истории и внес чначительный вклад в понимание социально-экономических истоков политики. Суть диалектико-материалистического подхода к политике состоит в понимании се как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Маркс доказывал, что все явления политической жизни коренятся в материальных, жизненных, экономических отношениях и в своем существовании зависят от экономического базиса. Конечную причину всех важнейших исторических событий, в том числе и политических, марксизм видел в экономическом развитии общества. Важнейшим элементом политического учения марксизма является тезис о классовом характере государства и права. Политика является концентрированным выражением экономики и сферой борьбы классов за завоевание государственной власти. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали положение о закономерности отмирания государства и всякой политики в коммунистическом обществе. Под влиянием марксизма складывается социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с социальными отношениями.
Накопленные теоретические и эмпирические исследования, применение новых методов к изучению политических институтов и отношений привело к выделению политологии в конце этого периода в самостоятельную научную дисциплину.