Правотворческий процесс

Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

1. планирование нормотворческой деятельности;

2. нормотворческая инициатива;

3. подготовка проекта нормативного правового акта;

4. принятие (издание) нормативного правового акта;

5. включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6. опубликование нормативного правового акта.

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов включает утверждение нормотворческими органами (должностными лицами): государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов (далее – государственные программы); ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.

Субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам (должностным лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:

1. рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;

2. организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;

3. сбор необходимых материалов и информации;

4. разработку концепции проекта;

5. составление текста проекта;

6. согласование проекта;

7. проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.

Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом).

Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:

1. одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;

2. отклонить проект с указанием мотивов и причин;

3. отложить принятие (издание) нормативного правового акта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

4. возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Подписание официального текста нормативного правового акта осуществляется:

· декрета, указа Президента Республики Беларусь, закона – Президентом Республики Беларусь;

· постановлений Совета Министров Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов – руководителем органа, принявшего (издавшего) акт, а в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию.

Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.